с контрольно–счетной палатой Москвы провели контрольную проверку целевого
и эффективного использования средств, направленных на развитие
и содержание транспортного комплекса Москвы.
Счетная палата Российской Федерации совместно с контрольно–счетной палатой Москвы провели контрольную проверку целевого и эффективного использования средств, направленных на развитие и содержание транспортного комплекса Москвы, за период 2008–2010 годов.
Аудиторы установили, что в настоящее время в Москве с численностью дневного населения 11 млн человек и территорией 1091 кв. км объем перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта составляет 10,4 млрд пассажиров в год. Основным видом городского пассажирского транспорта является метрополитен, который выполняет около 47% работы транспортной системы.
Действующие в настоящее время 182 станции метрополитена с общей протяженностью линий 302,1 км не отвечают реальным потребностям города. Численность населения, проживающего в периферийных районах и не обслуживаемого метрополитеном, достигает порядка 2 млн человек. Условия перевозок пассажиров на метрополитене в наиболее напряженный период утреннего часа пик превышают нормативы в 1,3–1,7 раза. Ряд транспортных узлов у периферийных станций метрополитена практически полностью исчерпал свою пропускную способность.
На наземных видах транспорта заполнение транспортных средств, осуществляющих перевозку из дальних районов города, превышает норматив в 1,5–1,7 раза. Троллейбусы занимают значительное пространство проезжей части на улицах, что осложняет дорожную ситуацию.
По данным ГУП «Научно–исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», протяженность магистральной улично–дорожной сети составляет 1316,1 км, что в 1,8 раза ниже нормативной. Дефицит в протяженности магистралей достигает 350–400 км. При существующих темпах строительства на ликвидацию сложившегося дефицита протяженности сети потребуется 30–35 лет при условии «замораживания» объемов жилой застройки на существующем уровне.
При всех проблемах мегаполиса транспортный комплекс не был выделен в системе органов исполнительной власти Москвы как комплекс городского управления. Координация деятельности по отраслям «Транспорт» и «Дорожное хозяйство» не была налажена.
С 2008 по 2010 год указанные отрасли финансировались 7 главными распорядителями средств бюджета города, которые в системе органов исполнительной власти Москвы находились в разных комплексах городского управления. В их число входят следующие организации города Москвы: департамент городского заказа капитального строительства Москвы, департамент транспорта и связи города, департамент дорожно–мостового и инженерного строительства города, департамент жилищно–коммунального хозяйства и благоустройства города, департамент экономической политики и развития города, комитет по архитектуре и градостроительству и департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. «При этом на долю двух последних приходилось менее 1% от суммы средств, направляемых на финансирование транспортного комплекса», – подчеркивают аудиторы.
В ведомственной подчиненности департамента транспорта находятся 3 государственных учреждения, 9 государственных унитарных предприятий города, в том числе: ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», 17 акционерных обществ с долей собственности Москвы.
В проверяемом периоде руководство предприятиями, находящимися в ведении департамента транспорта, осуществлялось неэффективно по следующим причинам.
В нарушение Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161–ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» департамент транспорта без обоснования причин отказывал ГУП «Мосгортранс» в согласовании крупных сделок, следствием чего стало длительное неиспользование средств бюджета г. Москвы в размере 235,6 млн рублей. Имели место случаи отмены департаментом транспорта решений ГУП «Мосгортранс» о проведении аукционов или результатов уже проведенных тендеров;
Департамент транспорта при наличии собственных структурных подразделений согласовал с ГУП «Мосгортранс» проведение сторонними подрядными организациями ремонта топливораздаточных колонок автобусных парков, допустив неэффективное расходование средств ГУП «Мосгортранс» в сумме 6324,1 тыс. рублей;
При внедрении в ГУП «Мосгортранс» автоматизированной системы контроля проезда (далее – АСКП) распорядительными документами правительства Москвы не предусматривалась передача прав на технологию и программное обеспечение в собственность Москвы. В результате в 2008–2010 годах расходы ГУП «Мосгортранс» на услуги ООО «Солярус» как держателя патента составили 910 432,5 тыс. рублей. Отказ Департамента транспорта в 2010 году согласовать заключение договора по информационному обслуживанию АСКП меньшей стоимостью, чем действующий договор, не позволил сократить расходы ГУП «Мосгортранс» на 12 474,4 тыс. рублей.
Аудиторы обращают внимание на то, что одним из учредителей ООО «Солярус» является заместитель руководителя Департамента транспорта С.А. Макаренко, который в должности генерального директора ЗАО «Фирма «ПР ТЕЛЕКОМ» в 1998 году подписал учредительный договор ООО «Солярус».
Законом Москвы от 7 октября 2009 года № 42 на департамент транспорта возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях с одновременным исключением из устава ГУП «Мосгортранс» функции по взиманию штрафов за безбилетный проезд, провоз багажа и ручной клади. В результате принятого решения количество безбилетных пассажиров выросло в 3 раза, в бюджет г. Москвы не поступили средства от штрафов в сумме 80 173 тыс. рублей, сумма неэффективных расходов бюджета на субсидии по оплате поездок по нелегитимно используемым социальным картам москвича составила 2650,3 тыс. рублей.
Тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа, в том числе льготных категорий граждан, в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросли:
– по ГУП «Московский метрополитен» – на 56,1%;
– по ГУП «Мосгортранс» – на 43,3%.
Особое внимание аудиторы обратили на нарушения в области строительства и ремонта автодорог. Так, по состоянию на 1 декабря 2010 года в нарушение положений закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Москве отсутствуют:
– актуальная система нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру планирования расходов на капитальный, текущий ремонт и содержание городских автомобильных дорог и сооружений на них;
– перечень городских автомобильных дорог, являющихся собственностью города;
– классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию городских автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них;
– утвержденные нормативы финансовых затрат на капитальный и текущий ремонт городских дорог, правила расчета бюджетных ассигнований на ремонтные работы.
Плановые задания на капитальный и текущий ремонт утверждались постановлениями правительства Москвы по фактическим затратам предыдущего периода. При этом средняя стоимость текущего ремонта 1 кв. м дорог в 2009 году по всем заказчикам различна и составляла от 290 до 740 рублей. В нарушение статьи 19 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты строительства участков автомобильных дорог предусматривали прокладку или переустройство инженерных коммуникаций (газ, водопровод, электросети, канализация, кабели и пр.).
Совмещение в проектах дорожного строительства целей по развитию улично–дорожной сети города и строительству (переустройству) газовых и тепловых сетей, водопровод-ных магистралей и т. д. привело к тому, что на стоимость дорожных объектов перенесена стоимость собственников инженерных коммуникаций. Следствием указанного совмещения явилось то, что стоимость 1 км дороги колеблется от 1,5 млрд рублей до 5 млрд рублей.
В нарушение постановления правительства Москвы «О Концепции развития дорожно–ремонтной отрасли и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично–дорожной сети Москвы» не реализовано ни одно мероприятие концепции по переходу на нормативное содержание и ремонт автомобильных дорог, не разработаны стандарты по нормативно–техническому обеспечению развития дорожно–ремонтной деятельности и нормативы денежных затрат.
Анализ размещения заказов на выполнение работ на объектах транспортной инфраструктуры в 2008–2009 годах показал, что конкурсная (аукционная) документация разрабатывалась таким образом, что в подавляющем большинстве тендеров подавалась заявка от единственного участника, с которым заключался государственный контракт, что свидетельствует об отсутствии условий для добросовестной конкуренции, и тем самым созданы предпосылки для возможных признаков проявления коррупции.
Так, из 116 объявленных департаментом транспорта в 2008 году торгов состоялись 28, или 24%. При этом по результатам 88 несостоявшихся торгов, по которым подана 1 заявка, заключены контракты стоимостью 2 362 746 тыс. рублей.
В 2009 году были объявлены 650 торгов, из них не состоялись 349 торгов, стоимость заключенных контрактов с единственным участником тендеров – 2 239 620 тыс. рублей.
В 2010 году из 7 объявленных конкурсов, первоначальная стоимость которых 874 200 тыс. рублей, отменены 6 торгов общей стоимостью 822 млн рублей, или 94% конкурсов.
Правительством Москвы в 2007 году предоставлен бюджетный кредит открытому акционерному обществу «Авиационная компания «Атлант–Союз» в сумме 830 млн рублей для приобретения воздушных судов Ил–96–400 и «Эмбраер–120», а также для авансирования поставки пассажирских воздушных судов «Боинг–737–700».
Проверкой выявлено, что в ОАО «АК «Атлант–Союз» отсутствуют первичные документы по использованию бюджетного кредита, а в регистрах бухгалтерского учета указанные воздушные суда не числятся.
С момента предоставления бюджетного кредита до настоящего времени департамент транспорта не осуществлял контроль за целевым расходованием бюджетных средств, не истребовал отчетность по использованию кредита, не предпринимал меры по его возврату. В результате бюджету города причинен ущерб в сумме 830 млн рублей. «Фактически такой способ выделения бюджетных средств явился дотированием деятельности ОАО «АК «Атлант–Союз», что противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации», – считают аудиторы.
В нарушение статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации правительством Москвы принимались нормативные правовые акты по предметам, не относящимся к ведению субъекта Российской Федерации. Так, в проекты строительства неоднократно включались объекты, не относящиеся к собственности города, что существенно увеличивало расходы городского бюджета. В ходе контрольного мероприятия такие нарушения бюджетного законодательства выявлены на сумму более 3 млрд рублей.
* * *
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Рябухин и председатель контрольно–счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских направили материалы проверки Президенту и председателю Правительства Российской Федерации, в Госдуму РФ, Совет Федерации, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Алексей КАЗАКОВ