и судовладельцы обсудили актуальные вопросы
стартовавшей навигации.
Традиционно в преддверии наступающей навигации речники говорили о прошедшей, чтобы, взяв на вооружение все лучшее, исключив допущенные просчеты и ошибки, следовать по речному фарватеру навигации–2013.
Все под контролем
В навигацию 2012 года в Волжском бассейне за счет выделенных бюджетом средств для судоходства было открыто 3817,6 км водных путей. На них были выставлены 4111 навигационных знаков, в том числе плавучих – 2708 и береговых – 1403. Насыщенность транзитных водных путей бассейна освещаемыми и неосвещаемыми береговыми и плавучими знаками составила в среднем
1 знак на 1 км.
Качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивало безопасное судоходство. Об этом свидетельствуют акты инспекторских осмотров пути. Имевшиеся замечания по содержанию и действию знаков судоходной обстановки на подводных и надводных переходах касались эксплуатирующих их владельцев.
Самым сложным участком для поддержания гарантированных габаритов пути по–прежнему остается участок Городец – Нижний Новгород. Флот здесь вынужден простаивать в ожидании шлюзования по трое суток, а современные крупнотоннажные суда смешанного плавания класса река–море используются с недогрузом. На Печерском, Сормовском, Балахнинском, Городецком рейдах скапливаются от 20 до 25 судов.
Волжские путейцы на основании заключенных с судоходными и агентирующими компаниями договоров в течение всей навигации предоставляли им навигационные услуги, в полном объеме выполняли функции по регулированию движения судов в бассейне. Ежедневно на сайте ФБУ «Волжское ГБУ» размещалась дислокация движения флота в границах бассейна. Ежедекадно судовладельцы с сайта учреждения получали информацию о прогнозируемых глубинах на судоходных трассах с гарантированными габаритами пути, основанную на данных, выработанных на заседании Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы гидроузлов Волжско–Камского каскада водохранилищ. Здесь же судоводители могли ознакомиться с оперативной информацией о состоянии аварийности в Волжском бассейне, новыми нормативными правовыми актами и другими документами.
Перед навигацией на сайте ГБУ были размещены «Типовые схемы формирования составов в границах Волжского бассейна», утвержденные приказом руководителя ФБУ «Волжское ГБУ». В связи с этим у владельцев малотоннажного флота типа «РТ» возник вопрос: поскольку их флот в эти схемы не включен, что же им, последними стоять в очереди на прохождение мелководного участка Нижний Новгород – Городец и шлюзование? Представители Волжского ГБУ развеяли опасения владельцев судов этого проекта, пообещав оперативно решать вопросы с пропуском теплоходов типа «РТ».
В навигацию 2012 года по Федеральной целевой программе «ГЛОНАСС» поэтапно были размещены и установлены в контрольных точках пяти контрольно–корректирующих станций последние береговые базовые автоматические идентификационные станции АИС. Отмечалось, что работали они только на прием, обеспечивая при этом получение всей необходимой информации от судов.
По мере получения волжскими путейцами разрешений на использование радиочастот выполнялось поэтапное включение АИС. До окончания навигации они работали в тестовом режиме. Сейчас идет регистрация всего комплекса установленного и смонтированного берегового оборудования АИС системы ГЛОНАСС в территориальных органах Роскомнадзора.
В Волжском бассейне ведутся работы по установке дополнительных пяти систем записи диспетчерских переговоров в Волжском бассейне. В настоящее время аппаратура записи смонтирована и функционирует в районах гидросооружений, Нижнем Новгороде.
В 2012 году с целью обеспечения безопасности судоходства в проблемных участках введена в опытную, тестовую эксплуатацию система управления движением судов в районе Городецкого гидроузла и н. п. Камское Устье.
Капитаны идут на сокрытие
За навигацию 2012 года в зоне ответственности Волжского УГМРН Ространснадзора произошли 58 транспортных происшествий, среди которых 28 – посадка на мель, 13 – соприкосновение (удар) с другими судами; 8 – соприкосновение (удар) с гидротехническими сооружениями; 3 случая – затопление судов; 2 пожара; 2 – соприкосновения (удар) с подводным предметом. В результате нарушения правил техники безопасности на одном из судов погиб человек. Статистику пополнил наезд на пассажира судна на воздушной подушке.
Казалось бы, рядовой случай 56–часового простоя на мели теплохода «Тверь» (ООО «Речтрансфлот») запомнился инспекторам еще и потому, что капитан и судовладелец хотели скрыть факт его посадки на мель, когда своевременно не сообщили о произошедшем ни диспетчеру движения ФБУ «Волжское ГБУ», ни в ближайший отдел Ространснадзора, как того требуют нормативно–правовые документы.
И такой случай не единственный, по утверждению начальника Волжского Управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Олега Абукина. Практически в каждом третьем случае посадки судов на мель имеет место попытка сокрытия факта транспортного происшествия капитанами судов, лицами, ответственными за безопасность компаний, и судовладельцами. А это, по оценке начальника Волжского УГМРН, грубое нарушение, которое влечет за собой административное наказание как капитанов, так и лиц, ответственных за безопасность компаний, с последующей переаттестацией последних.
