На заседании обсуждались три вопроса: анализ мониторинга автомобильных транспортных средств, используемых для коммерческих перевозок пассажиров и опасных грузов, проводимого с помощью технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS; пути повышения эффективности деятельности государственных вузов, подведомственных Росжелдору, Росморречфлоту и Росавиации; работа министерства с обращениями граждан.
Очевидно, что использование систем спутникового мониторинга и управления транспортом – абсолютно новый уровень управления парком транспортных средств, способный обеспечить дополнительную безопасность перевозки грузов, пассажиров и водителей, повысить эффективность работы автопарка в целом. Очевидно и то, что транспортная отрасль не может развиваться без постоянного притока новых специалистов, обладающих современными знаниями и профессиональными навыками. Наконец, понять эффективность работы отрасли невозможно без обратной связи с гражданами – конечными потребителями транспортных услуг. Министр транспорта Максим Соколов, открывая заседание, подчеркнул важность работы по всем направлениям.
Под контролем ГЛОНАСС
«Навигационная информация является катализатором инновационных процессов, ускоренного развития транспортного комплекса. Внедрение новых информационных технологий в сфере контроля и надзора за безопасностью на транспорте – одно из важнейших направлений обновленной редакции Транспортной стратегии до 2030 года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 года внесены изменения в ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы», касающиеся создания Комплексной информационно–аналитической системы контроля транспортных средств (КИАСК–ТС)», – сказал министр, передавая слово руководителю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александру Касьянову.
Александр Касьянов привел такие цифры: под контролем Ространснадзора находятся более 430 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки. По данным ГИБДД МВД России, зарегистрированы более 5,5 млн грузовых автомобилей, из которых 300 тыс. предназначены для перевозки опасных грузов, более 900 тыс. автобусов, из них только 320 тыс. лицензируемые, остальные нелицензируемые, но тоже занимаются перевозками людей. Сегодня автомобильным транспортом перевозится порядка 65% всего объема опасных грузов, или более 500 млн тонн ежегодно. Автобусные перевозки охватывают более 75% всех перевозимых пассажиров, однако «состояние безопасности на автотранспорте и качество предоставления транспортных услуг населению не отвечает современным требованиям», – констатировал Александр Касьянов. По его словам, массовая приватизация в ходе развития рынка транспортных услуг привела к ликвидации централизованного управления, в том числе вопросами безопасности. Резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств – эти факторы привели к снижению уровня безопасности на транспорте.
Современный рынок автотранспортных услуг представлен в основном мелкими перевозчиками, которые не способны создать необходимую для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственную базу, не имеют квалифицированных специалистов по данному направлению. Поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии осуществляется на контрактной основе, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, технический осмотр ТС проводятся на принципах аутсорсинга.
«Зачастую в рамках одного муниципального образования имеются 1–2 специалиста по обеспечению безопасности дорожного движения, работающих на договорной основе со всеми хозяйствующими субъектами муниципального образования. Это создает предпосылки для формального осуществления своих полномочий специалистами по обеспечению безопасности дорожного движения. Действующее законодательство не позволяет Ространснадзору пресекать работу предприятий в таких случаях», – отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Принятие ФЗ № 294, который установил возможность уведомительного порядка на перевозки пассажиров на нерегулярной основе, то есть по заказу, и сохранил лицензирование только регулярных пассажирских перевозок, привело к тому, что большинство перевозчиков стали осуществлять регулярные перевозки пассажиров автобусами под видом заказных. Даже те перевозчики, которым были выданы лицензии, стараются избежать проверки лицензионных требований и подают уведомление о начале осуществления деятельности по перевозке пассажиров на нерегулярной основе. В результате в 2012 году досрочно сдали лицензии около 2,5 тыс. субъектов автотранспортного комплекса, из–под контроля Ространснадзора были выведены 22 тыс. транспортных средств.
В этих условиях, подчеркнул Александр Касьянов, необходима новая форма контроля за осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Одной из таких форм должно стать использование системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте Ространснадзор в 2011 году разработал систему дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности при осуществлении перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Пилотной зоной стал центральный аппарат Ространснадзора, дежурные диспетчерские отделы Центрального и Южного федеральных округов. При региональном территориальном управлении Ространснадзора по Северо–Кавказскому ФО развернут и введен в эксплуатацию Центр диспетчерского контроля междугородных пассажирских перевозок.
