В Берлине прошла международная выставка InnoTrans 2012. В ее работе приняли участие ведущие предприятия – производители железнодорожной техники, компании–перевозчики и операторы подвижного состава, представители государственных регуляторов в области транспорта. Делегацию Минтранса России возглавил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Концепция InnoTrans объединила не только специализированную выставку железнодорожной техники в павильонах, но и экспозицию на рельсовом полигоне, а также обширную программу конференций. Здесь были представлены такие тематические разделы, как железнодорожные технологии и инфраструктура, общественный транспорт и тоннельное строительство, внутреннее оснащение.
Одной из особенностей выставки стала экспозиция под открытым небом. В непосредственной близости от выставочных павильонов, прямо на рельсовых путях длиной свыше 2 км, фирмы–участницы продемонстрировали образцы техники. Здесь можно было увидеть такие современные достижения железнодорожной отрасли, как техника для строительства и укладки железнодорожного полотна, локомотивы и грузовой подвижной состав, комплексные системы пригородного, регионального и дальнего сообщения.
На стенде Минтранса России в режиме реального времени был проведен показ работы системы управления мультимодальными перевозками на базе логистического транспортного центра Сочи. Система призвана управлять пассажиропотоками и движением грузов при строительстве олимпийских объектов. Она также реализует функции планирования и формирования отчетности при осуществлении мультимодальных перевозок всеми видами транспорта. Кроме того, на стенде продемонстрированы технологии системы ГЛОНАСС на транспорте.
Благодаря объединению преимуществ специализированной выставки и международного транспортного форума InnoTrans стал уникальной платформой для встреч специалистов отрасли, проведения деловых переговоров и обсуждения перспектив сотрудничества.
Специализированная программа InnoTrans 2012 началась с пленарного заседания «Глобализация транспортного машиностроения: производители в системе новых бизнес–отношений». Сийм Каллас, вице–президент Европейской комиссии, комиссар по транспорту, призвал все железнодорожные администрации открыть рынки и начать работать по общим справедливым правилам, обеспечивающим единый доступ к железнодорожным перевозкам и производству железнодорожной техники. Его поддержали представители ведущих компаний–производителей.
Однако, например, министр транспорта, строительства и городского развития Федеративной Республики Германия Петер Рамзауэр был более осторожен в высказываниях. Он считает, что у всех железных дорог Европы – свои национальные особенности. Более того, во многом на развитие, в частности, пассажирских перевозок оказывают влияние власти всех уровней – от федеральных до региональных. Поэтому унифицировать этот рынок будет крайне сложно.
Центральным событием выставки стал Саммит железнодорожных лидеров – 2012. Спикерами форума стали главы железных дорог Франции, Бразилии, Германии, Швейцарии, Катара, а также Сийм Каллас, Максим Соколов и Петер Рамзауэр. Участники обсудили вопросы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, повышения совместимости технических систем и выстраивания эффективных логистических цепочек для ускорения доставки грузов.
Приветствуя участников и гостей саммита, Максим Соколов отметил возросший интерес представителей государственных органов и мирового бизнес–сообщества к развитию железнодорожной отрасли государств с шириной колеи 1520 мм и 1435 мм, процессам интеграции в мировую транспортную сеть и, как следствие, расширению сотрудничества между государствами. По его мнению, проведение саммита железнодорожных лидеров имеет важное значение как для деловых кругов, так и для сферы государственного управления. «Саммит является оптимальной площадкой для налаживания конструктивного диалога между бизнесом и государственными органами с целью повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, технологического перевооружения железных дорог и гармонизации правового пространства», – заявил Максим Соколов.
Государственные цели долгосрочного развития, связанные с обеспечением высокого уровня техники и технологий, закрепления геополитической роли страны требуют перехода экономики на инновационную модель развития, считает министр. Это означает занятие существенной доли на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, повышение удельного веса этого сектора в ВВП страны.
Глава Минтранса России заявил также о необходимости повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, что может быть обеспечено только при соответствующем уровне развития железнодорожной техники и технологий, повышения тяговых характеристик железнодорожного подвижного состава, скоростей движения, надежности и его энергоэффективности, экологичности и безопасности. Это обеспечивается как развитием отечественной продукции, так и локализацией производства зарубежной техники и импортом технологий.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе саммита рассказал о масштабных проектах строительства в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи, модернизации существующей системы железных дорог. Он отметил, что планируемое проведение в России Чемпионата мира по футболу 2018 года является серьезным вызовом для транспортной системы страны. ОАО «РЖД» было поручено разработать схему развития скоростного железнодорожного сообщения между городами проведения матчей чемпионата. В ближайшее время Правительство РФ должно принять решение о финансировании данных проектов.
