Состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором обсуждалась инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2015 год.
Ее общий объем составит более 400 млрд руб., половина из которых – средства госбюджета.
Премьер–министр РФ Дмитрий Медведев, который вел заседание, подчеркнул, что в правительстве хорошо понимают, в какой непростой обстановке российскому бизнесу приходится строить планы и реализовывать значительные инфраструктурные проекты. Поэтому принято непростое решение проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, а также в качестве субсидии для поддержания финансовой стабильности компании выделить из федерального бюджета 30 млрд руб.
Вместе с тем в ходе обсуждения инвестиционной программы Дмитрий Медведев подчеркнул, что акционерному обществу не стоит рассчитывать только на государственные средства, а следует продолжить работу по сокращению собственных издержек, а также «обеспечивать опережающий рост производительности труда, совершенствовать системы закупок и корпоративного управления». Исходя из этого, глава ОАО Владимир Якунин сообщил, что компания рассматривает вопрос о реализации непрофильных электросетевых активов. В частности, речь идет об открытом акционерном обществе «Территориальная генерирующая компания № 14», снабжающем электроэнергией и теплом потребителей Забайкальского края и Республики Бурятия.
Что касается инвестиций, то они в основном будут направлены на модернизацию железнодорожной сети, увеличение ее пропускной способности, а также на повышение безопасности движения. Как заявил на брифинге, состоявшемся после заседания, министр транспорта РФ Максим Соколов, самыми масштабными проектами РЖД станут развитие БАМа и Транссиба, а также инфраструктурные улучшения по всей железнодорожной сети. Кроме того, на покупку подвижного состава планируется направить более 80 млрд руб., в том числе 66 млрд – на локомотивы. Приоритет будет отдан отечественному производителю. Что касается безопасности движения, в том числе на южном направлении, то планируется строительство обхода вокруг Украины.
«Решения уже отражены в проекте бюджета на 2015–2017 годы. Этот проект будет реализован в сжатые сроки», – сообщил Максим Соколов.
Кроме того, министр рассказал о переводе железных дорог Крыма в собственность ОАО «РЖД». «Принципиально вопрос решен. Сегодня уже образовано государственное предприятие «Железные дороги Крыма», которое будет осуществлять все виды перевозок: и грузовые, и пассажирские, и пригородные. Это 2015 год. Мы надеемся, что до конца текущего года сможем провести все работы по внесению имущества в реестр и составлению кадастровых планов», – сказал министр.
В ходе заседания правительства также обсуждался больной вопрос пригородных железнодорожных пассажирских перевозок. В ряде регионов местные власти сокращают финансирование этого вида транспорта, следовательно, акционерное общество сокращает количество электричек, маршруты и составность поездов.
«На заседании были четыре губернатора, два из которых отказались подписывать соглашение с пригородными компаниями об урегулировании долгов, – рассказал на брифинге Владимир Якунин. – Позиция Председателя Правительства РФ и правительства в целом следующая: работайте, договаривайтесь, находите консенсус, согласовывайте, но вы должны подписать эти соглашения для того, чтобы решить проблему».
Давая оценку инвестиционной программе, глава РЖД сказал: «В целом программа достаточно сбалансированная, хотя и гражданам, и правительству, и нам хотелось бы, чтобы она была больше. Потому что инвестиционная программа РЖД – самый лучший инструмент борьбы со стагнацией и лучший инструмент повышения уровня нашего ВВП».
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
4.12.2014