Состоявшийся видеомост Москва – Санкт–Петербург по Севморпути, проанонсированный в «ТР» № 14, представил СМП не как трассу, вся слава которой в прошлом, а как современную стратегическую и экономически выгодную для России магистраль с перспективным будущим.
Севморпуть – трасса, значение которой для экономики России переоценить трудно. Речь до последнего времени скорее могла идти о его недооценке. Но, кажется, черная полоса в истории СМП проходит. Проблемы СМП обсуждаются не только в профильных министерствах и ведомствах, но и на различных конференциях и форумах. В частности, на выставке ЭКСПО–2012, которая пройдет в Южной Корее, российская экспозиция как раз и начнется с представления Северного морского пути как магистрали стратегической важности.
Прежде всего Севморпуть должен в самом ближайшем будущем получить современное правовое оформление. Речь идет о Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части госрегулирования торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути».
В этом законопроекте закрепляется государственное регулирование по трассам СМП – исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Границы СМП устанавливаются Правительством Российской Федерации. Создается «Администрация Северного морского пути» в форме федерального государственного учреждения с определением ее функций взамен существующего отдела в Росморречфлоте, что значительно поднимет статус администрации. Разрабатываются новые «Правила плавания по трассам Северного морского пути», «Положения о штабах морских операций», «Требования к конструкции и оборудованию судов, следующих по СМП», «Положения о ледовом лоцмане на СМП» и т. д. Утверждаются на государственном уровне тарифы за услуги по проводке судов на трассах СМП и т. д.
Без этих документов невозможна нормальная и безопасная эксплуатация Севморпути. Проект закона находится в Государственной думе РФ, где в ноябре 2011 года состоялось первое слушание. Идет подготовка ко второму слушанию, которое планируется провести в весеннюю сессию 2012 года.
Особый момент – это тарифная политика на СМП. С появлением нового гибкого тарифа, введенного ФСТ России в июне 2011 года на услуги ледокольного флота на трассах СМП, который разрешает применять тарифы ниже предельных, значительно повысилась привлекательность использования трассы СМП судовладельцами и операторами, включая иностранных, в том числе для транзитного плавания.
Старые тарифы практически запирали трассу СМП, так как были в 4–6 раз выше тарифов Суэцкого канала. В результате принятой гибкой тарифной политики на трассе СМП в арктическую навигацию 2011 года было перевезено транзитом более 834 тыс. т грузов, что является абсолютным рекордом в истории СМП. В деталях результаты навигации выглядят впечатляюще, особенно в сравнении с провальными 90–ми годами.
Так, всего за 2011 год выполнен 41 транзитный рейс, включая рейсы с грузом, в балласте, научные и перегонные. С грузом выполнены 26 рейсов. Танкеры выполнили 15 рейсов, перевезли 686 тыс. т, балкеры за 3 рейса доставили 110 тыс. т, рефрижераторы доставили 27 тыс. т за 4 рейса, а сухогрузами перевезено 10,9 тыс. т.
Всего выполнены 24 рейса судами под российским флагом, что составило 58% от общего количества, 17 рейсов выполнены судами под иностранным флагом (42%). Доля судов под российским флагом в грузоперевозках составила 11,3%. Во всем грузообороте доля нефтепродуктов составила 82,2%. Из них перевозка танкерами под иностранным флагом – 86,9%, а под российским флагом – 3,1%. По сравнению с 2010 годом грузооборот в 2011 году увеличился в 5,8 раза (145 тыс. т в 2010 году и 834,9 тыс. т в 2011 году). В отдельные дни на трассе СМП в этом году работали в сутки до 100 морских и речных судов. Большая часть этих судов осуществляла доставку оборудования и строительных материалов в Байдарацкую и Обскую губу для нефтяных и газовых компаний.
На трассе СМП появились новые перспективные грузопотоки: перевозка мороженой рыбы с Дальнего Востока в европейские российские порты, перевозка нефтепродуктов, добываемых на арктических месторождениях, выполняются «двойные» рейсы крупнотоннажных танкеров с грузом нефтепродуктов с Запада на Восток и обратно.
Активизировались проводки судов по СМП для обеспечения северного завоза, а также для проведения научных исследований, включая работы по определению границ российского арктического шельфа.
Для выполнения надлежащего ледокольного обеспечения в настоящее время на трассе СМП работают четыре атомных ледокола и один дизельный линейный.
Материально–техническое обеспечение СМП – отдельная тема. С учетом развития СМП транзитные перевозки по СМП могут возрасти к 2015–2016 годам до 5 млн т, что потребует более 100 ледокольных проводок в год. Для выполнения этих работ необходимо поддерживать в постоянной готовности достаточное число ледоколов.
Специалисты считают, что необходимо было уже в 2011 году приступить к строительству головного универсального атомного ледокола (атомохода нового поколения). В противном случае начиная с 2016 года возникнет «ледовая пауза», обусловленная списанием двух атомных мелкосидящих ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», работающих в устьях рек.
«Ледовая пауза» может затормозить комплексную программу по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал и транспортировку углеводородного сырья с шельфовых месторождений Баренцева и Печерского морей. Кроме этого, значительно снизит транзитный потенциал Севморпути и доминирующее положение Российской Федерации в Арк-
тической зоне.
Новый атомный ледокол проекта 22220 – головной, универсальный, для работы на мелководье и на глубоководных трассах Севморпути, заменяет собой два типа атомных ледоколов «Арктика» и «Таймыр». Разработка данного проекта выполнена в 2008–2009 годах, а сам проект утвержден на техническом совете Росморречфлота в 2009 году.
Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» было предусмотрено строительство головного универсального атомного ледокола, начиная с 2010 года. Однако в связи с оптимизацией федерального бюджета 2010–2011 годов финансирование на эти цели не было выделено. В 2012 году Правительством РФ выделено финансирование на три года на строительство одного ледокола и запланирована постройка еще двух до 2020 года.
Окончание строительства первого запланированного ледокола предполагается в 2017 году.
Эффективная и регулярная работа СМП невозможна без соблюдения мер обеспечения безопасности мореплавания и надлежащего обслуживания транзитных судов.
Для этого необходимы регулярные промеры глубин на трассе СМП, картографическая съемка, надежная работа навигационно–гидрографического оборудования на трассе. В 2011 году из бюджета было выделено финансирование на эти работы, и впервые за последние годы на трассе работали семь гидрографических судов.
Сервис для транзитных судов предполагает возможность бункеровки судов в районе трассы СМП, снабжение пресной водой, выполнение аварийного и срочного ремонта судов и их водолазных осмотров, пункты смены экипажей судов. Чтобы иностранные суда могли воспользоваться этими услугами, для них должны быть открыты для захода порты, находящиеся на трассе. По этим направлениям будет вестись работа.
…Севморпуть оживает, наращивает грузопоток, и хочется верить, что рекорды навигации 2011 года станут обыденными.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»
26.04.2012