III Российского международного конгресса по ИТС
в Санкт–Петербурге был чрезвычайно широк.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в России в отличие от мирового сообщества полноценно не используют для решения глобальных транспортных проблем. Это происходит потому, что в сфере ИТС нет четкой государственной политики, которая увязывала бы интересы транспортных компаний с общенациональными задачами. Последние даже не сформулированы. К такому выводу пришли участники III Российского международного конгресса по интеллектуальным транспортным системам, который прошел в Санкт–Петербурге.
Управление мобильностью
На конференции в ходе дискуссий ее участники попытались сформулировать основные черты концепции развития национальной ИТС в России. В общих чертах это должно быть многоуровневое информационное пространство, в котором взаимосвязанные АСУ и автоматизированные информационно–аналитические системы интегрируются для обеспечения безопасности на транспорте, содействия мобильности населения и обеспечения пропуска грузопотоков. Попутно предусматривается решение таких задач, как информационное сопровождение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возможность сведения в одну базу данных всех нормативных актов, регулирующих работу транспорта как на федеральном, так и региональном уровнях, а также создание условий для повышения эффективности использования существующей дорожной сети путем более рационального управления движением транспортных потоков. Наконец, ИТС призвана помочь в борьбе с актами незаконного вмешательства в работу транспортных сетей и противодействии терроризму.
Представители западных ассоциаций ИТС в свою очередь поделились опытом своих стран, накопленным в этом плане. В частности, президент ITS France Франсуа Мальбрюно отметил, что государство должно стимулировать развитие системы услуг для населения за счет интеграции баз данных, которые накапливаются в отраслевых АСУ. Это должно не только содействовать мобильности населения, но и помогать снизить уровень стресса, накапливаемого в обществе из–за транспортных неурядиц. Например, информация о пробках бережет еще и нервы водителя, а значит, снижаются риски возникновения ДТП. Люди используют все чаще смартфоны и планшетные компьютеры. На эти девайсы и должен быть ориентирован сервис для населения.
Представитель ITS of America Джеральд Коновер особо подчеркнул, что развитию ИТС должно оказывать содействие государство. В США ассоциация ИТС создана в виде государственно–частного партнерства. Соответственно ее работа разделена на две части: первая – преследует общенациональные интересы (поиск новых ИТ–технологий, обеспечение антитеррористической безопасности, интеграция нормативных баз данных в сфере транспорта и обеспечение мониторинга за транспортными потоками). Эту деятельность финансирует государство. Вторая часть – коммерческая. В проекты, которые способны себя окупить, государство не вмешивается.
Представитель министерства транспорта и связи Финляндии Сеппо Эерни отметил, что в стране Суоми государство вырабатывает общую стратегию развития ИТС, а бизнес сам реализует проекты, которые помогают оптимизировать движение транспортных средств и предоставляют услуги населению. Программа до 2020 года призвана создать условия для внедрения сервисов в режиме реального времени, спутникового позиционирования и проактивного управления транспортом. При этом признано целесообразным для ИТС не создавать новые специализированные программные комплексы, а ориентировать интерфейсы и передачу данных на интернет–каналы. Основная задача – за счет интеграции отраслевых АСУ снизить к 2020 году стоимость логистики для клиентов на 20%. Например, одна и та же система может решать целый ряд задач: взимать плату, управлять транспортными потоками, обеспечивать мониторинг на дорогах, а также создавать каналы для обратной связи с пользователями транспортной сети.
Президент компании «5Т» (Италия) Марио Каррара сказал, что в масштабах города ИТС способна на 14% повысить пропускную способность транспортных артерий. Попутно горожане получают массу бесплатных услуг. Например, автоматизированное (без участия оператора) SMS информирование о прибытии муниципального автобуса к остановке. В ближайшей перспективе – вывод местоположения автобуса на электронную карту, чтобы на экране смартфона можно было видеть, как продвигается автобус по проезжей части к остановке.
Подобные примеры свидетельствуют о том, что в России традиционная транспортная политика, сосредоточенная вокруг крупных проектов по строительству и эксплуатации транспортной инфраструктуры, должна быть пере-ориентирована на потребности пользователей транспортных сервисов. Государство должно стимулировать развитие информационных систем в реальном времени при удаленном доступе к базам данных, помогать вести различные реестры, создавать дополнительные каналы информирования населения, содействовать внедрению электронных бесконтактных систем взимания платы за проезд. Управление мобильностью с помощью ИТС предполагает формирование привычек и поведения граждан в отношении видов транспорта, а также позволяет им оптимизировать маршруты передвижений.
Интегральный курс
Как выяснилось в ходе заседаний «круглых столов», концепция развития ИТС имеется сегодня только в ОАО «РЖД». Как сказал член совета директоров ОАО «НИАС» Игорь Розенберг, в РФ при разработке общенациональной ИТС и стратегии ее развития до 2030 года целесообразно использовать опыт железнодорожников. К сожалению, представители разных видов транспорта в России до сих не пришли к общему мнению, что такое ИТС. Каждый понимает это по–своему.
Действительно, из дискуссий по секциям было видно, что, например, городские власти отождествляют ИТС с системами управления дорожным движением. В администрациях морских портов рассматривают их как подмогу в управлении движением судов и тренажерной подготовке специалистов. А авиаторы смотрят на нее как на некую систему информирования граждан в составе интеллектуальных систем аэропорта.
