заседание коллегии
Министерства транспорта РФ.
Под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина состоялось расширенное заседание коллегии Минтранса, на котором были подведены основные итоги социально–экономического развития транспортного комплекса в 2010 году, определены задачи нынешнего года и среднесрочные перспективы. В работе коллегии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы, руководители федеральных агентств, крупных транспортных компаний, отраслевых ассоциаций и союзов, ректоры вузов.
Динамика – положительная
В своем выступлении Сергей Иванов отметил, что 2010 год во многом стал переломным – российская экономика постепенно оправляется от последствий мирового кризиса, вновь увеличивается потребление, растет производство. Усиливается деловая активность. Как следствие – транспортные услуги становятся все более востребованными. При этом он подчеркнул, что при имеющей место положительной динамике в деятельности транспортников трудностей и проблем хватает.
В минувшем году должно было завершиться реформирование железнодорожного транспорта, но в силу объективных причин сроки были сдвинуты. По мнению Сергея Иванова, одним из ключевых событий стало создание Федеральной пассажирской компании, что должно способствовать решению одной из самых закоренелых проблем отрасли – перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками дальнего следования.
По пассажиропотоку лидирует гражданская авиация, чему во много способствовали меры, принимаемые Правительством РФ, а также решения о субсидировании воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. В этом году география перевозок пассажиров по спецтарифам расширится. Такие перевозки будут дополнительно осуществляться по маршрутам Москва – Улан–Удэ, Москва – Чита, Норильск – Санкт–Петербург и Норильск – Сочи и обратно. Будут организованы льготные перелеты из Калининграда в Москву и Санкт–Петербург и обратно.
Получат дальнейшее развитие регулярные и чартерные перевозки из регионов в места массового отдыха россиян напрямую, минуя Москву. Одна из главных задач пассажирского авиационного транспорта, напомнил вице–премьер, – максимально избегать транзита через столицу, которая и так перегружена.
Авиация сейчас находится на подъеме, но вместе с тем, как отметил Сергей Иванов, проблем с организацией воздушного сообщения еще много. Дорогое топливо, перебои с поставками антиобледенителей, несовершенные аэродромные и аэропортовые инфраструктуры, изношенный парк воздушных судов, сложное финансовое состояние отдельных авиакомпаний. Таков неполный перечень проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться. Да, определенные меры принимаются, но в основном это меры экстренного характера. «Мы продолжаем работать по ситуации, разруливаем ее после того, как уже что–то случилось. В итоге и пассажиры страдают, и перевозчики несут убытки», – резюмировал Сергей Иванов.
Еще одно важное направление совершенствования конкуренции в сфере авиаперевозок – развитие авиации общего назначения, деловой авиации, включая вертолетное сообщение. «Здесь у нас вообще непаханая целина, – оценил ситуацию Сергей Иванов. – Это огромный сегмент рынка, который в России, по существу, отсутствует».
В сфере водного транспорта вице–премьер отметил начавшееся крупномасштабное обновление флота. За счет привлечения судоходными компаниями кредитов только на российских верфях построено за год 9 судов, среди них такие уникальные, как арктические танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом по 70 тыс. тонн. Сергей Иванов обратил внимание на необходимость более тесного взаимодействия Минтранса и ОСК. Сообща нужно создать такие условия, при которых судовладельцы были бы заинтересованы в обновлении своего флота и привлекали новые суда под государственный флаг РФ.
Характеризуя общее состояние автомобильного, городского электрического транспорта, Сергей Иванов привел красноречивые цифры. По экспертной оценке, только треть наших грузовых автомобилей находится в эксплуатации менее 5 лет, а 45% полностью амортизированы и имеют срок службы свыше 10 лет. Таким образом, грузовой автопарк по–прежнему характеризуется несовершенной структурой и высоким средним возрастом автотранспортных средств.
Что касается автобусов, трамваев, троллейбусов, то в последнее время прослеживается тенденция сокращения парка подвижного состава большой и особо большой вместимости. Это ухудшает качество транспортного обслуживания населения и снижает безопасность перевозок. «Мы все чаще становимся свидетелями тяжелых дорожных происшествий, связанных с автобусами малой вместимости, так называемыми маршрутками. Обостряет ситуацию и продолжающееся сокращение количества трамвайных и троллейбусных маршрутов в городах России» – констатировал вице–премьер.
