Пленарное заседание форума состоялось на площадке МИИТа, а его основной темой стала презентация специального исследования, которое проводили специалисты из Сколково на тему: «Транспортное образование сегодня и его перспективы в горизонте планирования до 2030 года». Даже сама параллель между сроком планирования, на который рассчитана Транспортная стратегия, основной документ для транспортного комплекса, и периодом прогнозирования отраслевого образования не случайна. Сегодня уже в профессиональном сообществе сформировалось единое мнение о том, что без инноваций в транспортном образовании невозможны инновации в транспортном комплексе.
В своем развитии и своих планах транспортное образование должно учитывать как изменения, происходящие в образовании в целом, так и направления движения в транспортном комплексе.
Обеспечивать текущие потребности транспорта как реального сектора экономики и одновременно работать на опережение, внедряя в транспортный процесс новую технику, технологию и бизнес–решения – вот в чем состоит сегодня задача профессионального транспортного образования.
Что же сегодня представляет собой система транспортного образования? Это 18 вузов, входящих в систему Минтранса, и 3 вуза в системе Минобрнауки, где обучаются 350 тыс. человек.
Вузы и их филиалы расположены во всех федеральных округах. Ежегодный выпуск специалистов составляет около 70 тыс. специалистов.
Статистику по системе транспортных вузов можно продолжить, и она уже сама по себе характеризует качественный уровень подготовки специалистов. Студентов готовят 22 тыс. преподавателей, из которых 2,5 тыс. – доктора наук, т. е. на группу выпускников в 28 человек (а это стандартная группа для вуза) приходится 1 доктор наук.
Более 120 действующих научных школ, история которых насчитывает даже не десятилетия, а столетия, – это тот фундамент, на котором строится здание современного транспортного образования. В вузах транспортного комплекса ежегодно выполняются научно–исследовательские и конструкторские разработки на сумму более 4 млрд руб. Часть этих средств поступает по линии федеральных целевых программ и крупных федеральных транспортных проектов в сфере транспорта.
В представленном исследовании отмечалось, что уникальность транспортного образования связана с тем, что оно заточено под кадровое и научное обеспечение решения государственных задач. Глубокая, всесторонняя связь с производством и отраслью обеспечивает оперативную адаптацию к требованиям времени, к тем изменениям, которые происходят в отрасли. Высокий уровень фундаментальной, профессиональной и практической подготовки студентов отвечает растущим требованиям корпоративных стандартов. Именно в системе транспортного образования действует не имеющая аналогов по масштабам и эффективности система целевой контрактной подготовки кадров и дополнительного профессионального образования. Образовательный процесс ведется в условиях реального производства с использованием электронных и дистанционных технологий. Развитая прикладная и фундаментальная вузовская наука интегрирована в образовательный процесс. Транспортные вузы располагают инновационной учебно–научной базой, в том числе не имеющими аналогов научно–образовательными центрами и лабораториями.
Каковы же выводы, сделанные в исследовании?
Господдержка вузов является обязательным условием повышения качества и престижа транспортного образования. Для этого необходимо при реализации приоритетных проектов в сфере транспорта (ФЦП и т. п.) предусматривать расходы на кадровое обеспечение и научное сопровождение программ. На базе ведущих вузов следует создавать инновационные научно–образовательные (международные) центры. В регионах должны получать поддержку (финансовую и административную) лицеи и гимназии, входящие в систему транспортных вузов.
Особое внимание следует уделять развитию партнерства с работодателями.
Целесообразно создавать кафедры вузов на крупных транспортных предприятиях и профильных НИИ (по аналогии с медицинскими вузами). Это позволит проводить учебный процесс на передовых предприятиях с современной техникой.
На конференции отмечалось, что сегодня система транспортного образования как живая система претерпевает изменения. Ликвидируются неэффективные филиалы и структуры. Интегрируются вузы различных видов транспорта, филиалы вузов, подведомственных разным федеральным агентствам, филиалы вузов – муниципальные учреждения образования, реализующие однотипные программы. В результате формируются региональные научно–образовательные комплексы общетранспортного профиля, что соответствует мировой тенденции глобализации профессионального образования.
Ведущие транспортные компании заинтересованы в подготовке хороших специалистов, готовых по окончании института включиться в деятельность конкретной компании. А раз так, то вузу, ведущему подготовку таких специалистов, надо помогать, причем не в виде одноразовой кампании, а на постоянной основе. Это очень хорошо понимают в ОАО «РЖД», помогая всему комплексу образовательных учреждений, начиная со специализированных лицеев и колледжей и заканчивая институтами. Причем сфера ответственности РЖД распространяется и на систему ДПО. О работе РЖД в этом направлении известно немало, но и другие известные транспортные компании сотрудничают с профильными вузами. Так, в компании «Совкомфлот» считают, что компетентные кадры – непременное условие конкурентоспособности, а инвестиции в подготовку кадров – основа устойчивости и стабильности компании. Начиная с 2008 года сотрудничество между компанией и базовыми вузами ведется на системной основе в рамках трехлетних планов. Сотрудничество это многостороннее и ведется по многим направлениям, таким как:
– участие в работе Ученого и Попечительского советов и Государственной аттестационной комиссии;
– знакомство курсантов с СКФ как ведущей судоходной компанией страны;
– чтение лекций и проведение занятий силами опытных капитанов и механиков;
– модернизация материально–технической базы учебного заведения;
– оснащение парусника «Мир» и оказание спонсорской помощи его экипажу;
– стажировка преподавателей на борту современных судов СКФ;
– проведение НИР по заказу СКФ;
– помощь в пополнении библиотеки вузов;
– создание групп целевой подготовки для нужд СКФ;
– предоставление возможности проходить плавательскую практику на борту транспортных судов и обмен характеризующими материалами;
– спонсорская помощь в восстановлении учебно–производственного судна «Профессор Хлюстин».
