Конференция «Безопасность на железнодорожном транспорте и в метрополитене: вызовы и пути решения», состоявшаяся в рамках V, юбилейного, международного форума «Транспорт России», стала площадкой, на которой представители исполнительной и законодательной власти, объектов транспорта, бизнес–структур, научного сообщества, общественных организаций говорили о наболевшем. О том, что никого в нашей стране и во всем мире не может оставить равнодушным: о борьбе с угрозой терроризма.
Заслон экстремизму
Не только Россия, но и другие страны подвергаются актам незаконного вмешательства в работу транспорта, отметил в своем выступлении руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков. «Достаточно часто мы видим попытки радикальных групп реализовать свои экстремистские идеи в развязывании террористической активности против общественных структур. В 2010 году на железных дорогах России имели место более десяти террористических актов», – сообщил руководитель Росжелдора.
Такая ситуация потребовала внимания со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 года утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Она включает наряду с подпрограммами для других видов транспорта приложения для метрополитена и железных дорог.
Федеральным законом «О транспортной безопасности» на Росжелдор возложен ряд государственных функций и услуг. Это категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; ведение реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Кроме того, утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, а также аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.
На сегодняшний день Росжелдором аккредитованы 70 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов и транспортных средств железнодорожного транспорта и 6 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов метрополитена, 20 специализированных организаций утвердили тарифы на проведение оценки уязвимости в ФСТ России.
По словам Геннадия Петракова, ввиду повышенной террористической угрозы и подверженности актам незаконного вмешательства особое внимание уделяется оснащению метрополитенов России инженерно–техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. К концу текущего года будут оснащены средствами для выборочного досмотра пассажиров, багажа и личных вещей Новосибирский, Екатеринбургский и Нижегородский метрополитены. Геннадий Петраков также рассказал участникам конференции о мерах по защите маршрутов высокоскоростных пассажирских перевозок.
Молчание ягнят
Многие пассажиры, ежедневно садящиеся в вагоны поездов и метро, находятся под психологическим прессом страха – не перед стихией или техникой, а перед безжалостной разрушительной силой террористической атаки. «Наша задача – минимизировать и уничтожить эти угрозы, обеспечив нашим гражданам на транспорте комфорт и безопасность», – заявил Геннадий Петраков.
Действительно, это подтверждают результаты «Исследования общественного мнения населения по вопросам информированности при возникновении актов незаконного вмешательства и удовлетворенности системой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте», которое представил на конференции руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров. Большая часть опрошенных россиян на вопрос, чего они больше всего опасаются в метро и на железнодорожном транспорте, ответили: террористических актов. Однако, особо подчеркнул Валерий Федоров, согласно исследованию только 15% тех опрошенных, которые видели подозрительные предметы или подозрительных людей на объектах транспорта, сообщили об этом в компетентные органы.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток заявил, что такой низкий показатель реагирования населения на возможные террористические угрозы заставляет срочно предпринимать меры в части информирования граждан. В тех государствах, в которых удалось поднять этот показатель существенно выше 15%, получилось и переломить ситуацию с терроризмом. Владимир Черток заявил, что тихих мест сейчас нет – угроза террористических вмешательств характерна для всех регионов России. При этом, как только усиливается контроль на одном виде транспорта, террористы тут же переключаются на другой.
Заместитель начальника Глав-
ного управления МВД РФ на транспорте Василий Ярцев сообщил, что позитивные сдвиги в оздоровлении криминогенной обстановки все же есть. Например, благодаря проводимым мероприятиям за 10 месяцев 2011 года количество преступлений на объектах транспорта сократилось на 5,6%.
Бесконтактная проверка
Начальник отдела технических средств охраны управления транспортной безопасности департамента безопасности ОАО «РЖД» Сергей Худяков рассказал о тех мерах, которые Российские железные дороги предпринимают для обеспечения безопасности. В нынешнем году ОАО «РЖД» выделило более 12,8 млрд рублей на охрану объектов железнодорожного транспорта, около 967,5 млн рублей направлено на оснащение наиболее важных объектов техническими средствами охраны, свыше 450 млн рублей составили расходы на поддержание установленных систем в работоспособном состоянии. Проведен комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов железнодорожного транспорта с массовым пребыванием людей.
Прежде всего, это касается организации входного контроля пассажиров и посетителей на железнодорожных вокзалах и в вокзальных комплексах, оснащения их техническими средствами для проведения досмотровых мероприятий. В настоящее время на всех вокзалах Москвы и Санкт–Петербурга, на 21 железнодорожном вокзале в границах Северо–Кавказской и 13 вокзалах в границах Октябрьской, Горьковской, Приволжской и Московской железных дорог установлены стационарные металлообнаружители. Организован входной контроль пассажиров и посетителей. До конца текущего года 343 железнодорожных вокзала будут оснащены стационарными металлообнаружителями и взрывозащитными контейнерами, из них 34 вокзала – комплексами досмотрового оборудования.