По мнению Сергея Иванова, специалистам Минтранса совместно с представителями региональных властей нужно более тщательно подходить к вопросам оптимизации маршрутной сети и обследованию пассажиропотоков.
Особая тема – дорожное строительство. 2010 год стал стартовым в работе госкомпании «Автодор». Ей в доверительное управление передано более 2 тыс. км федеральных автомобильных дорог. Это прежде всего автотрассы М–1 «Беларусь» и М–4 «Дон», где введен в строй первый в стране платный участок автодороги. В перспективе должна быть создана сеть подобных автомагистралей. Их протяженность может достигнуть 12 тыс. км.
Еще один момент, от которого зависит будущее российских дорог, это создание федерального и региональных дорожных фондов. Соответствующий законопроект находится в Госдуме. В бюджете на ближайшую трехлетку уже учтено необходимое финансирование дорожных фондов. Прогноз, по словам Сергея Иванова, таков: в 2011 году фонды аккумулируют средства в размере 250 млрд руб., в 2012 году – 350 млрд руб., в 2013 году – 420 млрд руб. Вице–премьер выразил надежду, что это позволит резко улучшить ситуацию с дорогами.
Говоря о мерах по усилению безопасности объектов транспортной инфраструктуры, Сергей Иванов, в частности, поддержал идею о расширении прав сотрудников частных охранных предприятий, которые работают на вокзалах, в аэропортах и содержатся за счет владельцев инфраструктуры. Очевидно, было бы целесообразным дать им право на том объекте, где они работают, проверять документы у подозрительных лиц. По ныне действующему законодательству десятки тысяч таких сотрудников, работающих на объектах инфраструктуры, не имеют права вообще подойти к гражданину, попросить показать документы, проверить подозрительный багаж. Это могут делать только сотрудники МВД, но тогда остается только резко увеличивать численность сотрудников МВД. Между тем мировая практика показывает, что привлечение частных охранных структур к обеспечению транспортной безопасности весьма действенная мера.
Нужна концентрация усилий
Министр транспорта РФ Игорь Левитин в своем докладе отметил, что в 2010 году транспортная отрасль развивалась в соответствии с ключевыми направлениями и задачами, поставленными Президентом РФ и Правительством РФ. В целом транспортный комплекс работал стабильно и обеспечил спрос на перевозки пассажиров и грузов. При этом показатели производственной деятельности превзошли показатели докризисного уровня. Превышены показатели грузооборота и пассажирооборота 2008 года на воздушном транспорте, коммерческого грузооборота морского и автомобильного транспорта.
В 2010 году объем инвестиций в транспортный комплекс вырос по сравнению с 2009 годом на 16% и составил 980 млрд руб. В том числе из федерального бюджета – 330 млрд. Это существенно ниже инфраструктурных потребностей экономики. Доля инвестиций в транспорт от ВВП в США, Европе составляет примерно 3%, в Китае – более 6%, в России – 2,2%.
Началась реализация новой ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010–2015 годы)». Однако финансовый кризис внес коррективы в ее реализацию с первого же года. Объем финансирования из федерального бюджета составил 238 млрд руб., что примерно в два раза ниже первоначального докризисного утвержденного объема. «В связи с тем, что программа сбалансирована и согласована со всеми субъектами РФ, для ее сохранения мы вышли с предложением о корректировке программы до 2019 года. Это позволит достичь запланированных параметров развития транспортной инфраструктуры без существенного изменения объемов финансирования и тех объектов, которые уже согласованы, а на часть из них разрабатывается проект-но–сметная документация», – отметил Игорь Левитин.
Важнейшим событием в дорожной отрасли является решение о создании дорожных фондов. Реализуется принцип «пользователь платит», а также законодательно зафиксированы источники финансирования дорожного хозяйства. Минтранс рассчитывает, что Госдума примет закон для региональных бюджетов, и фонды заработают с 1 января 2012 года.
В 2010 году ведено в эксплуатацию около 1000 км участков федеральных автодорог, в том числе завершено строительство автодороги «Амур» Чита – Хабаровск. Впервые принято решение о выделении в текущем году субсидий на строительство сельских дорог. На данный момент примерно 85% этих средств распределены по регионам.