Таким образом, компания не только вкладывает в сотрудничество с вузами десятки миллиардов рублей ежегодно, но и разделяет социальную ответственность за подготовку кадров с государством.
* * *
Итоги Первого форума транспортного образования были подведены на заключительном пленарном заседании. Там же была дана оценка работы «круглых столов», тематика которых касалась всех аспектов транспортной деятельности.
О значимости проблемы образования на транспорте можно судить по составу участников этого заседания. В его работе приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, руководители, преподаватели и студенты транспортных вузов страны.
В этом году «Транспортная неделя» открылась и завершилась мероприятиями, на которых обсуждались проблемы и перспективы транспортного образования в России. На этот символичный факт обратил внимание министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на подведении итогов форума. Повышенное внимание к вопросам транспортного образования не случайно. Будущее страны зависит от того, какие люди придут работать в отрасль, подчеркнул министр. Он напомнил, что соответствующей статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены жесткие требования к подготовке членов экипажей судов, специалистов авиационного персонала, работников железнодорожного транспорта. Ведь от качества подготовки персонала зависит безопасность пассажиров. И это налагает большую ответственность.
В рамках форума было рассмотрено очень много вопросов, их обсуждение носило дискуссионный характер. Большая работа была проведена в московских транспортных вузах, где состоялись 12 «круглых столов». Все эти мероприятия помогут сформулировать консолидированные предложения для Правительства РФ и Президента страны, что позволит наметить дальнейший путь развития транспортного образования в рамках общего образовательного процесса, подчеркнул министр.
О перспективах развития транспортного среднего профессионального образования и реализации программ прикладного бакалавриата рассказал директор Московского колледжа железнодорожного транспорта Николай Разинкин. По его словам, своевременное объединение колледжей с вузами позволило сохранить транспортное среднее профессиональное образование, включив его в мощный интегрированный университетский комплекс. В настоящий момент в 106 филиалах и структурных подразделениях среднего профобразования обучаются более 100 тыс. студентов. Большая часть из них – целевики (до 90%).
Ректор Московского автомобильно–дорожного государственного технического университета (МАДИ) Вячеслав Приходько подвел итоги работы «круглого стола», посвященного совершенствованию подготовки автомобильно–дорожных кадров. По его мнению, существующая система подготовки бакалавров и магистров не в полной мере учитывает специфику автомобильно–дорожных направлений. В связи с этим специалисты приняли решение в ближайшее время разработать единый профессиональный стандарт по подготовке студентов в области транспортного строительства и планирования, безопасности дорожного движения и интеллектуальных транспортных систем. Именно в этих сферах особенно ощущается дефицит квалифицированных кадров.
О проблемах старения лабораторной базы и скромных финансовых возможностях вузов для ее обновления говорила проректор по научной работе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Татьяна Пантина. Она подвела итоги работы «круглого стола», посвященного развитию потенциала привузовских научно–педагогических школ, акцентировав внимание на проблеме нехватки молодых ученых, нарушении преемственности передачи знаний. Цифры говорят сами за себя: ученые в возрасте от 30 до 40 лет составляют всего 14% от общего количества исследователей.
Проректор по научной работе и инновациям Московского государственного технического университета гражданской авиации Вадим Воробьев акцентировал внимание на особенностях практической подготовки студентов авиационных специальностей.
Заместитель директора Института управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) Ольга Ефимова рассказала о роли электронного обучения и дистанционных технологий в развитии транспортного образования.
На итоговом заседании Первого форума транспортного образования обсуждался широкий спектр вопросов. По словам помощника Президента РФ Игоря Левитина, каждый вуз должен в полной мере отвечать за качество подготовки своих выпускников, поскольку на транспорте от этого зависит жизнь людей. Именно из–за своей специфики транспортное образование не интегрировано в общую систему образования. Однако жизнь идет вперед, и система подготовки специалистов в транспортных учебных заведениях также должна быть мобильной – меняться в соответствии с требованиями времени.
Помощник Президента РФ обратил внимание на необходимость обмена лучшими научными школами и практиками. По мнению Игоря Левитина, целесообразно вернуться к теме более активных контактов вузов и работодателей. «Надо подумать о возможности создания в вузах наблюдательных советов. Было бы неплохо, чтобы крупные компании были учредителями транспортных вузов, принимали участие в контроле за учебным процессом, отвечая за качество подготовки. Транспортная отрасль очень конкурентноспособна. Если мы не будем более плотно заниматься транспортной наукой, российский транспорт, к сожалению, проиграет в глобальной конкуренции», – подчеркнул Игорь Левитин.
Ирина ПОЛЯКОВА,Артем ОЗУН,
обозреватели «ТР»
19.12.2013