на тему «Государственно–частное партнерство в сфере обеспечения безопасности граждан».
В работе «круглого стола», организатором которого выступил Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству, приняли участие депутаты из других профильных комитетов Госдумы, а также более ста специалистов из министерств и ведомств, занимающихся вопросами безопасности, представители отечественного бизнеса.
Ведущий «круглого стола», депутат Госдумы Валерий Зубов, открывая дискуссию, отметил, что партнерство государства и частного бизнеса приобретает особую актуальность во всех странах мира. Сегодня государственно–частное взаимодействие в сфере обеспечения безопасности граждан – один из важнейших аспектов современной жизни.
Владимир Головнев, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству, подчеркнул, что государство может выступить одним из главных заказчиков тех или иных работ в области обеспечения безопасности. При этом надо учитывать, что сегодня российский бизнес обладает серьезными ресурсами. И речь идет не столько о финансовых ресурсах, сколько о человеческом потенциале, новых технологиях. К сожалению, несмотря на определенные подвижки, в частности концессионные соглашения в сфере дорожного строительства, люди, представляющие бизнес, с опаской относятся к проектам, основанным на государственно–частном партнерстве. Далекая от совершенства система контроля и проверок вызывает у бизнес–сообщества резонные сомнения: стоит ли вообще связываться с государством? «Наша задача, – заявил Владимир Головнев, – такую тенденцию изменить».
Свое сообщение заместитель директора Департамента пожарно–спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС РФ Андрей Легошин посвятил подходам к организации системы комплексной безопасности на автомобильных дорогах. По данным МЧС, только в минувшем году в стране были зафиксированы более 200 тыс. ДТП, в результате которых погибли свыше 26 тыс. человек. По вине нетрезвых водителей произошли 12 326 аварий, погибли 2217 человек. В 2009 году угнаны более 49 тыс. автомобилей. В результате пожаров, число которых составило 187 490, погибли почти 14 тыс. человек, а прямой материальный ущерб составил около 11 млрд руб.
В качестве хорошо зарекомендовавшей себя формы государственно–частного партнерства Андрей Легошин назвал, в частности, деятельность договорных пожарно–спасательных подразделений. При этом данные силы отвечают не только за отдельные объекты, но и за противопожарную защиту территорий.
Говоря о подходах, связанных с созданием системы комплексной безопасности на автодорогах, представитель МЧС отметил, что прежде всего учитывается общее время ликвидации последствий ДТП: время обнаружения, время сообщения, время реагирования скорой медицинской помощи, оценка ситуации, время сообщения спасателям, время реагирования и доставки спасателей… Таким образом, ДТП на автодорогах можно разделить на три группы. Происшествие с простыми последствиями, которые ликвидируются достаточно быстро, с последствиями среднего уровня и с тяжкими последствиями, которые приводят к жертвам. Эти ДТП требуют усилий всех служб: медиков, спасателей, сотрудников ГИБДД. Важно, чтобы четко действовали оба блока помощи. Первый блок – бюджетный, охватывающий медпомощь, доставку пострадавших в лечебные учреждения, фотовидеофиксацию ДТП, эвакуацию транспортных средств и т. п. Другой блок – это кафе, отели, придорожные магазины, станции техобслуживания, прочий придорожный сервис. Всем им предписано содержать соответствующие службы. МЧС обеспечивает их необходимым инструментарием, персонал проходит обучение и аттестацию. Здесь затраты минимальные, а эффективность достаточно высока.
Улучшить ситуацию в сфере безопасности, считают участники «круглого стола», можно за счет более активного внедрения новых технологий, например так называемых телематических систем. Мировой опыт в этом направлении уже накоплен немалый. Телематические системы относятся к технологиям удаленного контроля и наблюдения, они агрегируют информацию и передают ее в единый центр для дальнейшей обработки и принятия мер.
Возьмем автоугоны. В России это преступление относится к наиболее распространенным. Только в Москве в минувшем году зарегистрированы 11 350 угонов и краж автотранспорта. Как можно успешно с этим бороться, показывает опыт Бразилии. Там принят закон об обязательном оборудовании всех автомобилей спутниковыми противоугонными системами. Для нашей страны это весьма актуально, что доказывает опыт сотрудничества фирмы, разрабатывающей телематические системы, с ГУВД Москвы. В рамках заключенного договора налажен обмен информацией, проводятся совместные операции. Результат говорит сам за себя: за 10 лет владельцам возвращены почти 3,5 тыс. автомобилей на сумму более чем в 200 млн долларов, предотвращены более 200 разбойных нападений на транспортные средства.
Весьма востребованными в условиях нашей страны могут стать так называемые датчики ДТП, устанавливаемые на автомобили. Датчик представляет собой акселерометр, измеряющий ускорение по трем осям и реагирующий на происшествие. Это позволяет правильно оценивать сопутствующие обстоятельства и получать точную картину аварии. При превышении аварийного порога ускорения (этот показатель настраивается при установке) датчик делает вывод о ДТП и отсылает запрос о помощи. Основная цель подобной техники – автоматическое оповещение служб спасения об автоавариях.
Всем известно понятие «золотого часа», в течение которого квалифицированная медицинская помощь может существенно уменьшить число жертв ДТП. Нередко, попав в аварию, сам водитель не может сообщить о случившемся, за него это немедленно сделает датчик. Оператору мониторингового центра остается оценить ситуацию и послать помощь. Точное местоположение ЧП установит спутниковая система. Короче говоря, ни один инцидент на дороге не окажется вне поля зрения спасательных служб.
В целом массовое внедрение телематических систем может послужить развитию дорожной инфраструктуры, оптимизации дорожного движения. Информация о том, с какой скоростью едут автомобили на том или ином участке дороги, поможет понять, какова пропускная способность трассы, где дорожное полотно нуждается в ремонте, где необходимо изменить режим работы светофоров.
Отдельная больная тема – пьянство за рулем. Нетрезвых водителей не останавливают ни штрафы, ни лишение прав, ни уголовное наказание. Самый эффективный путь – исключить саму возможность управления транспортным средством после употребления алкоголя. И здесь незаменим алкозамок – специальный алкотестер, устанавливаемый в автомобиль. Он соединен с иммобилайзером, который не позволит завести машину, если водитель «принял на грудь».
В ходе «круглого стола» отмечалось, что несомненную пользу в борьбе с угонами принесет создание единой общедоступной базы регистрации автомобилей, а также законодательно закрепленное разрешение использовать в суде и при разборе спорных ситуаций данные спутниковых систем, установленных в транспортных средствах.
Завершая дискуссию, Валерий Зубов отметил актуальность и полезность подобных обсуждений. По итогам встречи может быть создан специальный орган, который объединит усилия законодателей и органов исполнительной власти по выработке необходимых правовых условий для развития государственно–частного партнерства в сфере обеспечения безопасности граждан. Бизнес–структурам необходимо активнее инициировать проекты, реализация которых предполагает государственно–частное партнерство. Соответствующая поддержка со стороны законодательной власти гарантируется. Обсуждение поднятых в ходе встречи вопросов будет продолжено в думских комитетах и найдет отражение в законопроектах, касающихся вопросов обеспечения безопасности населения.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»