«Сибирь – земля возможностей. Иркутск – точка опоры».
В Иркутске завершил работу очередной – VI Байкальский экономический форум. В этом году он проходил под девизом «Сибирь – земля возможностей. Иркутск – точка опоры». В повестку дня были вынесены наиболее актуальные темы, касающиеся модернизации экономики, инновационного развития и перспективных проектов промышленного освоения регионов Сибири и Дальнего Востока. «Здесь рассматривают ключевые проблемы отечественной и мировой экономики, анализируют тенденции международных и региональных финансовых рынков», – отметил Президент России Дмитрий Медведев в послании организаторам и гостям форума.
Особое внимание было уделено развитию транспортной инфраструктуры. По мнению экспертов, транспорт является одним из эффективных инструментов управления глобализационными процессами. Создание развитой транспортной инфраструктуры в Азиатско–Тихоокеанском регионе (АТР) и снижение транспортных издержек способны в значительной степени повысить конкурентоспособность экономик Сибири и Дальнего Востока, способствовать сбалансированному и устойчивому развитию стран АТР.
Во время обсуждения этой темы были представлены проекты по развитию железнодорожного, морского, авиационного и иных видов транспорта.
На международной конференции «Европа – Россия – АТР: развитие транспортной инфраструктуры», которая прошла в рамках форума, представители правительств и деловых кругов России, Китая, Финляндии, других стран обсудили вопросы создания Евроазиатских транспортных коридоров.
Открывая конференцию, глава администрации Президента России Сергей Нарышкин заявил: «Исторически Россия представляет собой мост между Европой и Азией, связующее звено между двумя цивилизациями. Сегодня наша главная задача – стать мостом не только в политическом и культурном, но и в буквальном смысле этого слова».
По его мнению, особое место в транспортной политике нашей страны занимает именно Азиатско–Тихоокеанский регион – один из наиболее динамично развивающихся и растущих центров мира. Соответственно здесь растет спрос на перевозки грузов и конкурентоспособные логистические услуги. Чтобы в полной мере использовать этот потенциал, необходимо проложить крупнейшие трубопроводные, железнодорожные, автомобильные, морские и воздушные пути в Евразии. Создать своеобразный «великий шелковый путь» XXI века. «Начинать нужно с развития энергетической инфраструктуры, поскольку именно в этой сфере имеются наиболее значительные подвижки – ведется активное строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан», – высказал свое мнение глава администрации президента.
Вместе с тем, он отметил, что сегодня транзитные перевозки через Россию составляют менее половины имеющегося потенциала, а портовые и железнодорожные терминалы порой не справляются даже с нынешними объемами грузопотока. «Необходимо продолжить модернизацию транспортной инфраструктуры, обновление парка авиационной и автомобильной техники, привлечение инвестиций в развитие железных дорог, учитывая их высокую роль в перевозках, – сказал Сергей Нарышкин. – Это позволит повысить уровень сервиса и надежности перевозок, увеличить скорость доставки грузов, обеспечить переход на международные стандарты качества предоставляемых услуг».
Его мнение поддержал Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, который также считает, что состояние транспортной сети Сибири и Дальнего Востока требует серьезного улучшения, как и в целом условия жизни граждан. «Откладывать решение имеющихся проблем нельзя, так как это не позволяет нашей стране стать той мощной транзитной державой, какой она должна быть в соответствии со своим геополитическим положением и экономическим потенциалом», – подчеркнул Сергей Миронов.
По подсчетам аналитиков, на страны АТР, где проживает 40% населения планеты, сегодня приходится 60% мирового ВВП. Одновременно с этим повышается потребность государств региона в выходах на Европу. Обеспечить эффективное решение этой масштабной задачи способна именно Россия, превратив транспортную отрасль в один из локомотивов своего экономического развития.
«Чтобы быть успешными и конкурентоспособными на мировых рынках, одних сырьевых ресурсов, пусть даже самых богатых, недостаточно. Россия может занять достойное место в экономике Азиатско–Тихо-океанского региона только при условии масштабной модернизации своей экономики, в том числе такой ее составляющей как транспортно–логистическая инфраструктура. Уверен, что сегодняшняя конференция будет способствовать активизации усилий по достижению этих целей», – сказал в заключение своего выступления на конференции Председатель СФ Сергей Миронов.
До сих пор практически все транспортное сообщение между Европой и бурно развивающимися странами Азиатско–Тихоокеанского региона осуществлялось морским путем в обход Евроазиатского и даже Африканского континентов. Это существенно удорожало и увеличивало по времени перевозки. Если по традиционному маршруту через Суэцкий канал доставка грузов из Европы в страны АТР занимает около 40 суток, то транзит по российским железным дорогам до портов Дальнего Востока можно осуществить всего за 11 дней. А к 2012 году согласно имеющимся планам время доставки контейнерных грузов через Сибирь и европейскую часть страны сократится до недели. Предполагается также модернизировать аэродромную сеть в воздушном коридоре Европа – Россия – АТР и наладить трансполярное авиасообщение.
