В ОАО «НИИАТ» под председательством заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула состоялось расширенное заседание Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе России. На этот раз одной из главных тем обсуждения стала борьба с нелегальными перевозчиками в Костромской области. О том, что творится здесь в сфере пассажирских перевозок, рассказал директор регионального департамента транспорта и дорожного хозяйства Роман Харисов.
Как было отмечено, ситуация мало чем отличается от аналогичных в ряде других субъектов Российской Федерации. Ясно одно: нелегальные перевозчики практически безнаказанно попирают закон, а у властей на местах руки фактически связаны. Почему?
– Проблема перевозки пассажиров по маршрутам регулярного сообщения под видом заказных в нашем регионе имеет уже пятилетнюю историю, – отметил Роман Харисов. – В связи с тем, что каждому субъекту РФ была предоставлена возможность законодательного регулирования этих вопросов, на территории Костромской области был принят закон «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области», который предписывал заключение договора между департаментом транспорта и перевозчиком на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа. Была введена административная ответственность за выполнение таких перевозок без договора. На наш департамент возложили функции по контролю за этими правонарушениями. И эти функции мы активно использовали до определенного времени.
Как отметил Роман Харисов, для начала решено было ознакомиться с методами работы в этом направлении коллег из Санкт–Петербурга и Ивановской области. Затем была подготовлена необходимая нормативно–правовая база, позволяющая выносить постановления об административных правонарушениях, задерживать и хранить транспортные средства нелегальных перевозчиков. Заключили соглашения со стоянками на хранение задержанных автобусов. Создали рабочую группу, куда вошли представители Ространснадзора, УГИБДД, ФНС. В итоге были проведены 125 проверок, выявлены 64 факта осуществления перевозчиком нелегальных перевозок. По 41 материалу вынесено решение о привлечении лиц к административной ответственности и применено наказание в виде штрафа.
– Казалось бы, вот, нелегал побежден, однако на судебном уровне было признано, что наши попытки не вяжутся с действующим федеральным законодательством, – с досадой отметил Роман Харисов, – и в результате департамент утратил возможность применения мер административного воздействия. Нет, конечно, работа продолжается. За 2013–й и минувшие месяцы 2014 года проведены 52 совместных рейда, выявлены 39 фактов, подтверждающих осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных. Департаментом также ведется мониторинг движения и мест дислокации транспортных средств, используемых для нелегальных перевозок. Соответствующая информация передается в уполномоченные органы с целью принятия административного воздействия. Но результаты, к сожалению, являются малоэффективными. Причина в том, что пробелы в законодательстве делают труднодоказуемыми факты нелегальных перевозок, а штрафные санкции – несущественные. Иными словами, работаем много, а результат на выходе практически нулевой.
Внимательно выслушав докладчика, Николай Асаул предложил поднять этот вопрос на федеральный уровень, а заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Асланбеку Ахохову взять этот вопрос под личный контроль.
– Кроме того, есть смысл приказом Минтранса России создать рабочую группу из числа представителей регионов, Ространснадзора, силовых структур для эффективного решения вопросов, связанных с законодательными ограничениями, о которых тут говорилось, – подчеркнул Николай Асаул. – Я готов ежемесячно проводить заседания, анализировать ход этой работы. Ее нужно поставить под жесткий контроль. Пора прекращать мириться с этими нарушениями.
Николай Асаул подвел также итоги работы Минтранса России в сфере государственного регулирования автомобильного и городского электрического транспорта в 2013 году, обозначив основные направления работы. А именно: нормативно–правовое обеспечение контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха и развитие регулярных международных пассажирских перевозок, подготовка межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении с рядом стран.
Вопросам правового урегулирования режимов труда и отдыха водителей посвятил свое выступление директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Алексей Бакирей. В частности он отметил выход в свет приказа от 24 декабря 2013 года № 484 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 15», где ряд поправок направлен на создание щадящего режима работы водителей. По словам Алексея Бакирея, ряд проектов постановлений, касающихся этой темы, сейчас находится на согласовании в Правительстве РФ.
– Блок вопросов, по которому Минтрансом России велась большая работа, касается перевозки опасных грузов, – рассказал Алексей Бакирей. – Мы добились определенных успехов и в совершенствовании нормативно–правовой базы в области организации перевозок пассажиров. Разработан и внесен в Госдуму законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам», подготовлен проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта».
Немаловажными являются и достижения в сфере организации безопасности дорожного движения. Минтрансом совместно с МВД России подготовлены изменения в Правила дорожного движения в отношении развития велосипедного транспорта. Принят Федеральный закон от 12 марта 2014 года № 32–ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части увеличения административного штрафа за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности). Издан приказ Минтранса, касающийся правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
С отчетом о работе, проделанной ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» в 2013 году и за истекший период 2014 года, выступил его генеральный директор Сергей Сухарев. Одно из основных направлений деятельности ФБУ «Росавтотранс» – организация работы по ведению реестра регулярных международных автобусных маршрутов. Согласовываются они на заседаниях соответствующей комиссии Минтранса. Таких заседаний за указанный период было проведено семнадцать.
– Сегодня в реестре числятся 537 маршрутов между Российской Федерацией и 21 иностранным государством, – доложил Сергей Сухарев. – В этом году возобновлены регулярные перевозки пассажиров в Грузию и открыты два новых маршрута в Турцию. Как известно, в марте нынешнего года в состав РФ вошли два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. На тот момент в реестре числились 25 регулярных международных автобусных маршрутов, связывавших полуостров Крым с городами материковой части России. Сейчас агентством ведется работа по приданию этим маршрутам статуса межрегиональных. Вместе с тем хочу отметить активность и крымских, краснодарских, ростовских перевозчиков, которые подали уже более 30 заявок на открытие новых межрегиональных маршрутов.
Работа с крымскими перевозчиками, отметил Сергей Сухарев, налажена в кратчайшие сроки, в том числе благодаря взаимодействию с Национальной ассоциацией предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта. В целом же работать с перевозчиками на местах было бы весьма проблематично без филиалов ФБУ «Росавтотранс». Их сегодня тринадцать. Филиалы осуществляют прием документов на согласование автобусных маршрутов, организуют работу по взаимодействию с сервисными центрами по установке, проверке и обслуживанию тахографов, взаимодействуют с местными органами власти, территориальными управлениями Росавтодорнадзора и другими организациями.
– Росавтотранс уделяет также большое внимание координации работы территориальных экзаменационных комиссий по проверке и оценке необходимых знаний водителей, перевозящих автотранспортом опасные грузы, – рассказал Сергей Сухарев. – Сегодня таких комиссий в России 83. В 2013 году успешно сдали экзамены 23 559 водителей, а за прошедшие месяцы 2014 года – 23 571 водитель. Сейчас агентство осуществляет деятельность по введению практики дистанционной сдачи экзаменов для водителей, намеренных перевозить опасные грузы. Наше предложение на этот счет было внесено в повестку заседания рабочей группы Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и в мае нынешнего года единогласно поддержано всеми экспертами рабочей группы. На 96–й сессии рабочей группы по перевозке опасных грузов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК было подтверждено, что введение электронной дистанционной формы сдачи экзамена не противоречит существующим положениям ДОПОГ.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира БУРНОВА
10.06.2014