• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Доживем до понедельника

Доживем до понедельникаСколько дней можно
протянуть на студенческую стипендию?

Доживем до понедельникаОдин из крупных столичных вузов. На автостоянке перед университетом – с десяток дорогих иномарок. Но зачастую владельцы «крутых» машин – вовсе не успешные преподаватели, а студенты из очень состоятельных семей. Вот к воротам подъезжает очередное роскошное авто. Опоздавшей к началу занятий студентке, закутанной в норковую шубку, услужливо открывает дверцу водитель. Девушка хвастливо поправляет дорогую одежду «от кутюр». Один лишь ее маникюр обошелся в сумму, сопоставимую с размером нескольких студенческих стипендий. А рядом какой–то молодой человек паркует недешевый японский мотоцикл. Он тоже приехал на лекции.
Кому–то это покажется немного утрированным, но ведь именно такую картину можно наблюдать у ворот практически любого престижного транспортного вуза. И чем ярче бренд университета, тем больше стремится туда поступить так называемых «мажоров», то есть детей очень состоятельных родителей. Конечно, это не значит, что все они ведут себя высокомерно по отношению к остальным студентам. К тому же на учебной скамье все имеют равные права. Но все же принадлежность к тому или иному социальному слою в общении молодых людей ощущается. У них разные интересы и способы проведения досуга. Ведь если студентам из семей со скромным достатком приходится думать о том, как протянуть до конца месяца, имея в кармане совсем небольшую сумму денег, то дети богатых родителей привыкли тратить средства не задумываясь. Но поговорим о тех, кто с первого курса учится самостоятельно решать житейские проблемы, которых у студентов немало.
Как известно, стипендия российского студента в среднем составляет всего 1200 рублей. Этих денег хватает в лучшем случае на неделю. Комплексный обед в столовых столичных вузов стоит минимум 100–150 рублей. При этом студенты часто жалуются на то, что в «столовке» за короткий перерыв между парами они не всегда успевают отстоять в длинной очереди. А перекусывать в городских кафе обойдется в несколько раз дороже. Однако помимо завтраков, ужинов и обедов в графе студенческих расходов еще много других важных пунктов: регулярно нужно покупать недешевые учебники, платить за общежитие или съем жилья, приобретать проездные на общественный транспорт. Что и говорить, если даже снятие ксерокопии одной страницы учебного издания в библиотеке обойдется рублей в десять. Купил студент бутылку воды – и нет в кошельке 30–50 рублей. Как даже при самых скромных затратах свести концы с концами молодому человеку, которому не в состоянии помочь родители?
«Наверное, на стипендию можно прожить не больше недели. Если слишком себя урезать, то можно протянуть и дольше, но это будет больше похоже на выживание», – говорит первокурсница Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) Ирина Мишина. Она учится на дневном отделении по специальности безопасность жизнедеятельности в техносфере. Ирина москвичка. Получает материальную помощь со стороны вузовского профкома, так как один из родителей имеет инвалидность. Дополнительные выплаты в ее случае – это существенная прибавка к стипендии. Их размер составляет 6 тысяч рублей за семестр, или 1,5 тысячи в месяц. По словам Ирины, также выручает социальная карта на проезд в метро, позволяющая снизить расходы на общественный транспорт. Девушка подрабатывает лаборантом на кафедре физики МИИТа. Эту работу она нашла случайно. Объявление было наклеено на двери учебного корпуса.
Студентам из малоимущих семей приходится особенно непросто. Многие из них уже с первого курса ищут в городе работу, чтобы прокормить себя. Это, к сожалению, не всегда благоприятно сказывается на их общей успеваемости, но иного выхода нет. Однако подработка в родном вузе имеет и свои преимущества. К примеру, Ирина Мишина получает 2500 рублей, но зато работает по нескольку часов всего два дня в неделю и не тратит время на проезд к месту работы.
Государство и вуз традиционно оказывают поддержку студентам–сиротам, инвалидам, студентам из многодетных и неполных семей. Выделяет небольшую материальную помощь университет и тем, у кого, как у Ирины, один из родителей имеет инвалидность.
Между прочим, стипендия и в советские времена не покрывала всех студенческих затрат. Ректор МИИТа Борис Лёвин вспоминает, что в те годы, когда он учился, размер месячной стипендии составлял 22 рубля. Батон хлеба стоил 12 копеек. То есть на эти деньги можно было тогда купить 183 батона. Чтобы купить столько же батонов уже в наши дни, надо иметь около 3300 рублей. Вот такая арифметика. Впрочем, во многих цивилизованных странах стипендии студентам и вовсе не выплачиваются.