На повестку дня встает вопрос о возрождении Северного морского пути для прямого транзита грузов из европейских портов в азиатские и обратно. Первые танкеры и сухогрузы из Европы в АТР в сопровождении российских ледоколов уже прошли этим летом по Северному морскому пути, что сократило время доставки грузов вдвое по сравнению с традиционными маршрутами.
В ближайшее время будет принято решение о том, до какого российского региона дотянется новая автотрасса Китай – Казахстан – Россия: до Санкт–Петербурга, или до Калининграда через Белоруссию и Литву.
Реализация такого рода транспортных проектов вступает в практическую стадию. В настоящее время речь идет о привлечении иностранных инвестиций, решении ряда других вопросов взаимовыгодного сотрудничества, которые и обсуждались в эти дни на Байкальском экономическом форуме в Иркутске.
Выступивший на форуме министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что в развитии сотрудничества Российской Федерации со странами АТР особая роль отводится регионам Сибири и Дальнего Востока. Развитие приграничного сотрудничества является актуальным не только для регионов Российской Федерации, но и для приграничных регионов стран–соседей. Именно регионы Сибири и Дальнего Востока могут стать связующим звеном между Европой и Азией. Поэтому в настоящее время большое значение имеет развитие всех видов инфраструктур, развитие международных транспортных коридоров. В этой связи Игорь Левитин отметил, что в 2010 году завершается строительство Федеральной трассы Чита – Хабаровск – автомобильной артерии, связывающей центральную часть Российской Федерации с ее восточными границами.
На сегодняшний день этот транспортный проект является приоритетным для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Она связала дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны, стала составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Санкт–Петербург – Москва – Владивосток (около 10 тыс. км). Таким образом, будут налажены регулярные транзитные перевозки как от берегов Балтики до Тихого океана, так и из Приморья и стран АТР в страны Западной Европы, открывая новые перспективы сотрудничества с соседними государствами.
Глава Минтранса обрисовал экономические и социальные перспективы расширения международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», отметив, что Россия рассматривает Азиатско–Тихоокеанский регион, обладающий мощным промышленным, финансовым и человеческим ресурсом, как локомотив роста всей мировой экономики. Совершенствование транспортной инфраструктуры в этом регионе позволит поднять уровень экономического развития всех государств.
Наша страна, две трети территории которой находится в Азии, нацелена на дальнейшее наращивание экономического взаимодействия с динамично развивающимися странами этого региона. Для этого, по мнению главы Минтранса, «необходима совместная работа по снижению административных и инфраструктурных барьеров, по взаимному повышению привлекательности и доступности не только объектов инфраструктуры, но и всего транспортно–логистического бизнеса».
В последние годы Минтрансом России были проведены научно–исследовательские работы, целью которых являются социально–экономическое и финансовое обоснование реализации данного инвестиционного проекта, выбор оптимальной финансовой модели. Выводы и результаты исследований положены в основу концепции комплексного проектирования и строительства нового международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» на территории Российской Федерации.
Многие проекты уже прошли подготовительный этап и готовы к реализации. «Естественно, нам еще необходима настройка законодательства, правил взаимодействия, поскольку проекты комплексные, долгосрочные, а экономическая ситуация меняется, как мы видели, довольно существенно. Поэтому министерство будет участвовать в дальнейшей реализации проектов в Азиатско–Тихоокеанском регионе, а также соответствующим образом корректировать проекты в случае необходимости», – подчеркнул министр.
По общему мнению участников конференции развитие данного международного маршрута даст существенный толчок для развития международной торговли, позволит привлечь на транспортные коммуникации дополнительные транзитные потоки, будет способствовать развитию бизнеса, повысит инвестиционную привлекательность прилегающих территорий. В связи с этим конструктивное участие субъектов Сибирского и Дальневосточного регионов в интеграционных процессах АТР представляется для России важнейшей внешнеполитической задачей.
Выступая на конференции, заместитель председателя Государственного комитета КНР по развитию и реформам, начальник Государственного управления по делам энергетики Чжан Гобао отметил, что укрепление сотрудничества между Китаем и Россией в области строительства транспортной инфраструктуры имеет большое значение для углубления двусторонних экономических связей, расширения торгово–экономического сотрудничества, осуществления межрегиональных грузовых перевозок.
Практической иллюстрацией его слов стало соглашение о сотрудничестве по разработке и реализации инвестиционного проекта, предполагающего создание в Иркутской области современного логистического центра.
Приятной новостью для участников стало также известие о том, что Байкальский экономический форум с 2011 года будет проводиться ежегодно.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»