На Ленинградском вокзале Москвы и Московском вокзале Санкт–Петербурга реализованы пилотные проекты по созданию зон, оборудованных техническими средствами для бесконтактной проверки пассажиров высокоскоростных поездов «Сапсан», ручной клади и багажа.
Продолжаются работы по созданию на железнодорожных вокзалах интегрированных комплексных систем безопасности (ИКСБ), которые включают в себя системы видеонаблюдения, пожарно–охранную сигнализацию, системы доступа и оповещения, позволяющие определять и оперативно реагировать на нештатные ситуации. Системы будут иметь единый ситуационный центр с прямой оперативной связью с дежурными частями подразделений МВД, ФСБ, МЧС России. К концу года ИКСБ планируется охватить 80 наиболее крупных вокзалов, в 2012 году зону действия ИКСБ расширить до 160 вокзалов.
На направлении Санкт–Петербург – Москва реализуется комплекс мероприятий по оснащению железнодорожного пути системами технических средств охраны и видеонаблюдения, позволяющими осуществлять в круглосуточном режиме непрерывный контроль за обстановкой вдоль железнодорожного полотна в любых погодных условиях. В настоящий момент работы проводятся на участке Санкт–Петербург – Академическая, где уже введены в эксплуатацию 5 опорных пунктов охраны и ситуационный центр.
Завершаются работы по вводу в эксплуатацию ситуационного центра безопасности магистрали при едином диспетчерском центре управления перевозочным процессом в Санкт–Петербурге. Проведены проектно–изыскательские работы по оснащению техническими средствами охраны для контроля и видеонаблюдения железнодорожного пути на участке Академическая – Москва. Строительно–монтажные работы будут производиться в 2012 году. Завершение мероприятий на всем протяжении магистрали в полном объеме планируется в 2013 году. Аналогичные работы проводятся по маршрутам курсирования скоростных поездов «Аллегро», «Сапсан» на направлениях Санкт–Петербург – Хельсинки (на участке Санкт–Петербург – Бусловская), Москва – Нижний Новгород.
Ограниченные возможности
Тем не менее произошел перенос сроков выполнения ряда мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на объектах ОАО «РЖД» на 2012 год. Основные причины этого назвал Сергей Худяков. Дело в том, что подготовка и заключение договоров на выполнение проектов, разработка проектно–сметной документации и ее утверждение занимают около 4–5 месяцев. Подготовка и проведение конкурсных процедур на право заключения договоров на выполнение строительно–монтажных работ занимают еще около 2 месяцев.
Увеличение продолжительности строительно–монтажных работ до 5–7 месяцев происходит в связи с их проведением в условиях действующего железнодорожного сообщения (суммарная продолжительность отводимого времени для проведения работ не превышает 2–3 часов в сутки). Также существуют ограниченные возможности прокладки волоконно–оптического кабеля, применяемого для передачи информации в системе защиты, в зимний период (невозможность проведения работ при температуре окружающей среды ниже –10°С). Фирмы–производители не в состоянии в сжатые сроки обеспечить поставку технологического оборудования с заданными характеристиками в необходимых объемах. Есть и такая проблема, как позднее выделение субсидий.
Железнодорожники предлагают следующие пути решения возникших трудностей. Планирование сроков проведения мероприятий необходимо осуществлять с учетом опыта ОАО «РЖД» в реализации аналогичных проектов (в первый год – проектно–изыскательские, во второй год – строительно–монтажные работы). Требуется совершенствование нормативной правовой базы по вопросам обеспечения транспортной безопасности и оснащения объектов железнодорожного транспорта системами технических средств охраны и досмотровым оборудованием. Также ОАО «РЖД» ждет своевременной и в необходимых объемах финансовой поддержки государства в решении вопросов транспортной безопасности.
Столкнулись с определенными трудностями при реализации программы комплексной безопасности и сотрудники Петербургского метрополитена. Главный инженер ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Королев заявил о необходимости принятия общей концепции взаимодействия с правоохранительными органами и силовыми ведомствами при осуществлении антитеррористических мероприятий. Также он указал на отсутствие законодательной базы (на федеральном уровне), обязывающей пассажиров метрополитена проходить досмотр. Михаил Королев перечислил меры, которые требуется принять в ближайшее время. Это усиление патрульно–постовой службы полиции на метрополитене, принятие специализированных учебных программ для сотрудников транспортной безопасности в метрополитене, учет опыта внедрения оборудования и систем, реализованных ранее, и интеграции вновь создаваемых систем в существующую структуру технических средств обеспечения безопасности.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»