по должностному подлогу.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации с июля 2011 года на транспортных прокуроров возложен надзор за деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам и ее территориальных органов.
И следует признать, что за это время нами сделано не мало. На территории Западной Сибири уже на сегодняшний день создано и функционирует более 30 стоянок для хранения задержанного маломерного флота. Достаточно масштабная работа проведена прокурорами по восстановлению законности в сфере обучения владельцев маломерных судов навыкам судовождения, правилам безопасности на воде, технического освидетельствования судов, их обеспечения спасательными средствами, соблюдения норм пассажировместимости.
Однако результаты проверок свидетельствуют о том, что и здесь еще далеко не везде наведен порядок.
Омским транспортным прокурором установлено, что инспекторами ГИМС фактически не контролировался выход маломерных судов в плавание и возвращение их на базу, не проверялись их исправность, наличие у их владельцев судовых и судоводительских документов, соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъемности. Не все базы стоянок имели правоустанавливающую и техническую документацию и были укомплектованы аварийно–спасательным имуществом. Учет приписного флота до прокурорского вмешательства не велся.
Всего в Омской области было установлено четыре таких базы–стоянки. В связи с выявленными нарушениями их руководству внесены представления, по постановлениям прокурора они привлечены к административной ответственности. С учетом того, что эти нарушения стали возможны и длительное время совершались по вине инспекторов ГИМС, начальнику Омского центра ГИМС МЧС России внесено представление.
Органами ГИМС МЧС России по–прежнему допускаются нарушения закона при регистрации маломерных судов.
В Центре ГИМС по Республике Хакасия длительное время не снимались с регистрационного учета давно списанные суда, а в Центре ГИМС по Республике Тыва не имелось информации о фактических собственниках маломерных судов, что не позволяло оценивать их законность регистрации и учета.
И подобные нарушения выявлены повсеместно.
Центрам ГИМС по Красноярскому краю необоснованно отказывали в регистрации маломерных судов заводской постройки, инспекторы Центра ГИМС по Кемеровской области наоборот, на учет в качестве маломерных ставили суда индивидуальной постройки без проверки остойчивости и непотопляемости. Инспекторы Центра ГИМС по Кемеровской области при техническом освидетельствовании маломерных судов не устанавливали для них район плавания, не оценивали их годность к плаванию. В Томском Центре не проводилась проверка пассажировместимости судов, их остойчивости, непотопляемости и плавучести.
И это далеко не весь перечень. По всем указанным фактам начальникам Центров ГИМС МЧС России внесены представления, в суды направлены иски.
Разумеется, это далеко не все проблемы, присущие деятельности ГИМС. Достаточно остро стоит вопрос обучения владельцев маломерных судов навыкам судовождения, и ослаблять прокурорское внимание на этом направлении еще явно преждевременно.
В одном только Усть–Пристанском инспекторском участке Алтайского края выявлено 39 фактов выдачи удостоверений на право управления маломерными судами без фактической сдачи экзаменов, в связи с чем по искам прокурора все решения о их выдаче признаны незаконными, а выданные удостоверения аннулированы. В отношении инспекторов этого участка возбуждены уголовные дела по должностному подлогу, которые в настоящее время рассматриваются в суде.
Аналогичные факты выявлены Енисейским транспортным прокурором по результатам проверки Игарского инспекторского участка Красноярского края, в связи с чем возбуждены и расследуются 3 уголовных дела. Судом удовлетворены 27 исков о признании удостоверений недействительными.
Несмотря на то, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» принят еще в феврале 2007 г., его положения в полной мере не реализованы до настоящего времени. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Еще не все аспекты системы обеспечения транспортной безопасности урегулированы на уровне подзаконных актов, что позволяет субъектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств, пользуясь брешами в нормативно–правовой базе, уклоняться от выполнения финансово затратных требований закона.
В июле объектам «Алтайречфлота», «Барнаульского речного порта», «Грузового района» и «Речтранссервиса» присвоены категории, данные о них внесены в государственный реестр. В связи с тем, что по состоянию на май текущего года по вине руководства этих предприятий не была проведена оценка уязвимости, Барнаульским транспортным прокурором внесены представления, судом удовлетворены иски обязывающего характера, виновные привлечены к административной ответственности.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке Омского и Новосибирского речных портов.
Анализом результатов проверки установлено, что на состоянии законности в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте помимо приведенных в докладе примеров нарушений законодательства негативно сказывается правовая неурегулированность ряда важных вопросов.
До настоящего времени законодательно не регламентированы процедура создания подразделений транспортной безопасности и организационно–правовые основы их деятельности. Не разработан механизм определения зон транспортной безопасности, достаточности средств досмотра, технических средств обеспечения транспортной безопасности, не установлены правила и порядок проведения досмотра, перечень предметов, запрещенных или ограниченных для перемещения в зону транспортной безопасности на железнодорожном и водном транспорте.
Имеются пробелы в законодательстве в отношении регулирования порядка регистрации маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность.
Остаются законодательно неурегулированными требования к перечню предоставляемых документов для регистрации в Государственном судовом реестре маломерных судов, используемых в коммерческих целях. В настоящее время в соответствии с письмом заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского при их регистрации не требуется наличие свидетельства о годности к плаванию, судового санитарного свидетельства на право плавания, свидетельства о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, разрешения на судовую радиостанцию и свидетельства о классификации.
Вместе с тем, указанный порядок не соответствует ч. 1, 2 ст. 19 КВВТ РФ, п. 40 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, в связи с чем указанное письмо подлежит отмене, поскольку для контролирующих органов оно является практикообразующим документом.
Не принято значительное количество нормативных актов, регулирующих деятельность инспекций государственного портового контроля.
На сегодняшний день инспекторами государственного портового контроля не принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности ввиду того, что Минтрансом России не определены администраторы поступления доходов и реквизиты для перечисления штрафов, не установлен перечень должностных лиц инспекций государственного портового контроля, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Помимо этого имеются пробелы в правовом регулировании деятельности по созданию и организации стоянок для маломерных судов. Ранее действовавшее постановление Правительства РФ, которым эти обязанности были возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, отменены, а разработанный МЧС России проект федерального закона, в котором отрегулированы данные вопросы, до сих пор не принят.
Денис КОСТЕНКО,
первый заместитель
Западно–Сибирского транспортного прокурора,
государственный советник юстиции 3–го класса
10.10.2013