Владимир Якунин также подчеркнул необходимость увеличения государственной поддержки развития железнодорожного транспорта в целом. Стоит отметить, что об этом во время пленарной сессии говорил и глава железных дорог Германии (Deutche Bahn) Рюдигер Грубе. Он заявил, что политические решения в сфере транспорта должны не оставаться декларациями, а отражаться в федеральных и региональных бюджетах.
Яркое и запоминающееся мероприятие прошло на демонстрационной площадке. Максим Соколов, Владимир Якунин, а также генеральный директор департамента «Системы рельсового транспорта» «Сименс АГ» Ханс Йорг Грундманн приняли участие в презентации электропоезда «Ласточка» (Desiro Rus).
Напомним, в 2014 году данные электропоезда будут обеспечивать транспортное обслуживание гостей и участников зимних Олимпийских игр в Сочи. Технические параметры представленного электропоезда обеспечивают скорости движения до 160 км/ч, «Ласточка» состоит из 5 вагонов и имеет общую пассажировместимость более 800 человек. Главным преимуществом электропоезда является особая технология компоновки состава, которая позволила большую часть тягового оборудования разместить на крыше вагонов. Это решение упростило условия технического обслуживания электропоезда и увеличило его пассажировместимость на 20%.
По словам Владимира Якунина, электропоезд «Ласточка» является ярким примером сотрудничества ОАО «РЖД» и «Сименс АГ» в области разработки и производства подвижного состава. Новые электропоезда объединяют в себе инновационные технологии, безопасность, современный дизайн и комфорт.
Отметим, что в настоящее время «Ласточка» проходит процедуру сертификации, поезд находится на испытаниях. В конце 2012 года электропоезд должен быть введен в подконтрольную коммерческую эксплуатацию для проверки надежности работы в зимних климатических условиях. А в 2013 году начнется эксплуатация «Ласточки» непосредственно в Сочинском регионе, где будут проходить зимние Олимпийские игры.
В дни проведения InnoTrans 2012 под патронажем Министерства транспорта РФ и при поддержке ОАО «Российские железные дороги» состоялась конференция «Железнодорожное машиностроение: партнерство производителей 1520 и 1435». В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы практического взаимодействия российских и европейских предприятий в области железнодорожного машиностроения, гармонизации технических стандартов «пространств 1520 и 1435», повышения качества железнодорожной техники. Значительное внимание было уделено проблематике венчурного финансирования проектов, касающихся производства тягового и подвижного состава, и сокращения объемов их финансирования со стороны государства.
В конференции приняли участие руководители транспортных ведомств России и Германии, международных организаций, отраслевых союзов и ассоциаций, представители крупнейших российских и зарубежных предприятий в области транспортного машиностроения, главы международных венчурных фондов.
Директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслав Петренко в своем выступлении отметил, что, исходя из необходимости повышения эффективности перевозочного процесса, перед комплексом железнодорожного машиностроения РФ стоят задачи выхода на мировой уровень железнодорожного подвижного состава и технических средств инфраструктуры. Причем как по качественным параметрам, так и по стоимости жизненного цикла. Эти условия, отработанные в России при заключении контрактов на поставку железнодорожного подвижного состава, стали обязательными и для технических средств инфраструктуры.
В отличие от других видов транспорта, практически все свои потребности в новой технике Российские железные дороги покрывают за счет поставок российских машиностроительных предприятий. Сегодня производство железнодорожного подвижного состава осуществляют 22 головных предприятия и более 500 их смежников.
Ориентируясь на мировой опыт в области транспортного машиностроения, в Российской Федерации локализованы производства железнодорожного подвижного состава и его составных частей нового поколения с применением трансферта передовых технологий зарубежных компаний. Целенаправленно реализуются установки руководства страны по поддержке отечественного производителя и локализации производства.
Железнодорожное машиностроение становится локомотивом развития высоких технологий российской экономики, где создаются новые, квалифицированные рабочие места. Стимулирование развития транспортного машиностроения и смежных отраслей промышленности является форсирующим фактором и вектором модернизации российской экономики.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
Берлин – Москва
27.09.2012