Датой рождения Керченского морского торгового порта считается 10 (23 по н. ст.) октября 1821 года, когда российский император Александр I подписал указ о его учреждении. Так на берегу Керченской бухты был основан порт, который стал принимать многочисленные торговые суда, за счет чего оживилась и стала набирать обороты вывозная и привозная торговля.
За более чем 190–летнюю историю своего существования Керченский морской торговый порт (КМТП) превратился в современное предприятие, мощности которого позволяют перерабатывать до 2,5 млн т грузов в год. Сегодня порт круглогодично может принимать суда длиной до 200 м с осадкой 8 м.
Заместитель министра транспорта Республики Крым Геннадий РАСКЕВИЧ рассказал корреспонденту «ТР» о деятельности КМТП в современных условиях, о проблемах и путях их решения.
– Геннадий Павлович, КМТП, ныне порт Керчь, является одним из филиалов Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты». В чем специфика вашего порта, отличие от морских торговых портов Феодосии, Ялты, Евпатории?
– Керченский морской торговый порт так же, как и Керченская паромная переправа, является географически ближайшим портом по отношению к континентальной части Российской Федерации и наиболее пригодным для организации паромного сообщения. Именно поэтому КМТП всегда специализировался на перевалке грузов с речных судов на морские. Кроме того, в отличие от портов Ялты и Евпатории КМТП имеет подъездные железнодорожные пути.
В настоящее время портовые комплексы КМТП способны перерабатывать генеральные, навалочные и контейнерные грузы. Филиалы «Керченский торговый порт» и «Керченский рыбный порт» успешно справляются с обработкой каботажных грузов, поступающих с территории Российской Федерации. Несмотря на сложности, предприятию удалось сохранить трудовой коллектив и работоспособность всей транспортной инфраструктуры.
– ФЦП «Социально–экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года», разработанная с целью интегрирования экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечения транспортной доступности, снятия инфраструктурных ограничений, предполагает общий объем финансирования порядка 700 млрд руб. Что планируется сделать в рамках этой программы для развития инфраструктуры порта Керчь?
– Филиалы ГУП РК «Крымские морские порты», функционирующие в Керчи, планируют осуществить реконструкцию нового мола и дноуглубительные работы в Керченском торговом порту, что позволит принимать суда с большей осадкой и грузоподъемностью, а также реконструкцию существующего причала в Керченском торговом порту и строительство нового причала в Керченском рыбном порту.
На эти цели в 2015–2020 годах предполагается выделение более 1,55 млрд руб.
– Как повлиял на работу Керченского морского торгового порта режим санкций? Отразилось ли это на объемах грузооборота? Что предпринимает руководство порта для минимизации негативного действия санкций?
– В порту действительно имеет место снижение грузо-оборота ввиду отсутствия железнодорожного сообщения и сложности судозаходов для иностранных судовладельцев. Замечу, что исторически порты Крыма в основном работали на транзитных грузах, поступавших с материковой части железнодорожным транспортом. Их доля составляла в разные периоды от 75 до 91%. В настоящее время такие грузы в порт Керчь не поступают.
На мой взгляд, основная возможность повышения грузооборота портов Керчи заключается в поиске потенциальных грузоотправителей, товаров, которые в том числе производятся на территории Республики Крым и пригодны для перевозки морским транспортом. В целом перспективы роста грузооборота во многом обусловлены обеспечением строительства транспортного перехода, в частности, доставкой строительных материалов.
Хотелось бы отметить, что в непростых условиях фактической «транспортной блокады» портовики города обеспечили непрерывный поток в Крым товаров первой необходимости, энергоносителей, внесли большой вклад в организацию пассажирского и грузового паромного сообщения. Сегодня Керченские филиалы ГУП РК «Крымские морские порты» специализируются на обработке 6 грузовых, 2 железнодорожных и 4 грузопассажирских паромов, которые работают на паромных линиях порт Новороссийск – Керченский торговый порт, порт Крым – порт Кавказ, порт Темрюк – Керченский морской торговый порт, порт Темрюк – Керченский морской рыбный порт.
– Испытывает ли порт Керчь сложности с приведением нормативной документации к нормам российского законодательства?
– Действительно, некоторые сложности при вхождении в правовое поле Российской Федерации вызвали определенные ограничения деятельности морских портов Республики Крым. Но эти моменты не носят критического характера. В данном направлении ведется необходимая работа.
– Как вы относитесь к решению Крымского морского совета (КМС) о передаче в хозведение ФГУП «Росморпорт» объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания в морских портах Республики Крым и Севастополя (СУДС, ГМССБ и навигационно–гидрографического обеспечения)?
– Решение Крымского морского совета будет учтено при разработке программных документов по развитию морской транспортной инфраструктуры Республики Крым.
– Ваше отношение к возобновлению перевалки грузов на рейде в режиме закрытой границы?
– В настоящее время рейдовая перевалка грузов в режиме закрытой границы противоречит закону Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации». Рейдовая перевалка грузов возможна только в режиме открытой границы с обязательным выполнением пограничных и таможенных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
– Порт является одним из крупнейших градообразующих предприятий Керчи. Как складываются взаимоотношения с местными властями?
– Взаимоотношения с городскими властями носят конструктивный, дружественный характер. Достаточно сказать, что целый ряд работников и ветеранов портовой сферы являются депутатами городского совета Керчи.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
4.06.2015