и твердо верит, что где–то
ждут его пятьсот Америк.
Клятва первокурсников
В десять утра у входа в Центральный музей Вооруженных сил заиграл оркестр. Под руководством начальника колледжа Московской государственной академии водного транспорта Ростислава Сюксяева первокурсники построились. А затем, чеканя шаг, прошествовали в мемориальные залы музея, где перед развернутыми знаменами приняли торжественную клятву курсантов колледжа. Они поклялись хранить и беречь лучшие традиции морского и речного флота, быть честными, дисциплинированными и требовательными к себе.
Испытывали волнение в этот день не только сами первокурсники, но и их родственники, приглашенные на торжество. «Катя, ты только погромче», – не удержалась одна из родительниц. Впрочем, все прошло отлично. Торжественностью момента сумели проникнуться все присутствующие.
После церемонии принятия клятвы в конференц–зале музея со словами напутствия к курсантам, профессорско–преподавательскому составу и родителям обратился директор Административного департамента Министерства транспорта РФ Константин Пашков. Он отметил, что курсанты приняли клятву в переломный момент развития водного транспорта России, так как сегодня есть все предпосылки для создания нового пассажирского флота. Он пожелал курсантам успехов в учебе и высказал надежду, что не без участия молодого поколения водный транспорт страны займет свое достойное место в транспортной отрасли.
Горячо поприветствовали молодых людей и ветераны Великой Отечественной войны, пожелав курсантам всегда оставаться патриотами своей страны. Также поздравил первокурсников заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк. По его словам, только стремление к знаниям, любовь к выбранной профессии помогают преодолевать трудности, стоящие на жизненном пути.
Матросы «Княжны Анастасии»
Колледж Московской государственной академии водного транспорта готовит судоводителей, судомехаников, техников и даже судовых поваров. Кроме того, не так давно введена новая специальность – техносферная безопасность.
Ну что ж, первокурсников действительно ждут впереди не только интересная жизнь, но и непростая учеба. По окончании колледжа курсанты имеют возможность продолжить обучение для того, чтобы получить высшее образование. И, успешно окончив академию, стать обладателями (помимо учебного) рабочего диплома. Однако это означает, что в соответствии с международной конвенцией прохождение практики на судах для них обязательно. По некоторым специальностям, например, они должны «наплавать» не менее двенадцати месяцев. И если курсанты–первокурсники еще только произносят слова клятвы, то студенты и курсанты старших курсов колледжа уже ходят на различных судах по всему миру.
С мая по июль две группы курсантов по восемь человек, обучающихся в колледже по специальности «техник–судоводитель», прошли свою первую практику на четырехпалубном теплоходе «Княжна Анастасия», принадлежащем компании ОАО «Мостурфлот». Больше месяца курсанты плавали по Ладожскому и Онежскому озерам. Но сначала, по словам Михаила Бриллиантова, преподавателя кафедры «Управление судном и технические средства судовождения», учащиеся должны были пройти обязательную подготовку на тренажерах в Береговом учебно–тренировочном центре. Название этой программы говорит само за себя – «Борьба за живучесть судна и личная выживаемость на море». Много внимания в ней уделяется инструктажу, безопасности и физической подготовке курсанта.
Подробно о том, как проходила сама практика, рассказала Нина Вдовина, курсант третьего курса, оказавшаяся единственной девушкой–матросом во всей команде. Конечно, ей как представительнице слабого пола выполнять тяжелые работы парни не позволяли. Но ведь были и другие задания, далеко не из приятных. Вот и Нина признается, наморщив нос: «Практика оставила не только позитивные впечатления». Она вспоминает, что ребятам каждый день приходилось спускаться в машинное отделение судна, где очень шумно и пахнет отработанным топливом. Кто–то там даже нацарапал чистосердечное: «Навигация–2010 просит прощения у навигации–2011». Но прощение прощением, а отскребать–то в нижних отсеках, под трубами, накопившуюся копоть и грязь приходилось вовсе не авторам остроумной надписи.
«Мы просыпались, – рассказывает Нина, – потом четыре часа драили палубу или красили что–нибудь. Затем небольшая передышка – и обед». Самые же приятные впечатления у девушки оставили послеобеденные часы, когда курсанты под присмотром старпома и штурмана могли немного постоять у штурвала, «порулить». К тому же капитан оказался веселым человеком: все время шутил и подбадривал ребят. Каждый день на судне проходили и теоретические занятия, во время которых курсанты писали отчеты по практике.
В будущей профессии Нине нравится то, что она сможет повидать другие страны и познакомиться с людьми различных национальностей. Видимо, очень вдохновили ее рассказы дедушки, который отдал морю более пятидесяти лет.
«И все же, – вздыхает третьекурсник Иван Коновалов, – романтика в какой–то мере ушла». После первой практики, делится своими ощущениями парень, уже начинаешь представлять свою будущую профессию без прикрас. Ведь работа на судне – это тяжелый хлеб, большие физические и психологические нагрузки.
Романтику теснит прагматизм
В настоящий момент в колледже МГАВТа получают среднее профессиональное образование около 500 студентов. Цифра, может, и небольшая, но если представить, что все учащиеся в конце концов должны пройти практику, то становится понятно: руководству забот хватает. А попасть в штат судоходной компании на период прохождения практики, как оказалось, иногда бывает ох как не просто. Об этом рассказал заместитель декана факультета «Судовождение и эксплуатация флота» Александр Спода.
Практика для студентов специальности «судовождение», за исключением первого курса, – это обязательный выход в море. Минимальный срок первой практики, которая дает возможность получить специальность «вахтенный матрос», составляет два месяца. За тяжелый труд чернорабочего молодые люди получат всего 100–150 долларов в месяц. К сожалению, в нашей стране не так много компаний, готовых брать в штат студентов на время практики. Поэтому чаще всего россияне проходят практику в иностранных судоходных компаниях, куда их берут охотнее, и плавают молодые люди на зарубежных судах.
Александр Спода настроен скептически: «Романтика у всех заканчивается после первой практики». По его словам, предприятия неохотно принимают практикантов даже в качестве неквалифицированной рабочей силы в основном потому, что им сразу нужны люди в штате. А со студентами работодателю возиться невыгодно. Ведь молодые люди пока много времени уделяют учебе: они должны вернуться к началу занятий, написанию и защите дипломных работ.
«Вот, к примеру, у меня на столе лежит письмо от капитана судна, на котором студент проходит практику. Он уведомляет, что к началу защиты диплома практикант не успевает. И таких писем у меня целая пачка, – показывает папку документов Александр Иванович. – А что мы можем поделать? – разводит он руками. – Для того чтобы получить рабочий диплом, студент должен наплавать необходимое количество часов».
После окончания практики будущий специалист должен получить характеристику, которую заверит капитан. К отчету по преддипломной практике студент обязательно должен приложить сложные навигационные схемы и расчеты. Получив специальность, выпускники часто остаются в тех компаниях, где проходили практику, и шаг за шагом делают карьеру. Это, как видите, не всегда легко. Но те, кто по–настоящему влюблен в свою профессию, все равно добиваются своего. И в будущем становятся штурманами и капитанами, чтобы бороздить моря и океаны.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
20.10.2011