Сухие цифры статистики свидетельствуют: ежегодно на дорогах во всем мире погибают почти 1,3 млн человек, более 50 млн получают травмы. В 2003 году мировое сообщество, осознав серьезность проблемы дорожной безопасности, на заседании 57–й сессии Генеральной ассамблеи ООН подняло вопрос о глобальном кризисе в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это событие стало отправной точкой развития международного сотрудничества, направленного на существенное снижение уровня смертности на дорогах.
Пять направлений глобального плана
Россия активно включилась в процесс обсуждения в ООН вопросов дорожно–транспортного травматизма. Новый импульс глобальным международным усилиям в этой области придала Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, прошедшая в Москве в ноябре 2009 года. Итогом конференции стала Московская декларация, призывающая государства–участники объявить период с 2011 по 2020 год Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Эта инициатива в 2010 году была поддержана Генассамблеей ООН, что позволило в рамках Десятилетия запустить широкомасштабную кампанию по стабилизации и сокращению мирового уровня смертности в результате дорожно–транспортных происшествий более чем в 100 странах мира.
Мероприятия по обеспечению дорожной безопасности осуществляются по пяти направлениям Глобального плана Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения: организация дорожного движения и его безопасности, повышение безопасности на дорогах и мобильности, повышение надежности автотранспортных средств, повышение безопасности участников дорожного движения и оперативная помощь жертвам автомобильных аварий.
Россия выступила инициатором проекта резолюции «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», соавторами которой стали 84 государства. Этот документ, единогласно поддержанный на 66–й сессии Генеральной ассамблеи ООН, призывает государства–члены реализовать меры по каждому из основных направлений деятельности, предусмотренных Глобальным планом.
Многие страны воспользовались Десятилетием для того, чтобы подтолкнуть правительства к практическим шагам, направленным на снижение уровня дорожно–транспортного травматизма.
Заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал–полковник полиции Виктор Кирьянов, выступая на 66–й сессии ГА ООН на тему «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения», подтвердил приверженность нашей страны коллективным международным усилиям по борьбе со смертностью и травматизмом на дорогах.
В настоящее время в России разрабатывается новая федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения на период с 2013 по 2020 год. Программные мероприятия направлены на предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, обеспечение безопасности детей на дороге, обеспечение приемлемого уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, развитие систем организации движения транспортных средств и пешеходов и оказания помощи пострадавшим в ДТП.
В России в целях совершенствования законодательной базы по обеспечению безопасности дорожного движения начал действовать ряд важных нормативных правовых актов. В частности, разграничены полномочия и установлена ответственность органов исполнительной власти различных уровней по вопросам обеспечения безопасности на дорогах. Активно внедряются системы автоматической фиксации нарушений скоростного режима и иных дорожных правонарушений. Проведены пропагандистские кампании, направленные на популяризацию использования детских удерживающих устройств, предотвращение случаев выезда на встречную полосу, повышение безопасности пешеходов и пассажиров транспортных средств.
Еще одной формой международного сотрудничества в сфере безопасности дорожного движения и снижения уровня дорожно–транспортного травматизма стал Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», организуемый Советом Федерации, который в четвертый раз пройдет 27–28 сентября 2012 года в Санкт–Петербурге. Главной темой конгресса станет обеспечение безопасности детей на дорогах и предотвращение случаев детского дорожно–транспортного травматизма.
ДТП остаются одной из главных причин смертности детей и подростков. Председатель СФ Валентина Матвиенко в ходе первого заседания Оргкомитета конгресса заявила, что для решения существующих проблем необходимо больше внимания уделять просветительской и воспитательной работе, формированию в сознании детей и подростков не только ясного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения, но и нетерпимого отношения к их нарушению. Уже показали свою эффективность массовые молодежные движения в защиту детской жизни на дорогах, а также отдельные объединения по интересам.
Использование в детской одежде, обуви, школьных ранцах специальных стикеров со светоотражающей поверхностью, качественных детских автомобильных кресел, по мнению председателя СФ, также способно снизить уровень детского травматизма на дорогах.
Валентина Матвиенко выразила уверенность в том, что конгресс станет важным этапом в решении проблемы безопасности на дорогах, а выработанные рекомендации найдут отражение в новых законодательных инициативах.
Целенаправленные шаги по снижению уровня дорожно–транспортного травматизма, предпринимаемые ООН с 2003 года, приносят позитивные результаты. В течение последних нескольких лет во многих государствах наблюдается тенденция к снижению уровня аварийности на дорогах.
Россия подводит неутешительные итоги
В России прилагаемые усилия, к сожалению, не принесли ожидаемых результатов, о чем говорит статистика за прошлый год. По итогам 2011 года в РФ отмечен рост всех трех основных показателей аварийности. По сравнению с уровнем 2010 года количество ДТП увеличилось на 0,2%, что составило в абсолютных цифрах почти 200 тыс. ДТП, число погибших – на 5,2% (28 тыс. человек), раненых – на 0,5% (252 тыс. человек).
