От имени Минтранса России с приветствием к организаторам, участникам и гостям конгресса обратился заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. Он, в частности, отметил, что применение интеллектуальных систем становится необходимым условием совершенствования как систем управления, так и функционирования всей транспортной инфраструктуры, устойчивого развития городских транспортных систем, обеспечения безопасности на транспорте. Замминистра выразил уверенность, что широкомасштабное внедрение ИТС будет способствовать эффективному использованию ресурсов транспортного комплекса.
Конгресс стал традиционной коммуникационной площадкой для обсуждения основных вопросов развития интеллектуальных систем в сфере транспорта и логистики, укрепления партнерства органов государственной власти, деловых и научных кругов.
Деловая программа мероприятия включила проведение пленарного заседания, серии тематических секционных заседаний, презентаций, конференций и выставок. Традиционно в конгрессе приняли участие представители ассоциаций ИТС стран Европы, Азии и Америки, транспортно–логистического бизнеса, специалисты и ученые ведущих зарубежных и российских компаний в области инфокоммуникационных технологий.
Открывая пленарное заседание конгресса, первый вице–президент Международной академии транспорта Виктор Досенко отметил, что форум стал ежегодной традиционной площадкой для дискуссий специалистов всех видов транспорта. Если первые конгрессы были посвящены в известной мере ознакомлению с самой проблематикой ИТС, с соответствующей терминологией, то в дальнейшем уже предметом обсуждения стали практические шаги по популяризации технологий и сервисов. Например, на 3–м конгрессе в Санкт–Петербурге демонстрировался уже интеллектуальный район, где было показано, каким образом решаются вопросы информирования участников движения, включая пассажирский транспорт. Там же были представлены два автомобиля–беспилотника итальянского производства, которые прошли по маршруту Милан – Шанхай, при этом более 2,5 тыс. км по России.
На нынешней выставке, проходившей в рамках конгресса, особый интерес вызвала демонстрация электромобилей. Сегодня речь идет не только о легковых автомобилях, но и об автобусах. Применяются новые разработки, электродвигатели становятся все мощнее, и можно надеяться на то, что подобные технологии найдут широкое применение. Там же демонстрировались и возможности использования газомоторных двигателей.
Следующий конгресс, сообщил Виктор Досенко, будет проводиться совместно с топливно–энергетическим комплексом страны. Это не случайно. В последнее время законодателями мод в мировой практике являются прежде всего представители ТЭК и автопрома.
Проректор по развитию и дополнительному образованию Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета Александр Солодкий в своем выступлении отметил, что ИТС в России внедряется крайне медленно. Что–то где–то делается, но «чуть–чуть». В то же время, если посмотреть на зарубежный опыт, разработка и внедрение ИТС идут гораздо быстрее. Александр Солодкий считает, что происходит это благодаря управлению процессом со стороны государства. ИТС как система жизнеобеспечения должна быть планово управляемой. Только тогда она реально «пойдет».
Одна из проблем – нехватка кадров. В стране специалистов высокого уровня в области ИТС крайне мало. Здесь очень важна работа, которую проводит Международная академия транспорта. Она выпускает книги и учебники по ИТС, создавая тем самым информационное пространство. В Европе уже действует сеть ведущих вузов, готовящих специалистов в области ИТС. В России такой специальности пока нет. Правда, скоро будут выпускаться специалисты по технологии транспортных процессов, и в рамках этой дисциплины обозначены ИТС. Но пока все это в стадии становления.
В ходе пленарного заседания затрагивались и другие вопросы, в частности, перспективы и опыт внедрения новейших технологий, имеющих отношение к ИТС. Подробно рассмотрены практика внедрения глобальной спутниковой системы «ЭРА–ГЛОНАСС», концепции развития городских транспортных сетей и другие актуальные темы.
В рамках конгресса на международной конференции по безопасности дорожного движения состоялось заседание «круглого стола» на тему «Безопасность пассажирских и грузовых перевозок». Предметом обсуждения стали вопросы современного состояния безопасности грузопассажирских перевозок на дорогах, законодательные аспекты контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей, готовность транспортных предприятий к использованию соответствующего оборудования. В частности, если говорить о проблемах и перспективах повышения безопасности пассажирских перевозок на транспорте, было отмечено, что введение в эксплуатацию тахографов может повлиять на снижение количества аварий. По итогам заседания «круглого стола» было принято решение об активизации межведомственного взаимодействия и более широком привлечении к рассматриваемым вопросам профильных и экспертных сообществ.
В рамках конференции также состоялось обсуждение вопросов создания безопасной дорожной инфраструктуры и роли интеллектуальных транспортных систем в повышении безопасности дорожного движения.
В резолюции конгресса выражена уверенность, что системное развертывание работ в области ИТС станет эффективным инструментом реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
22.05.2014