В канун профессионального праздника дорожников о приоритетных направлениях развития дорожной сети России рассказывает заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров.
– Олег Валентинович, когда можно ожидать принятия документа, утверждающего решение о воссоздании Федерального дорожного фонда, и каковы будут источники его наполнения?
– В соответствии с перечнем поручений Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева по вопросам строительства объектов транспортной инфраструктуры от 14 апреля 2010 года Минтрансом России подготовлены предложения по созданию с 1 января 2011 года Федерального и региональных целевых дорожных фондов и финансированию федеральных автомобильных дорог за счет средств Федерального бюджетного дорожного фонда с будущего года. Эти предложения поддержаны президентом страны. Они не предусматривают простого воссоздания прежней системы дорожных фондов. Это невозможно, поскольку законодательство с 90–х годов прошлого столетия, когда принимался Закон № 1759–1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», кардинально изменилось. Это и нецелесообразно, поскольку изменились источники наполнения дорожных фондов, повысились требования общества и государства к их прозрачности и эффективности.
Наполнение Федерального и региональных дорожных фондов предполагается осуществлять за счет закрепления в них базовой части – бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме не менее фактического уровня 2010 года и дополнительных доходов бюджетов – налоговых и неналоговых доходов бюджетов, включая акцизы на бензин и дизельное топливо, которые будут распределяться в определенной пропорции между Федеральным и региональными дорожными фондами. При этом распределяться будут только дополнительные доходы от поэтапного повышения ставок этих акцизов в период с 2011 по 2013 год на 1 рубль за литр в год. Суммы существующих в текущем году акцизов останутся в полном распоряжении субъектов РФ и будут направляться на финансирование дорожного хозяйства.
В первый год «один рубль повышения акцизов» будет направлен в Федеральный целевой бюджетный дорожный фонд.
В 2012 году для увеличения объемов созданных региональных дорожных фондов «второй рубль повышения акцизов» будет направлен в бюджеты субъектов РФ. В 2013 году «третий рубль повышения акцизов» будет разделен 50 на 50.
Так что в целом в 2013 году все дополнительные доходы от акцизов на нефтепродукты будут распределены между Федеральным и региональными дорожными фондами в равных долях. Минфином России подготовлены вступающие в силу с 1 января 2011 года поправки в Налоговый кодекс РФ. Минтрансом России подготовлены необходимые изменения в Бюджетный кодекс РФ, разработан проект постановления Правительства РФ об утверждении порядка формирования и расходования средств Федерального дорожного фонда.
– Будет ли это решение касаться и региональных дорожных фондов? Или вопрос их создания и источников наполнения будет передан на региональный уровень?
– В соответствии с бюджетным законодательством решение о создании целевых дорожных фондов в составе региональных бюджетов должно приниматься законами самих субъектов РФ. Однако предложения Минтранса России по изменениям в Бюджетный кодекс РФ предусматривают закрепление в нем принципов и основных положений, необходимых для создания региональных дорожных фондов.
Помимо акцизов на нефтепродукты уровень обеспеченности региональных дорожных фондов налоговыми доходами будет определяться также транспортным налогом и частью налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, поскольку после проведенной налоговой реформы и реформы бюджетной системы, а также после отмены налога на пользователей автомобильных дорог и Федерального закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» в 2003 году они были определены компенсирующими налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ. Порядок формирования и расходования средств дорожных фондов субъектов РФ должен будет определяться решениями региональных органов власти, в том числе с учетом указанных налоговых доходов.
– Каковы перспективы развития дорожной сети богатого ресурсами Дальневосточного региона России?
– Развитие дорожной сети на территории Дальнего Востока в последние годы является одним из наиболее приоритетных направлений для Правительства РФ и Минтранса России. Правительством РФ утверждена Стратегия социально–экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, в которой задачам в области транспорта уделено большое внимание. Президентом и Правительством РФ дан целый ряд поручений, касающихся развития дорог в Дальневосточном регионе. На территории Дальневосточного федерального округа реализуются федеральные целевые программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Социально–экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы». В подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрены мероприятия по развитию федеральных и региональных автомобильных дорог на территории ДФО. Сделано немало: активно строятся объекты подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско–Тихоокеанском регионе» ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», завершена ликвидация грунтовых разрывов на федеральной автомобильной дороге «Колыма» Якутск – Магадан, создается новый федеральный автодорожный маршрут «Вилюй» Тулун – Братск – Усть–Кут – Ленск – Мирный – Якутск. Завершилось масштабное строительство автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск.
Важно и то, что реализация перечисленных и других дорожных проектов на территории Дальнего Востока позволила создать здесь мощные силы дорожных и мостовых строительных организаций, наладить производство местных строительных материалов, отработать технологии изысканий и проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений, которые имеют много особенностей в нелегких природно–климатических условиях региона и малодоступных местах. Создана мощная когорта специалистов–проектировщиков, строителей, эксплуатационников, управленцев, способных успешно решать труднейшие задачи дорожного хозяйства в этом регионе.
Решения, принятые по итогам визита в Дальневосточный федеральный округ председателя Правительства РФ Владимира Владимировича Путина в августе 2010 года, дают новый импульс развитию автодорог на территории ДФО, позволят эффективно использовать накопленный здесь кадровый и технический потенциал для ускорения социально–экономического развития региона. В настоящее время осуществляется разработка изменений к ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с учетом проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов. При этой корректировке прорабатываются дополнительные предложения по строительству и реконструкции автодорог федерального значения на территории Дальневосточного федерального округа.
– Во время поездки по автомагистрали «Амур» Чита – Хабаровск Владимир Путин обращал внимание на необходимость развития придорожной инфраструктуры. Как будет решаться этот вопрос?
– Придорожная инфраструктура является важнейшим элементом автодорожных маршрутов, без которого невозможны эффективные перевозки и обслуживание пользователей дорог. Особенно это важно на таких протяженных, проходящих по малоосвоенным территориям дорогах, как «Амур» Чита – Хабаровск. Поручения председателя правительства, касающиеся развития придорожной инфраструктуры, включают в себя не только создание объектов дорожного сервиса, но и обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, оборудование автомобильной дороги подвижной радиотелефонной связью, включая организацию энерго-
обеспечения сетей связи, и будут выполнены в полном объеме. В настоящее время подготовлена нормативно–правовая база для создания на автодорогах федерального значения современной сети объектов дорожного сервиса.
Базовые принципы размещения в границах полос отвода и придорожных полос автодороги объектов дорожного сервиса установлены Федеральным законом № 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для реализации указанных положений закона правительством приняты постановления № 717 от 2 сентября 2009 года «Об утверждении норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса»,
№ 860 от 29 октября 2009 года «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода». Минтрансом России изданы приказы о порядке установления и использования полос отвода и придорожных полос автодорог федерального значения, которыми определены процедуры взаимодействия владельцев автодорог и владельцев объектов сервиса и инженерных коммуникаций при размещении указанных объектов вдоль дорог. Подготовлен проект приказа Минтранса России «Об услугах и стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения».
– Проблема технического регулирования и нормирования в дорожном строительстве была и остается актуальной. Предполагается ли на государственном уровне принять меры, чтобы как–то ускорить ее решение?
– Совершенствование нормативной технической базы является одной из важнейших задач повышения качества дорожных работ, обеспечения долговечности сооружений, внедрения инноваций в дорожном хозяйстве. В последние годы приняты государственные стандарты в области классификации автодорог, их геометрических характеристик, нормативных нагрузок и расчетных габаритов. Разработан и готовится к утверждению ряд государственных стандартов, направленных на повышение безопасности движения. Программой разработки технических регламентов (в редакции, утвержденной распоряжением правительства от 9 марта 2010 года № 300–р) предусмотрено завершить в 2011 году создание двух технических регламентов в сфере дорожного хозяйства: «О требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации» и «О требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте».
– Важным вопросом является выполнение постановления правительства о переходе на нормативное содержание автодорог, согласно которому этот переход должен быть осуществлен в 2011 году. Когда эта работа будет завершена, учитывая негативное влияние финансового кризиса на бюджетную систему страны?
– Переход на финансирование расходов по ремонту и содержанию автомобильных дорог по утвержденным правительством нормативам денежных затрат является необходимым условием приведения транспортно–эксплуатационного состояния автодорог в соответствие с требованиями нормативных документов. Постановлением Правительства РФ № 539 от 23 сентября 2007 г.
«О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» было предусмотрено завершить этот переход в 2011 году. Негативные последствия мирового финансового и экономического кризиса привели к переносу срока завершения перехода. В 2010 году размер затрат на ремонт и содержание автодорог федерального значения составляет 39% полной потребности согласно утвержденным нормативам. С учетом финансового наполнения создаваемого Федерального дорожного фонда переход на финансирование расходов по ремонту и содержанию автомобильных дорог по утвержденным нормативам в полном объеме намечено завершить в 2014–2015 годах.
– Олег Валентинович, автодорога Чита – Хабаровск достроена. Обход Санкт–Петербурга (КАД) также находится в стадии завершения. Мосты–долгострои введены в эксплуатацию в прошлом году. Каким образом в ближайшем будущем изменятся приоритеты дорожного хозяйства?
– Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, утвержденной Правительством РФ, предусмотрено к 2030 году увеличить плотность дорожной сети до 79 км/тыс. кв. км, или в 1,85 раза по сравнению с 2007 годом, снизить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, до 15%, или в 1,9 раза, создать сеть автомагистралей и скоростных дорог протяженностью 9 тыс. км. Таким образом, задачи и перспективы по развитию автодорог достаточно серьезны. Вместе с тем с учетом бюджетных ограничений наиболее актуальной задачей в дорожном хозяйстве на среднесрочную перспективу является строительство объектов, предусмотренных программой строительства олимпийских объектов, а также подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско–Тихоокеанском регионе» ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Важным приоритетом является строительство объектов и сооружений, необходимых для повышения безопасности движения и бесперебойного функционирования дорожной сети, в том числе строительство пешеходных переходов в разных уровнях, устройство освещения дорог, дорожных ограждений, замена ремонтонепригодных мостов. Существенное внимание будет уделяться достижению нормативного уровня финансирования и адекватного ему уровня качества при содержании автодорог, а также реконструкции важнейших магистральных дорог федерального значения, по которым осуществляются наибольшие объемы перево-зок. Внимание будет обращено на создание платных дорог, обеспечивающих повышенное качество обслуживания пользователей.
В региональном разрезе внимание будет уделяться важнейшим федеральным дорогам на территории всех субъектов РФ по перечисленным ранее приоритетам, а также строительству подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. Особое внимание и контроль намечено сосредоточить на развитии дорожной сети Северо–Кавказского и Дальневосточного федеральных округов.
Беседу вел Сергей АЛЕКСЕЕВ