организации дорожного движения
в Российской Федерации.
Из–за транспортных проблем в российских городах экономика России теряет до 9% ВВП в год. И если раньше главной причиной пробок считалась низкая пропускная способность улично–дорожной сети, то сейчас специалисты называют целый комплекс проблем и говорят, что решить их можно, но только не в отдельно взятом городе, а в масштабах всей страны. Об этом шла речь на III Международном конгрессе ROAD TRAFFIC RUSSIA, который был посвящен организации дорожного движения в Российской Федерации. В этом году конгресс прошел в форме общественного форума и назывался «Организация дорожного движения в городах России». Это первое мероприятие в рамках большой программы «Транспортной недели–2012».
Открыл мероприятие министр транспорта РФ Максим Соколов, который подчеркнул масштабность проблемы. По его словам, постоянная перегруженность городских транспортных систем приводит к серьезным экономическим потерям, и фактически речь идет уже о нарушении территориального и экономического единства страны. Как показывает мировой опыт, перегруженность УДС не всегда имеет только транспортные причины, это также следствие градостроительных ошибок, отставания темпов строительства дорог от уровня автомобилизации, низкой конкурентоспособности общественного транспорта. Эти проблемы нельзя решить в одночасье, соглашается министр, однако надежду вселяет то, что не только Москва и Санкт–Петербург вплотную занялись решением транспортных проблем, но и другие российские города – Казань и Калининград, где также осуществляются крупные региональные проекты в этой области.
Максим Соколов также сообщил, что Минтранс России определил основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения. В частности, подготовлен и проходит процедуру межведомственного согласования проект федерального закона «Об организации дорожного движения». По мнению министра, этот закон должен стать связующим звеном в разделенных на сегодня элементах системы отраслевых нормативных правовых актов, подзаконных актов и федеральных законов прямого действия. Кроме того, подготовлены проект федерального закона о требованиях по строительству заездов и съездов к объектам торговли и дорожного сервиса, исключающих образование автомобильных заторов, а также проект нормативного правового акта Минтранса России о требованиях к разработке, утверждению и реализации проектов и схем по организации дорожного движения.
Более подробно на данных статистики остановился статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. По этим данным, в настоящее время до 27% федеральных автомобильных дорог перегружены. Средняя скорость движения на отдельных направлениях снизилась за последние пять лет на 40% и в часы пик составляет 5–10 км в час. В целом неэффективность транспортных систем приводит к тому, что потери для экономики страны составляют от 7 до 9% ВВП. Сергей Аристов напомнил, что УДС российских городов исторически сформировались в 70–90–е годы прошлого века и до сего дня остаются без изменений. Но если в документах градостроительного планирования того времени перспективный уровень автомобилизации предполагался на уровне 170 автомобилей на 1000 населения, то сейчас он уже превышен в два раза. За последние 10 лет ежегодный прирост автомобилей составил 4–6%, тогда как увеличение пропускной способности УДС не превысило 0,5–1%. «Отставание дорожно–транспортной сети от потребности составляет 25 лет, и тенденции неутешительны», – сделал вывод замминистра.
Сергей Аристов перечислил основные направления, которые формируют государственную политику в этом вопросе. Это совершенствование территориально–транспортного планирования, развитие УДС городов и модернизация общественного пассажирского транспорта, организация городского парковочного пространства, совершенствование инженерных средств и методов организации дорожного движения, оптимизация работы грузового автомобильного транспорта, формирование новых стереотипов транспортного поведения населения. «Сегодня перед государством и субъектами стоит главная задача: определить практический механизм управления, который позволит реализовать эти задачи», – отметил он.
Пока же деятельность по организации дорожного управления не имеет самостоятельного статуса в качестве объекта правового регулирования. «Согласно действующему законодательству организация дорожного движения не является самостоятельным видом деятельности, а включается в состав дорожной деятельности как один из видов работ по содержанию дорог, что само по себе парадокс, – пояснил Сергей Аристов. – Как следствие – федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, не упоминает организацию дорожного движения в числе вопросов, подлежащих регулированию на региональном и местном уровне».
Решение транспортных проблем города стало приоритетом для правительства Москвы. По словам заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, в настоящее время в Москве реализуется государственная программа «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы», общий объем финансирования которой составляет 2,2 трлн рублей, в том числе 1,665 трлн рублей – из бюджета города Москвы. Основными задачами программы остаются развитие общественного транспорта, использование высокотехнологичных систем управления дорожным движением, решение проблем стоянок, совершенствование грузовой логистики.
Также частью программы является создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Москвы, для чего в бюджете города предусмотрено 17,5 млрд рублей на 2012–2014 годы, напомнил Максим Ликсутов. На всех остановках появятся интерактивные табло с расписанием движения и временем подхода того или иного транспортного средства.
Пока же внедрение ИТС в Москве сталкивается с трудностями как организационно–правового, так и технического характера. И если первое – предмет интереса контролирующих органов, то о втором рассказал координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, полноценную ИТС внедрить в Москве довольно сложно из–за ярко выраженной маятниковой миграции, которая накладывается на общую высокую транспортную загруженность УДС. Так, миллион жителей Подмосковья, то есть каждый пятый, едет утром на работу в Москву, а вечером – обратно. По прогнозам, по существующим дорогам к 2020 году будут «маятниково» ездить уже 2 млн человек. Любая умная система имеет предел использования, и в Москве этот предел, по сути, уже настал, полагает специалист. С ним косвенно соглашается и Максим Ликсутов, который признает, что для 6,5 млн жителей агломерации МКАД остается единственной возможностью добраться из одного города в другой.
Между тем Москва далеко не единственный мегаполис, который решает подобные транспортные проблемы. О мировом опыте и подходах в преодолении болезней века подробно рассказали иностранные гости форума. К примеру, мэр Бухареста доктор Сорин Мирча Опреску рассказал о внедрении одной из самых современных в Европе систем организации и управления дорожным движением.
Международный эксперт в области современных систем управления дорожным движением, профессор университета Турина Вито Мауро рассказал о возможностях ИТС. По его данным, качественное внедрение ИТС позволяет снизить аварийность на дорогах на 30%, сократить заторы на 15% и на треть уменьшить энергопотребление. Он называет ИТС основным компонентом любой стратегии, направленной на обеспечение бесперебойного дорожного движения в европейских странах.
На главный вопрос форума – получится ли решить транспортную проблему в московской агломерации – попытался ответить председатель комиссии по экономике, инвестиционному развитию, энергетике, транспорту, дорожному хозяйству Общественной палаты Московской области Иван Стариков. Он привел такую цифру: до 2020 года в московской агломерации планируется построить порядка 27 млн квадратных метров жилья, что еще больше увеличит интерес к региону. Поэтому Иван Стариков считает, что необходимо создавать альтернативные центры притяжения товаров и услуг, финансов, рабочей силы и т. д.
Вместе с тем эксперт уверен, что у Москвы есть шанс решить свои транспортные проблемы, но не раньше, чем через четверть века, и при условии строительства транспортной артерии, которая связала бы 25 субъектов Российской Федерации.
Впрочем, большинство присутствовавших на форуме были более пессимистичны: 70% принявших участие в интерактивном опросе ответили, что проблема пробок в Москве не будет решена никогда.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
06.12.2012