В абсолютных значениях количество ДТП возросло на 437, число погибших – на 1386 человек, раненых – на 1213.
Рост всех трех показателей аварийности отмечен в 31 субъекте РФ. Более чем на 30% возросло количество ДТП в Республике Алтай, Астраханской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.
Число людей, получивших в ДТП смертельные травмы, возросло в 62 субъектах РФ, причем в семи регионах (Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Саха (Якутия), Калужская, Псковская, Амурская области, Ненецкий автономный округ) этот показатель вырос на 25% и более.
Увеличение числа погибших отмечается среди всех категорий участников дорожного движения: погибшие и раненные водители (+7,3% и +3,4% соответственно), погибшие и раненные пассажиры (+8,6% и +1,1%), погибшие и раненные пешеходы (+0,6% и –4,2%).
В 2011 году значение показателя тяжести последствий (число погибших на 100 пострадавших) составило 10 человек, что выше, чем по итогам двух предыдущих лет (9,6 в 2010 году и 9,8 в 2009 году). Свыше 15 погибших пришлось на каждые 100 пострадавших в Кабардино–Балкарской Республике и Смоленской области, свыше 20 – в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Республике Тыва.
Подавляющее большинство – 85,5% (170 788) происшествий связано с нарушениями, допущенными водителями транспортных средств. Самые злостные нарушители – водители легковых автомобилей, на долю которых приходится 76,5% таких ДТП.
Количество аварий по вине водителей автобусов снизилось по сравнению с прошлым годом на 4,2% (4316). Из них почти половина совершена на «лицензированных» автобусах. При этом отмечается рост ДТП, совершенных на автобусах, находящихся в собственности физических лиц, +0,3% (2430 ДТП). Также отмечен рост количества происшествий, совершенных пьяными водителями автобусов, +38% (78 ДТП), которые в большинстве случаев принадлежали физлицам.
Сохраняется тенденция повышенного влияния на общее состояние аварийности происшествий, совершенных водителями грузовиков. Количество таких ДТП практически осталось на уровне прошлого года и составило 12 361 (–0,1%). Характерно, что 70% таких происшествий совершено на грузовом транспорте, находящемся в собственности физических лиц. Наблюдается рост числа аварий, совершенных пьяными водителями грузового транспорта, +8,8% (406 ДТП).
Среди основных прогрессирующих причин аварийности по вине водителей каждый четвертый случай связан с неправильным выбором водителем скоростного режима. Несоблюдение очередности при проезде перекрестков составляет 13,7%, неправильный выбор дистанции – 7,5%, нарушение правил проезда пешеходных переходов – 6,8%.
Кстати, о пешеходах. В 2011 году на фоне снижения общего количества наездов на пешеходов зафиксирован рост количества наездов на пешеходов на пешеходных переходах на 3,6% (16 886 ДТП) и рост числа пострадавших в них людей. В ГИБДД связывают это с тем, что пешеходы стали реже пересекать проезжую часть в неустановленных местах, предпочитая соблюдать правила и переходить дорогу по пешеходному переходу. Это в свою очередь привело к росту пешеходного потока на пешеходных переходах, но к такой концентрации пешеходов водители оказались совершенно не готовы, особенно в Белгородской, Вологодской, Мурманской областях, Санкт–Петербурге, Ханты–Мансийском и Ямало–Ненецком автономных округах, где на пешеходных переходах совершены более 40% всех наездов на людей. В целом по стране количество таких происшествий возросло в 48 регионах. В Центральном федеральном округе 45% наездов на пешеходов на пешеходных переходах пришлось на Московский регион (город и область), в Северо–Западном федеральном округе более половины (53%) – на Санкт–Петербург и Ленинградскую область.
В подавляющем большинстве случаев (86%) в наезде на пешеходов на «зебре» виноваты водители транспортных средств.
Еще один вид происшествий – ДТП по причине неисправностей транспортных средств. В ГИБДД впервые с 2003 года отмечают рост числа погибших (+2,2%) в ДТП по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Основными видами технических неисправностей ТС, приведших к аварии, стали неисправности рабочей тормозной системы и внешних световых приборов (по 19%) и износ рисунка протектора (15%). Самой высокой тяжестью последствий характеризовались ДТП, вызванные неисправностью тормозной системы прицепа (27%).
Изучая статистику о состоянии аварийности в России, невольно задаешься вопросами: почему все усилия государства, направленные на снижение уровня аварийности, не дают ожидаемого результата? Как остановить нарастающий вал ДТП, в которых ежегодно гибнут десятки тысяч людей? Ответ надо искать и в качестве подготовки водителей, получающих права и впервые садящихся за руль, и в системе штрафных санкций, и в качестве дорог, и в том, как наше общество относится к проблеме пьянства за рулем, беспринципности и мздоимству сотрудников ГИБДД. Все это вместе взятое и приводит к таким удручающим последствиям. Права была Фаина Раневская, сказав, что оптимизм – это недостаток информации. Увидев эти цифры статистики, трудно оставаться оптимистом.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
23.08.2012