В ОАО «РЖД» под ИТС понимают весь комплекс интеллектуальных технологий, используемых на сети. Особенность российского железнодорожного транспорта в том, что полностью автоматизировать движение поездов невозможно: слишком сложным и разветвленным является полигон российских стальных магистралей. Поэтому объявлены гранты на разработки отдельных компонентов ИТС. Вместе с тем общая программа нацеливается на комплексное взаимодействие уже созданных АСУ.
В ОАО «РЖД» программа развития ИТС до 2015 года предполагает создание интеллектуальных поездов, станций и вокзалов, диспетчерских и ситуационных центров. Намечено, что в ИТС войдут системы глобального позиционирования, диагностики вагонов, прогнозирования движения и интервального управления вагонопотоками, автоведения и диагностики важнейших параметров тяги поездов. Основная задача – минимизировать расходы на содержание железнодорожной инфраструктуры, улучшить экологию, повысить качество услуг для пассажиров и грузовладельцев.
Системы «Автодиспетчер» и «Автомашинист» уже опробованы на скоростном направлении Санкт–Петербург – Москва для обеспечения движения поездов «Сапсан». В конечном итоге должна появиться система движения по оптимальным графикам с автоматизированными подсказками для машинистов.
В содружестве с партнерами
Как уточнил заместитель генерального директора компании «IBM – Россия и СНГ» Андрей Тихонов, за рубежом движутся в том же направлении. Какие наработки могут оказаться полезными для России? На Западе ощущается поворот ИТС к широкому использованию цифровых устройств, подключенных к общим каналам связи по беспроводным технологиям. Это означает, что формируется некий общий поток данных, который имеет много-
уровневое применение – в частности, для решения государственных и технологических задач, клиенто–ориентированных сервисов и защиты транспортных сетей от различных видов угроз. Общее для всех уровней – то, что человек уже не в состоянии охватить весь информационный поток вокруг него. Поэтому ему на помощь приходит компьютер. Именно такой подход удешевляет создание аппаратных платформ и обеспечивает получение информации от ограниченного количества устройств. В частности, одна видеокамера на вокзале может поставлять картинки для правоохранительных целей (помогать ловить жуликов и террористов), она же может автоматически регулировать климат в помещениях, предупреждать о нештатных ситуациях и служить частью аналитического комплекса для выработки оптимальных моделей поведения пассажиров и персонала вокзала в экстренных случаях. А в Лондоне те же камеры способны автоматически подавать сигнал для изменения скорости движения эскалаторов в зависимости от количества пассажиров, чтобы не создавать очередей на посадку в поезда.
В России уже 80 станций оборудованы современной автоматикой – это свыше 2 тыс. стрелок. Интеллектуальные дефектоскопы позволяют мониторить состояние не только рельсов, но и полотна. Данные с видеокамер расшифровываются компьютером, что позволяет выявлять отклонения от заданных параметров. Развиваются интеллектуальные системы железнодорожных вокзалов.
По мнению менеджера по продажам в РФ, СНГ и Балканах компании Ansaido STS Фабрицио Де Росси, ОАО «РЖД» движется в том же направлении, что и европейские железнодорожники. Это позволяет говорить о возможности международной интеграции в сфере ИТС. Для этого необходимо унифицировать используемые в разных странах технологии. Интерес здесь – в снижении суммарных расходов на перевозки грузов и пассажиров. Например, новый автоматизированный Центр управления движением в итальянском Бари позволил сократить количество диспетчеров до 10 человек из расчета на вагонооборот в 600–900 вагонов в сутки. Таких центров в Италии уже создано 7. ИТС помогают бороться и с кражами проводов, несанкционированным доступом на магистрали. При этом пассажирам в Италии ИТС помогает рассчитать оптимальное расписание транспорта, включая железнодорожный, чтобы добраться до нужного места. А вскоре люди смогут еще и получить справку о тарифах, чтобы, например, сравнить затраты на передвижение самолетом и поездом с учетом пересадки на муниципальный автотранспорт. Для решения подобных задач подписан меморандум о создании СП Ansaido STS и НИИАС.
В России транспортники могут объединить усилия с оборонными предприятиями, которые заняты, как выяснилось, аналогичными с транспорт-никами проектами. Это программы бодрствования водителя, высокоточного позиционирования подвижного состава, дефектоскопия состояния зданий, мостов, сооружений (включая борьбу против оползней), ИТ–системы видеонаблюдения и обнаружения угроз (включая «электронный нос» – высокочувствительный прибор, чьи параметры работы сравнимы со способностями собак по нахождению взрывчатки и других опасных веществ). В Санкт–Петербурге оборонщики решили составить пул из 23 проектов, которые предлагают 10 предприятий города на Неве для железнодорожников. В 2011 году предполагается провести их экспертизу. Если будут положительные отзывы, намечено до конца текущего года создать и опытные образцы. Поставки в таком случае можно начать с конца 2012 года.
Как видите, на конференции не только занимались концептуальными изысками, но и обменивались опытом, искали чисто практические варианты, как продвинуть инновации в практику.
Андрей ЛАЗАРЕВ