Что сделано?
Исполнилось два года с того момента, как распоряжением Правительства РФ была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Самое время подвести промежуточные итоги.
Вначале хотелось бы напомнить: комплексная программа направлена на то, чтобы обезопасить наш транспорт от любых актов незаконного вмешательства. В том числе – террористических актов. Наша страна, увы, слишком хорошо знает, что это такое. Каждая подобная трагедия навсегда останется нашей болью, но вместе с тем мы должны уметь делать выводы из того, что уже случилось. И выстраивать надежные системы защиты, которые помогают минимизировать опасность для жизни и здоровья граждан.
В этом направлении исполнителями программы – Минтрансом, МВД, МЧС, другими ведомствами – за минувшие два года было сделано немало. На транспортных объектах появились технические средства, которые еще не так давно казались чуть ли не фантастикой: интеллектуальные системы видеонаблюдения, современные досмотровые системы, портативные экспресс–анализаторы паров взрывчатых веществ. Прежде чем любые новейшие решения будут рекомендованы к повсеместному внедрению, они проходят практическое тестирование в пилотных зонах. Это и есть одна из целей программы: найти оптимальные для разных видов транспорта и разных транспортных объектов системы обеспечения безопасности. И лишь потом начинать внедрять их в масштабах страны.
Итак, что же уже реализовано? Оснащены современными системами транспортной безопасности участки высокоскоростных магистралей Москва – Санкт–Петербург, Санкт–Петербург – Хельсинки, Москва – Нижний Новгород, ряд объектов Северо–Кавказской железной дороги, крупные вокзальные комплексы в других городах. Для обеспечения безопасности воздушного транспорта проводится серьезное техническое переоснащение ряда аэропортов Московского авиационного узла, Северо–Кавказского, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Это касается и досмотровых систем, и средств контроля территорий терминалов, и периметровых ограждений. Найдены новые подходы и к защите водного транспорта: современными средствами обеспечения безопасности, включая системы видеонаблюдения, оснащены крупные гидроузлы, специальными комплексами инженерно–технических средств оборудованы акватории 6 крупных морских портов (Владивосток, Калининград, Сочи, Махачкала, Новороссийск, Мурманск). Активно идет работа по повышению уровня защищенности всех восьми российских метрополитенов, включая волгоградский метротрам. А для того чтобы максимально эффективно использовать возможности современных технических решений, много внимания уделяется квалификации специалистов: появляются новые учебные центры, начинается обучение новым дисциплинам, в частности, профайлингу. Кроме того, выделяются существенные средства на развитие и совершенствование кинологической службы.
При этом Министерство транспорта РФ как координатор выполнения программы никогда не забывает об интересах пассажиров. Так, например, работы по оснащению объектов железнодорожного транспорта ведутся без перерывов в движении пассажирских и пригородных поездов. То же самое относится и к метрополитенам. Мы в принципе ориентированы на то, чтобы внедряемые решения в сфере транспортной безопасности были максимально необременительны для законопослушных граждан. Именно поэтому для нас так важна обратная связь с нашими пассажирами. Мы регулярно при помощи ВЦИОМ проводим исследования общественного мнения. Их результаты показывают, что граждане в целом позитивно воспринимают меры укрепления безопасности на транспорте. Очевидна для нас и важность разъяснительной работы: чем больше информации у граждан, тем выше вероятность того, что в вопросах обеспечения безопасности мы будем союзниками.
Однако нельзя сказать, что все идет гладко. За минувшие два года нам приходилось сталкиваться с различными проблемами. Это и недобросовестная конкуренция, когда компании, понимая, что у нас есть определенные ограничения по работе с зарубежными поставщиками, сознательно завышают цену на свою продукцию. Это и недостаточная эффективность отдельных технических средств, проявившая себя в условиях работы с большим пассажиропотоком, в частности, на московском и петербургском метрополитенах. Это и позиция некоторых собственников транспортных объектов и транспортных средств, полагающих, что безопасность пассажиров – целиком и полностью забота государства. Это и законодательная неурегулированность ряда вопросов. Каждая из этих проблем требует своего решения.
Но и положительный эффект от проводимой политики укрепления транспортной безопасности нельзя недооценивать. Главное, конечно, – это более высокая степень защиты от актов незаконного вмешательства. Есть и другие плюсы, которые, по большому счету, влияют на качество жизни. Практика показывает, что на тех крупных транспортных объектах, где уже удалось выстроить современную систему обеспечения транспортной безопасности, даже криминогенная обстановка становится лучше, вплоть до того, что снижается число карманных краж.
Действующая сейчас Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте рассчитана на период до конца 2013 года. К настоящему моменту уже очевидно: для того чтобы изменения в обеспечении безопасности на транспорте в масштабах нашей огромной страны действительно стали системными, программу необходимо про-
длевать. Политическое решение на ее продление уже есть, мы сейчас совместно с другими заинтересованными ведомствами готовим свои предложения. В результате мы должны сделать нашу транспортную систему одновременно и комфортной, и безопасной. Это – наша главная цель.
Владимир МУРАТОВ,
директор Департамента транспортной
безопасности и специальных программ
Министерства транспорта РФ
16.08.2012