На железной дороге знаковым событием стало развитие скоростного движения. В 2011 году скоростными поездами планируется перевезти более 2 млн человек. Резервы использования существующих линий для скоростного сообщения, по мнению министра, практически исчерпаны. Стратегической линией развития скоростного и высокоскоростного сообщения должно стать строительство новых выделенных линий.
В рамках реализации структурной реформы, сообщил Игорь Левитин, одобрена целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок
до 2015 года. В этом году необходимо завершить принятие основных технологических и тарифных решений для реализации модели, завершить создание пригородных пассажирских компаний. Вместе с тем, отметил министр, одним из условий эффективной реализации структурной реформы является введение инвестиционной составляющей в тарифе за грузовые железнодорожные перевозки. Это позволит преодолеть нарастающий дефицит финансовых ресурсов для увеличения пропускной способности линий.
Ряд знаковых событий произошел в гражданской авиации. Впервые с 1992 года остановился процесс сокращения аэродромной сети. За несколько лет в два раза увеличено количество аэродромов для приема новых воздушных судов серии «Суперджет». В настоящее время таких аэродромов насчитывается 56.
Вступили в силу федеральные правила использования воздушного пространства, которые устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства. Правилами предусматривается введение уведомительного порядка использования пространства, позволяющего выполнять полеты без получения диспетчерского разрешения. Министр поручил отраслевому департаменту и Росавиации завершить формирование нормативной базы для реализации этих правил.
На морском транспорте, как отметил Игорь Левитин, восстанавливаются докризисные объемы перевалки грузов. В прошлом году в морских портах введены новые мощности перевалки в 30 млн тонн. Проведена значительная работа по установлению границ портов. 58 из 64 морских портов сегодня имеют свои границы.
В августе 2010 года состоялся экспериментальный транзитный рейс по Северному морскому пути. Результаты подтвердили экономические преимущества доставки грузов этим маршрутом. Учитывая усиление борьбы за влияние в Арктике, работа по организации этих перевозок для Росморречфлота должна стать одной из ключевых.
Говоря о проблемах, Игорь Левитин отметил, что в зимнюю навигацию этого года остро встал вопрос ледокольного обеспечения в Финском заливе и на Дальнем Востоке. По мнению министра, необходимо ускорить реализацию программы развития ледокольного флота, и в ближайшее время министерство выйдет с соответствующими предложениями в Правительство РФ.
Еще один аспект – лоцманская проводка. Игорь Левитин озвучил позицию министерства: закрепление функций по лоцманскому обеспечению за государством позволит решить существующие проблемы, повысит безопасность мореплавания. Министр обратился к Сергею Иванову с просьбой рассмотреть этот вопрос на одном из заседаний Морской коллегии.
За последние 10 лет существенно возросли возможности внутренних водных путей. Благодаря выделению средств из федерального бюджета удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Улучшение качественных параметров судовых ходов позволило увеличить за этот период протяженность путей с гарантированными габаритами более чем на 15 тыс. километров. Для повышения эффективности развития водных путей министр поручил Росморречфлоту завершить корректировку концепции реформирования системы управления ВВП.
Сегодня почти каждая вторая тонна грузов перевозится автомобильным транспортом, который, по словам министра, является одним из самых рыночных видов транспорта. Здесь функционируют порядка 300 тыс. хозяйствующих субъектов. Грузооборот внутренних и международных перевозок достиг докризисных показателей. Объем перевозок грузов, выполненных российскими перевозчиками на международных рынках, увеличился в минувшем году на 11% по сравнению с 2009 годом.
Игорь Левитин подчеркнул, что для повышения качества и безопасности автомобильного транспорта необходимо модернизировать систему допуска к коммерческим грузовым перевозкам и улучшить систему профессиональной подготовки водителей.
Безусловный приоритет – вопросы технологической безопасности на транспорте. Если обратиться к статистике, то ситуация в целом выглядит стабильной. Общее число аварийных происшествий и количество пострадавших уменьшилось. Однако, отметил Игорь Левитин, крайнюю озабоченность вызывает значительный рост инцидентов и чрезвычайных происшествий на воздушном транспорте. Инцидент – это потенциальная предпосылка катастрофы, поэтому каждый подобный случай требует всестороннего расследования и анализа.