Руководство некоторых российских транспортных вузов находит возможность для дополнительной материальной помощи своим студентам. К примеру, есть свои программы поддержки молодых людей из малоимущих семей в Санкт–Петербургском государственном университете водных коммуникаций. А в Ульяновском высшем авиационном училище за счет средств учебного заведения отличникам выплачивается 50%–ная надбавка к стипендии, в сумме получается 1750 рублей. Об этом рассказала председатель Совета молодых ученых и курсантов этого учебного заведения Мария Лемаева на недавней встрече министра транспорта РФ Игоря Левитина со студентами. Как выяснилось на той встрече, проблема заключается в другом: в случаях, когда студенту за успехи в учебе и общественной работе назначается та или иная именная стипендия, он автоматически перестает получать обычную государственную, которая положена всем успевающим студентам. Такое положение требует пересмотра, считает министр. Надо внести поправки в соответствующие документы.
Большое внимание в решении вопросов оказания помощи социально незащищенным группам студентов (их 11 категорий) уделяют в МИИТе. Наиболее острыми вопросами здесь традиционно занимается проф-союзный комитет студентов. По его данным, из тех молодых людей, которым оказывает материальную поддержку вуз, в настоящий момент работают более двухсот человек. В основном они подрабатывают помощниками продавцов в торговых точках города, официантами, промоутерами, хотя нередко устраиваются и по специальности. Помогает им в этом вузовский центр по трудоустройству. По словам председателя профкома Артема Крапивки, выплаты студентам по разным категориям могут составлять от 2500 до 10 000 руб-
лей за семестр. Льготные выплаты на питание не предусмотрены.
За активную общественную работу студенты МИИТа также получают дополнительную финансовую помощь. К примеру, студентка третьего курса Института транспортной техники и систем управления МИИТа Вероника Радько принимает участие в организации различных вузовских мероприятий. Сама девушка родом из Ставропольского края, приехала из города Невинномысска. Именно благодаря таким, как Вероника, студенческая жизнь насыщена различными интересными и полезными мероприятиями. Силами таких активистов при поддержке руководства вуза организуются различные спортивные соревнования, конкурсы (например, на лучшую комнату в общежитии), научные семинары и многое другое.
Другая форма поддержки социально незащищенных студентов – оплата части стоимости путевок в оздоровительные учреждения. К примеру, уже четвертый год подряд каждое лето более 200 студентов МИИТа отдыхают в санаториях на побережье Черного моря за половину стоимости путевки. Несколько студентов из категории сирот отправляются на зимний оздоровительный отдых за счет университета бесплатно. Своеобразной дотацией можно считать низкую плату за проживание в общежитии для студентов–бюджетников, она составляет всего 500 рублей за семестр.
Все эти формы поддержки студентов со стороны вуза и государства, включая помощь в поисках временной работы, дают возможность молодым людям из малообеспеченных семей получать образование в престижных московских вузах. Вероника Радько, к примеру, благодаря помощи вуза и подработке может позволить себе траты около восьми тысяч рублей в месяц. Вместе с ней подрабатывает после занятий и второкурсница МИИТа Виктория Косинова. Она тоже живет в общежитии, так как сама родом из города Вязьмы Смоленской области. В столице студенты часто устраиваются промоутерами: временная подработка хорошо совмещается с учебным графиком. Сложнее выкроить время для подработки на первом курсе. Ведь учеба в вузе очень напряженная, и надо привыкнуть к такому ритму, чтобы в дальнейшем совмещать занятия с работой. Конечно, многим молодым людям в меру своих возможностей помогают родители. Например, Веронике Радько каждый месяц присылает деньги мама.
Как показывают приведенные примеры, руководство транспортных вузов старается не оставлять социально незащищенных студентов наедине с их материальными проблемами. Облегчить положение студентов из малоимущих семей старается и государство. Так, согласно указу Президента РФ Дмитрия Медведева с сентября текущего года все стипендии были проиндексированы на 9% (а для наиболее успешных студентов стипендиальный фонд был увеличен на 20%). Кроме того, глава государства подписал указ о введении с 2012 года именных стипендий в российских вузах, которые готовят кадры по приоритетным направлениям модернизации экономики страны.
Тем не менее размеры выплат, по признанию президента, остаются небольшими и не могут покрыть все материальные потребности студентов. Поэтому многое зависит от возможности молодых людей устроиться на какую–то временную работу, активности самих студентов и помощи вузов в их трудоустройстве. О такой форме поддержки со стороны руководства транспортных вузов, их студенческих советов, профсоюзных комитетов мы будем рассказывать и в других выпусках молодежной страницы.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

24.11.2011

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya