работать самостоятельно
с университетской скамьи.
В преддверии зимней сессии в тематических сообществах, социальных сетях и форумах Интернета все чаще маячит извечный студенческий вопрос: где скачать готовые конспекты, рефераты и шпаргалки по тому или иному предмету? Сегодня всемирная сеть является гигантской «почемучкой», на виртуальных страницах которой пищу для ума находят не только студенты, но и преподаватели вузов. Но стремительное развитие современных технологий заставило некоторых молодых людей расслабиться. Столь велик бывает соблазн скачать чей–то труд и, понадеявшись на то, что «авось пронесет», выдать его за собственный. Согласно результатам одного из соцопросов в регулярном воровстве чужих работ признались 15% российских студентов и еще 60% сообщили, что делали это за время учебы хотя бы раз.
Мы все учились понемногу…
Профессор столичного технического вуза зачитывает вслух «понравившиеся» отрывки из студенческих курсовых. Один третьекурсник, к примеру, выдал: «Мне, физику–ядерщику с десятилетнем стажем…». Другой студент «спалился» на фразе: «Как я уже упоминал в первой главе своей монографии…». Кого–то выдают пробелы и межстрочные интервалы, свойственные скачанным из Интернета работам. Но особенно отличилась одна студентка: неверно указала на титульном листе не только фамилию преподавателя, но и название родного вуза. И пусть не отвлечет нас от серьезной темы дружный хохот переполненной студенческой аудитории, сопровождающий оглашение этих несуразных пассажей. Прецеденты из преподавательской практики лишь подтверждают догадку: отдельные представители студенческой братии продолжают бездумно скачивать чужие труды из Интернета. Причем, сдавая такие работы преподавателю, они даже не всегда удосуживаются ознакомиться с содержанием оных.
Чтобы получить допуск к экзамену по истории, рассказывает второкурсник Роман (фамилию и вуз по понятным причинам не называем), надо было сдать реферат о ленд–лизе в период Великой Отечественной войны. Но зачем же утруждать себя походами в библиотеку и чтением книг, рассуждает Рома, если только на одном из сотен (!) сайтов – 2453 работы по истории, которые можно скачать бесплатно? И по крайней мере шесть из них – по ленд–лизу. Наверное, кто–нибудь возразит: мол, проблема касается только гуманитарных дисциплин. Однако и студенты–технари раскрывают свои карты. Допустим, получил кто–то задание спроектировать редуктор, откровенничают со мной старшекурсники одного престижного транспортного вуза. Нет проблем. Забиваем в поисковую систему запрос: «Чертеж редуктора одноступенчатого». И первая же ссылка – готовая схема. Вот и убедились в том, что и с этой задачкой по силам справиться компьютеру.
Как известно, спрос рождает предложение. Именно потому, наверное, на виртуальных просторах возникло такое несметное количество интернет–магазинов, торгующих чужими интеллектуальными трудами. На написании «научных» работ специализируются целые коммерческие компании. Не таясь, продают они рефераты, курсовые, дипломные и даже диссертации. Некоторые авторы добровольно загружают свои работы в бесплатный раздел, кто–то получает отчисления от продаж, а большинство и вовсе не ведают о том, что за поставку их исследований интересующимся гражданам взимаются деньги.
В итоге в некоторых российских вузах одни и те же курсовые и рефераты сдаются из года в год. Несчастным преподавателям в период сессии приходится несладко: попробуй перелопатить десятки работ, состоящих из идентичных формул, отрывков и цитат – тут уж у всякого крыша поедет. И хотя случаи интеллектуального воровства (будем называть вещи своими именами), как выяснилось, не редкость, опытный педагог все–таки сумеет вывести нечестного студента на чистую воду.
Профессор кафедры «Инновационные технологии» МИИТа Светлана Ляпина считает достаточно эффективными современные программы, проверяющие текст на уникальность. Не секрет, что упрощенной версией системы «Антиплагиат» любой желающий может пользоваться в режиме он–лайн бесплатно. Благодаря таким программам на соответствующих сайтах можно узнать долю заимствования текста из различных источников с точностью до нескольких процентов. По словам профессора МИИТа, иногда достаточно забить несколько предложений из текста (например, курсовой) в обычный «поисковик» браузера – и тут же становится ясно: действительно ли писал студент работу самостоятельно.
Главная же проблема, как считают многие преподаватели вузов, заключается в другом: физически не хватает времени и сил на то, чтобы досконально проверить каждую написанную работу в достаточно сжатые сроки. Представьте: пятьдесят объемных курсовых, с которыми нужно ознакомиться буквально за неделю. При этом современный преподаватель и без того перегружен. Из–за весьма скромной зарплаты ему приходится гнаться за большим количеством аудиторных часов. В то время как за рубежом упор в деятельности вузовского преподавателя делается на разработку методических пособий и проведение консультационных занятий со студентами – из этого складывается высокий уровень его доходов.
Мыслить нестандартно
Впрочем, по мнению некоторых сотрудников вузов, излишне драматизировать ситуацию все же не стоит. К примеру, начальник отдела инновационного развития МИИТа Владимир Губанов вполне справедливо полагает, что мы попросту живем в иную эпоху, и в процессе получения качественного высшего образования развитие глобальной компьютерной сети играет ключевую роль. Иными словами, без Интернета сейчас никуда!