Сегодня транспорт является одной из сфер, в наибольшей степени подверженных угрозам террористических актов. Это подтверждают последние драматические события: подрывы поездов, взрывы в Московском метро, в аэропорту «Домодедово». Задача обеспечения безопасности на транспорте должна решаться комплексно: от технического оснащения транспортных объектов и их охраны до мер профилактического характера, а также подготовки персонала. Прежде всего необходимо изменить сам подход к проведению контроля и надзора, предусмотреть возможность проведения внеплановых проверок.
Решение задач в сфере безопасности транспорта в значительной мере будет зависеть от совершенствования нормативного правового обеспечения, гармонизации действующего законодательства в данной области. Основой в этом является ФЗ «О транспортной безопасности». Необходимо завершить формирование нормативно–правовой базы. Министр обратился к субъектам РФ с просьбой сформировать нормативно–правовую базу по метро и наземному транспорту.
В кратчайшие сроки планируется завершить оценку уязвимости объектов транспорта, их категорирование и разработку планов по обеспечению безопасности. Субъекты РФ должны организовать аналогичную работу.
Один из приоритетов – предоставление безопасных, доступных и качественных услуг. Наряду с другими мерами, считает министр, для повышения качества услуг необходимо ускорить принятие ряда законопроектов, внедрить электронную товарно–транспортную накладную и единый электронный билет на всех видах транспорта, обеспечить гарантии потребителям при несоблюдении заявленного качества услуг.
В обществе остается дискуссионным вопрос стоимости модернизации транспортной инфраструктуры. С одной стороны, сильно изношенная инфраструктура не в полной мере удовлетворяет спрос на транспортные услуги и приводит к росту транспортных издержек. С другой стороны, обсуждается вопрос о стоимости строительства новой инфраструктуры.
По мнению Игоря Левитина, работа Росавтодора по приведению технологий и стоимости строительства автомобильных дорог в соответствие с международными стандартами затянулась. Сравнительный анализ стоимости строительства автодорог в России и зарубежных странах показал, что рост стоимости у нас начинается уже на этапе проектирования, которое осуществляется по устаревшим нормам и правилам. Кроме этого, в затраты на строительство включаются выкуп земли, переустройство коммуникаций, выплата различных компенсаций. Министр поручил отраслевому департаменту совместно с Росавтодором и госкомпанией «Автодор» ускорить разработку предложений по внесению изменений в методику определения стоимости строительства автомобильных дорог, а также выработке мер по снижению стоимости строительства.
Кроме того, следует обеспечить принятие нормативной правовой базы, определяющей возможность заключения долгосрочных контрактов на проектирование, строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог. В настоящее время по поручению Президента РФ подготовлены поправки в законодательство, позволяющие объявлять конкурсы на полный производственный цикл от проектирования до эксплуатации.
Следующий приоритет – охрана окружающей среды. Транспорт оказывает серьезное техногенное воздействие на экологию. В прошлом году начата реализация крупных инфраструктурных проектов. «Все мы ощутили острую реакцию и потребность общественности участвовать в обсуждении проектов развития инфраструктуры, – сказал министр. – Сегодня необходимо более широкое привлечение специалистов–экологов и общественности к обсуждению перспективных проектов на ранних этапах их подготовки».
Успешное решение задач, стоящих перед отраслью, возможно лишь при успешной разработке и внедрении передовых транспортных технологий. Кроме внедрения уже известных в мире технологий, необходимо проводить собственные разработки. Затраты на исследования в транспортных организациях, в организациях других отраслей экономики на порядок ниже, чем за рубежом. В этом году всем крупным транспортным компаниям, считает министр, необходимо начать реализацию программ инновационного развития.
Для внедрения ГЛОНАСС при перевозках необходимо, по мнению Игоря Левитина, предусмотреть ответственность за перевозку транспортными средствами, не оборудованными навигационными системами. Минтранс совместно с другими ведомствами прорабатывает соответствующие изменения в акты, предусматривающие с 1 июля текущего года обязательное оборудование транспортных средств спутниковыми системами.
Одной из важнейших задач по–прежнему остается привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру. Сегодня транспортные компании не очень привлекательны на российском и зарубежных рынках. В целях совершенствования и развития новых механизмов государственно–частного партнерства в прошлом году впервые были использованы государственные гарантии. Минфин России подписал гарантии концессионерам и госкомпании «Автодор» на их облигационные займы. Всего выдано гарантий на 50 млрд руб. – менее половины из предусмотренных бюджетом РФ на 2010 год. По мнению министра, транспортные компании недостаточно активно использовали механизм государственных гарантий в минувшем году. В 2011 году ситуация должна измениться.
В заключение своего доклада Игорь Левитин отметил, что поставленная Президентом РФ и Правительством РФ задача по эффективному развитию транспортной отрасли с учетом инновационного вектора развития экономики требует взаимодействия и концентрации усилий всех органов власти, бизнес–сообщества, научных и общественных организаций.
Расширять правовое поле
Подведению итогов законопроектной деятельности Минтранса России в 2010 году и планам на 2011 год был посвящен доклад статс–секретаря – заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова. Он отметил, что подготовка новых законов и иных нормативных правовых актов является основным способом реализации государственной политики в области функционирования транспорта и дорожного хозяйства.
Всего в 2010 году приняты Государственной думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации восемь федеральных законов, разработанных Минтрансом России. Также подготовлен и принят уже в начале 2011 года Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о воздушном сообщении» (Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 12–ФЗ). Еще несколько законопроектов в настоящее время находятся на разных стадиях рассмотрения в Госдуме.
В частности, Государственной думой во втором чтении приняты 2 законопроекта: «О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации», уточняющего порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных, и «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Данный законопроект направлен на совершенствование регулирования отношений, складывающихся при образовании тарифов на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе речных портов и лоцманского обслуживания.
В первом чтении Государственной думой в 2010 году приняты 3 законопроекта, подготовленных Минтрансом России и внесенных Правительством РФ в нижнюю палату парламента: «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»; «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам».
Сергей Аристов сообщил, что в настоящее время на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации для последующего внесения в Государственную думу находится 21 законопроект. В их числе законопроекты «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»; «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (в части совершенствования практики применения концессионных соглашений в целях развития транспортной инфраструктуры).
«В результате целенаправленной работы улучшилось планирование разработки законопроектов, активизировалась деятельность министерства в палатах Федерального собрания Российской Федерации, достигнуты определенные успехи в продвижении и принятии первоочередных законодательных инициатив министерства, отвечающих новым социально–экономическим условиям, определяющих стратегию его развития», – делает вывод Сергей Аристов.
С целью реализации задач по дальнейшему развитию транспортной системы, повышению эффективности и безопасности ее функционирования в план министерства на 2011 год включены 72 законопроекта. Они направлены на обеспечение экономического роста отрасли и удовлетворение растущих потребностей отечественного бизнеса и населения страны.
Вопросам законотворчества посвятил свое выступление и глава Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, который высоко оценил усилия министерства в деле совершенствования законодательной базы в сфере транспорта.
Особо он отметил активную работу по Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, а также рассказал о совместных усилиях по внесению изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, связанных с либерализацией плавания по внутренним водным путям.
Сергей Шишкарев поддержал позицию министерства в отношении Федерального закона «О транспортной безопасности»: «Я согласен с тем, что нужно разделять технологическую, транспортную безопасность и безопасность, связанную с противодействием терроризму. Мы будем выходить на руководство страны с предложением переформулировать задачи и подготовить два разных законопроекта». По мнению депутата, именно спецслужбы должны определять, какие меры безопасности следует предпринять на том или ином объекте транспортной инфраструктуры, а представителям транспортной сферы следует четко исполнять их указания.
В заключение глава думского комитета подчеркнул, что, реализуя положения Закона «О транспортной безопасности», нужно прекратить измерять результат проведенными мероприятиями, деньгами или количеством установленной техники. «Взять те же системы для досмотра пассажиров. Я не поленился и спустился сегодня на станцию метро Охотный ряд. Увидел, что рамки стационарных металлодетекторов, которые показывали президенту, стоят зачехленными, – поделился впечатлениями Сергей Шишкарев. – Мы должны понимать, что экспериментальное использование самого современного оборудования – это только малая часть работы. Главным ее итогом должны стать не освоенные средства, а обеспечение безопасности граждан при пользовании объектами транспортной инфраструктуры».
У Минтранса – ключевая роль
С результатами деятельности железнодорожников в 2010 году участников коллегии ознакомил первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. По его оценкам, объем выполненной работы увеличен на 9%, грузооборот железнодорожного транспорта (с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов) – на 10,1%. За счет эффективного управления издержками и роста производительности труда себестоимость перевозок увеличилась только на 4,7% при среднегодовой инфляции в 6,9%, росте цен на топливо на 13%, электроэнергию – на 14,2%.