Александр Касьянов с сожалением отметил, что, «несмотря на наличие федерального финансирования, выделенного республикам Северного Кавказа, в настоящее время поддерживается связь только с тремя региональными диспетчерскими центрами вместо семи. Субъекты РФ не заинтересованы во взаимодействии с Ространснадзором и внедрении на своей территории навигационной системы ГЛОНАСС».
Александр Касьянов предложил ряд изменений в действующее законодательство, касающихся использования аппаратуры ГЛОНАСС и направленных на усиление контроля за работой водителей и повышение безопасности перевозочного процесса.
Что Минобрнауки нам готовит?
Вопросы кадрового обеспечения отраслей транспорта всегда были в центре внимания Министерства транспорта РФ и находящихся в его ведении федеральных агентств. «От качества подготовки специалистов, их профессионального уровня зависит реализация решений, принимаемых на уровне Минтранса. За сегодняшними студентами будущее транспортной отрасли, совсем скоро именно они будут у штурвала всего транспортного комплекса», – убежден министр транспорта РФ.
Статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов представил результаты мониторинга государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Росжелдору, Росморречфлоту и Росавиации, и мероприятия по повышению эффективности их деятельности.
Мониторинг проводился Минобрнауки в отношении всех государственных вузов независимо от их ведомственной принадлежности. В результате среди транспортных высших учебных заведений были выявлены с признаками неэффективности 3 вуза и 13 филиалов, подведомственных Росморречфлоту, и 24 филиала вузов, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
«Мониторинг дал четкий сигнал о необходимости дальнейшего реформирования системы транспортного образования, направленного на оптимизацию и укрупнение филиальной сети. Нужны ли нам 18 вузов, там ли они находятся, какова роль Минтранса в госпрограмме, разработанной Минобрнауки?» – выразил озабоченность Сергей Аристов, заметив при этом, что по планам Министерства образования и науки РФ из 1400 российских вузов только 200 продолжат свою деятельность. Сколько в их числе останется отраслевых вузов, остается только догадываться.
Пока же в рамках межведомственной комиссии удалось подтвердить наличие особой специфики обучения в 3 отраслевых вузах и 9 филиалах Росморречфлота, а также 18 филиалах Росжелдора. Неэффективными и подлежащими реорганизации признаны 4 филиала вузов Росморречфлота и 5 филиалов вузов Росжелдора.
Очередной мониторинг Минобрнауки пройдет осенью 2013 года, проверке подвергнутся все государственные и негосударственные вузы. Минтранс предлагает при проведении мониторинга внести дополнительные критерии по 4 основным аспектам деятельности: способность удовлетворять спрос и ожидания отраслевых потребителей образовательных услуг; гарантированное выполнение международных требований в области подготовки специалистов плавсоставов судов; научное сопровождение и развитие отраслевых организаций; эффективность по совершенствованию обучения отраслевым профессиям.
Подключившийся к дискуссии ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Борис Лёвин отметил, что «ни в одном отраслевом вузе нет бюджетного финансирования науки, также отраслевые вузы не имеют бюджетных мест для приема иностранных студентов», а по этим критериям, в частности, оценивалась эффективность или неэффективность вузов. «Нужно изучить возможность бюджетного финансирования научных исследований в отраслевых вузах, которым также необходима и корпоративная поддержка. Эффективность, которую мы хотим достичь, не должна ограничиваться итогами 2012 года. В современных условиях необходимо выработать отраслевую стратегию сохранения образования. Минтрансу России нужно взять в свои руки права учредителя. Нужен орган, который бы не только организовывал образовательный процесс на должном уровне, но имел возможность объединения, концентрации, реорганизации системы отраслевого образования, отстаивал бы позицию наших учебных заведений на федеральном уровне», – призвал ректор МИИТа.
Сергей Аристов подтвердил, что вопрос об одном учредителе в лице Министерства транспорта РФ ставят и ректоры других транспортных вузов.
* * *
Коллегия Министерства транспорта РФ заслушала доклад директора Административного департамента Константина Пашкова о ходе работы по рассмотрению обращений граждан.
В 2012 году в Минтранс поступили и рассмотрены 6620 обращений. Как показал анализ, граждан беспокоят проблемы, касающиеся функционирования и развития всех видов транспорта, прежде всего авиационного – 29%, автомобильного и городского пассажирского – 26%, а также развития и улучшения качества автодорог – 21%.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
20.12.2012