Другое дело, что сегодня есть повод призадуматься об изменении форм обучения. Например, в сторону большего практического применения полученных знаний. Надо сказать, у МИИТа есть положительный опыт в этом плане. Чего стоят специальные учебные программы – так называемые авторские классы, – нацеленные на взаимопроникновение теоретических вузовских знаний и практической деятельности при непосредственной работе на предприятии, выступающем в роли заказчика. Механически что–то выудить из Интернета при таком подходе при всем желании не получится, поскольку каждое предприятие ставит весьма определенные и конкретные задачи.
В наши дни возможности Интернета, конечно же, значительно шире, нежели возможности любой библиотеки, считает заведующий кафедрой «Автоматизированные системы управления» МИИТа Эдуард Лецкий. Интернет помогает студентам в учебе. На некоторых кафедрах даже внедрена технология чтения лекций с опорными конспектами. Она достаточно проста: на сайте публикуется готовый материал, который студенты затем скачивают, распечатывают и приносят на лекции. По этому конспекту экзамен сдать невозможно: он состоит лишь из основных теоретических положений, фактов, сущности экспериментов и т.п. Однако использование такого конспекта приучает студента выделять существенное в лекции, осмысливать иллюстративный материал, самостоятельно дополняя краткие тезисы уже на занятиях. Но все же нужно избегать крайностей. К примеру, при очной форме обучения переход на изучение всех дисциплин учебного плана только на основе дистанционных технологий, по существу, означает замену очной формы обучения на заочную, а это может отрицательно отразиться на качестве подготовки специалистов, убежден Эдуард Лецкий.
Важно, чтобы студент не только мог отыскать нужную информацию, но и учился нестандартно мыслить, применяя новаторские подходы при решении поставленных перед ним задач, считает проректор по инновациям МИИТа Алексей Давыдов. В общем, нужно учить студента работать и думать самостоятельно. В этом плане в МИИТе созданы благоприятные условия не только для изучения программного материала, но и для занятий наукой, серьезными исследованиями.
Зажечь искру
То же самое можно сказать и о другом вузе – МГТУ ГА. По затронутой проблеме интересуюсь здесь мнением самих молодых людей. Насколько помогает им в работе Интернет? Оказалось, что и у студентов различные взгляды на ситуацию.
Виртуальное пространство представляет собой большую свалку. Оно сильно «захламлено», то есть в нем много недостоверной и ошибочной информации, считает пятикурсник кафедры «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» МГТУ ГА Егор Зубрицкий. По его словам, всегда проще ориентироваться в той области, которой непосредственно занимаешься. В настоящий момент Егор вместе с однокурсником Львом Гродзицким занимается разработкой более эффективной программы симулятора посадки самолетов. Для сбора информации и ее осмысления больше приходится просиживать за компьютером, нежели в библиотеке.
А вот четверокурсница Евгения Гуськова, обучающаяся по специальности «Менеджмент», напротив, много времени проводит в библиотеках. В Интернете не всегда есть нужная литература, поясняет девушка.
Другая студентка МГТУ ГА, Маргарита Филимонова, занимается исследованием пропускной способности ВПП аэродромов. На эту тему уже написано немало работ – вот тут–то молодому ученому Интернет и необходим. Что логично: ведь чтобы не изобретать велосипед, а придумать что–то свое, нужно знать и о том, какие исследования уже велись в данном направлении.
Пятикурсник механического факультета МГТУ ГА Сергей Фадин – неоднократный участник и победитель выставки научно–технического творчества молодежи. Проект Сергея (аэросани–амфибия, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров по снегу, льду и водной поверхности в условиях Крайнего Севера) в этом году стал кандидатом на получение премии «Победитель» по поддержке талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование». По мнению Сергея, в процессе научной деятельности информацию из Интернета можно использовать как во благо, так и во вред. Главное – чтобы у студента была мечта, именно тогда в соответствии со своими устремлениями он будет обращать полученную информацию себе на пользу, будет стремиться больше узнать. Эту точку зрения разделяет и научный руководитель Сергея – профессор кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, доктор технических наук Алексей Комов.
На экзамене Алексей Комов разрешает студентам пользоваться справочной литературой, но при ответе листок с заготовками переворачивается, и молодому человеку приходится рассказывать все своими словами. Тогда сразу видна степень его подготовки. Если студент соображает, то все подсказки, в том числе взятые из Интернета, – только во благо. Кстати, на третьем курсе в МГТУ ГА студент не просто сдает готовую работу преподавателю, он должен защитить ее устно. По словам Алексея Комова, задача преподавателя – зажечь искорку в глазах студента, заинтересовать его научной работой. Но заниматься ею может далеко не каждый студент. Нужно иметь недюжинные способности и желание.
В заключение совет от «Факультета.ру»: на занятиях не нужно заниматься стенографией и бездумным копированием, осмысливайте лекционный материал. В учебе Интернет и современные технологии всегда будут в помощь. При условии, конечно, что студент работает не для «галочки», а стремится к знаниям и хорошему образованию.
А вы что думаете по этому поводу? Пишите нам.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
13.12.2012