«Одним из главных вопросов, решение которых невозможно без активной позиции Минтранса России, является дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры. В 2011 году будет продолжена реализация проектов, направленных на увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети. Однако недостаток инвестиций в развитие железных дорог до 2020 года, по минимальным оценкам ОАО «РЖД», превышает 2 трлн руб-лей», – подчеркнул Вадим Морозов.
Одним из ключевых проблемных вопросов в реформировании отрасли остается развитие рынка пригородных пассажирских перевозок. В 2010 году правительством было дано прямое поручение органам власти разработать и реализовать комплекс мер, в том числе законодательного характера, обеспечивающих безубыточность железнодорожных пригородных перевозок, начиная уже с текущего года. Однако до настоящего времени при распределении дотаций на 2011 год Минфином России не выделены субъектам РФ необходимые средства для формирования источников оплаты государственного заказа на пригородное движение.
«Мы надеемся при поддержке Министерства транспорта РФ в ближайшее время решить этот вопрос», – заявил Вадим Морозов.
Топ–менеджер ОАО «РЖД» также остановился на проблеме обеспечения транспортной безопасности. По его словам, в 2010 году зарегистрированы около 2 тыс. актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, включая 18 подрывов.
«ОАО «РЖД» направило в Минтранс целый комплекс предложений, которые, на наш взгляд, позволят усилить защищенность объектов железнодорожного транспорта. Просим их поддержать», – высказал пожелания компании Вадим Морозов.
Приволжский федеральный округ на совещании представлял заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кубрин. В настоящее время по территории Приволжья проходят около 7,4 тыс. км федеральных и 103,5 тыс. км региональных автомобильных дорог общего пользования, а также 14,4 тыс. км железнодорожных линий, связывающих центральную и северо–западную части России с ее восточными территориями, а также с Республикой Казахстан. Внутренние водные пути протяженностью около 10 тыс. км проходят по территории 11 регионов округа. В округе также расположены 20 аэропортов.
В ходе выступления Алексей Кубрин рассказал о совместной работе федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минтранса России, аппарата полпреда Президента Российской Федерации в ПФО и руководителей регионов округа по разработке Стратегии социально–экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года.
В стратегии серьезное внимание уделяется вопросам развития транспортной инфраструктуры, которая является залогом эффективного функционирования экономики округа. Вместе с тем отмечается ряд проблем в транспортной сфере, сдерживающих дальнейшее социально–экономическое развитие Приволжья. В частности, существующая сеть автомобильных дорог не соответствует потребностям движения, отсутствуют современные автомагистрали, связывающие север и юг округа. Слабо используется уникальная сеть внутренних вод-
ных путей Волжского бассейна, составляющих основу Единой глубоководной системы европейской части России. Требуют модернизации многие гидротехнические сооружения и порты. Железнодорожная сеть имеет многочисленные участки с недостаточной пропускной способностью. Медленно проводятся реконструкция и усиление участков, строительство обходов городов и транспортных узлов. Практически не строятся новые линии. Инфраструктура воздушного транспорта во многом устарела, нуждается в развитии и комплексной модернизации. Логистическая инфраструктура в округе находится в начальной стадии формирования.
«В соответствии со Стратегией социально–экономического развития ПФО для нас одним из основных приоритетов является снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортно–логистических условий развития региона», – сказал Алексей Кубрин.
Для этого, по его словам, планируется развивать опорную транспортную сеть федерального значения, существующие и перспективные международные транспортные коридоры, создавать современную логистическую инфраструктуру путем реализации крупных программ и проектов. В их числе были названы проект «Волжский транзит», строительство международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», в зоне прохождения которого будет создан Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр. На внутренних водных путях знаковыми и очень важными для региона проектами являются строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на реке Волге с мостовым переходом и реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в бассейнах рек Волги, Камы и Белой.
В ходе работы коллегии Министерства транспорта РФ получили возможность выступить также руководители целого ряда компаний, занятых в сфере авиационных, автомобильных и морских перевозок. Представители бизнеса единодушно отмечали важность транспортной составляющей в решении экономических и социальных проблем страны, а также ключевую роль министерства в эффективном и динамичном развитии отрасли.
Вячеслав ЛОБОВ, Сергей СИНЮТИН,
обозреватели «ТР»