Вспомнили случай с теплоходом «Волгарь 3» и толкаемой им порожней баржой, принадлежащими ООО «Самарский речной порт». После выхода с дополнительного судового хода на основной в районе якорной стоянки он столкнулся с нефтеналивной баржой. Последняя стояла на якоре в ожидании грузовых операций. В ходе расследования этого транспортного происшествия выяснилось, что вахтенный начальник – сменный капитан принял решение следовать вблизи границы нефтеналивного рейда, полагаясь, как на прошлогодний снег, на неоткорректированный атлас ЕГС Европейской части РФ. К тому же при прохождении этого участка в темное время суток он не воспользовался радиолокационной станцией, нарушив одно из правил плавания – наблюдение.
Недоумение инспекторов Волжского УГМРН Ространснадзора вызвало то, что на их решение пришло письмо – возражение, подписанное руководством ООО «Самарский речной порт». К нему прилагалась схема транспортного происшествия, составленная капитаном–наставником этой судоходной компании, выполненная также на неоткорректированном атласе ЕГС Европейской части РФ. А это – свидетельство неудовлетворительной и формальной работы службы безопасности судоходства компании ООО «Самарский речной порт».
Два похожих случая произошли на входе в аванпорт Саратовского гидроузла с судами «Механик Чеботарев» (ООО «Ойл Марин Групп») и «Волгонефть–122» (ООО «Самарское судоходное агентство»). Если простой первого судна составил менее 24 часов, то «Волгонефть–122» простояла свыше 50 часов. Сняться ей с мели помогло только повышение уровня воды. При расследовании этого случая выяснилось, что здесь должным образом не велась работа по обеспечению безопасности судоходства. Ответственный за безопасность судоходства компании, о котором капитан сообщил инспектору Саратовского отдела Волжского УГМРН, на тот момент уже сменил место работы.
Инспекторы Ространснадзора совместно с Приволжской транспортной прокуратурой предприняли меры по задержанию судна и привлечению руководства компании к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Анализ транспортных происшествий в зоне действия Волжского УГМРН за навигацию 2012 года говорит о том, что вина капитанов судов напрямую зависит от действия, а скорее, бездействия судовладельцев. Многие из них идут на нарушение требований нормативно–правовых документов по безопасности судоходства сознательно, ради получения прибыли, пренебрегая тем самым главным – жизнью людей, считает Олег Абукин.
Положительно оцениваются речниками проверки, проводимые совместно представителями Ространснадзора и государственного портового контроля и согласованные с представителями прокуратуры. Из выявленных волжскими инспекторами госпортконтроля 2465 нарушений обязательных требований к судам 52 повлекли временное задержание судов из–за отсутствия судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ, а также эксплуатации судна с недействительными документами классификационного общества, отметил заместитель руководителя Волжского ГБУ – капитан Волжского бассейна Евгений Лепехин.
СУБ прописывается на реке
Много вопросов вызвала у участников встречи одна из новаций навигации 2013 года – введение в судоходных компаниях СУБа – системы управления безопасностью. Апробированная и отработанная на море система с этой навигации прописывается и на речных судах. Теперь эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью. Документ о соответствии и судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов. Представитель Верхне–Волжского филиала Российского речного регистра ответил на вопросы судовладельцев.
– Речной Регистр получил необходимые поручения на классификацию и освидетельствование судов, – пояснил заместитель директора Верхне–Волжского филиала РРР Евгений Смирнов. – Разработка и применение системы управления безопасностью судов в соответствии с пунктом 2 статьи 341 КВВТ должна быть выполнена на основе правил, разработанных и утвержденных Минтрансом России. В настоящее время Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов утверждены Минтрансом России приказом от 29.12.2012 № 459 и проходят регистрацию в Минюсте России.
Из зала послышалась реплика: «Опять лошадь впереди телеги…».
Приказом ГУ РРР от 13.02.2013 № 11–п утвержден стандарт организации СТО–27–2013 «Порядок разработки, применения и проверки системы управления безопасностью судов».
Указанный стандарт действует до введения в действие Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов (далее – Правила), предусмотренных пунктом 2 статьи 341 КВВТ.
Работы, проведенные Речным Регистром в рамках действия указанного стандарта организации учитываются при проведении проверок СУБ судовладельца в соответствии с Правилами. В случае если в Правила будут введены дополнительные требования к СУБ судовладельца, последующая проверка будет проводиться только в целях оценки соответствия выполнения судовладельцем вновь установленных требований.
Представитель Верхне–Волжского филиала Российского речного регистра пояснил, что выдача документа о соответствии судовладельцам по результатам проверок, которыми подтверждено соответствие разработанной и применяемой ими системы управления безопасностью, будет осуществляться после вступления в силу Правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 341 КВВТ.
В Волжском управлении Госморречнадзора считают: между законным применением мер надзорного характера и введением системы управления безопасностью судов в компаниях – прямая связь. Их применение скажется на снижении транспортных рисков. Законное применение мер надзорного характера и введение системы управления безопасностью судов в компаниях приведет к минимальному риску транспортных происшествий и пониманию роли каждого в этом процессе: как капитанов судов, так и судовладельцев.
Во встрече с судовладельцами приняли участие и ответили на вопросы вице–президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов, заместитель Приволжского транспортного прокурора старший советник юстиции Сергей Синяков, и. о. начальника Управления обеспечения судоходства Росморречфлота Денис Ушаков, председатель Волжского баскомфлота Борис Пулин.
Татьяна ЕЛАТИНА,
собкор «ТР»
Нижний Новгород
11.04.2013