Говоря о перспективах создания отдельной структуры, отвечающей за антитеррористическую защиту транспортного комплекса, Андрей Недосеков сослался на опыт США, где после трагических событий 12 сентября 2001 года был создан специальный орган, который занимается вопросами транспортной безопасности. В документах, регламентирующих его деятельность, четко прописаны методы взаимодействия со всеми структурами, отвечающими за безопасность на различных видах транспорта. Эксперты Минтранса встречались с руководителями и ведущими специалистами этого органа, ознакомились с опытом работы американских коллег. По мнению Андрея Недосекова, этот опыт «является интересным».
Какой видится подобная структура в нашей стране? Как сообщил заместитель министра, позиция Минтранса состоит в том, что новая служба должна подчиняться МВД. Во–первых, в соответствии с законом о полиции, МВД уже наделено целым рядом необходимых полномочий и функций. А во–вторых, в распоряжении МВД есть «заточенная» на транспортную отрасль структура и, что очень важно, – подготовленные руководящие кадры, которые могли бы вести работу в области транспортной безопасности. Все это позволило бы не начинать дело с нуля, включая формирование штата сотрудников. Это весьма важный момент, поскольку дефицит времени играет значительную роль.
По предложениям Минтранса ведется активная проработка этого вопроса. Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел совет по усилению комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в работе совета участвовали представители МВД и ФСБ.
Претерпит изменения деятельность структур, отвечающих за транспортную безопасность в федеральных транспортных агентствах. Известно, что Минтранс получил дополнительную численность персонала, новые функции для исполнения закона о транспортной безопасности. Если будет принято решение о создании специального федерального органа, то ряд функций, полномочий и, возможно, часть кадров уйдет туда для выполнения задач по антитеррористической защите.
По мнению Андрея Недосекова, было бы правильно, чтобы транспортники занимались вопросами транспортной логистики и технологии, включая технологическую и промышленную безопасность. Это, по сути, и есть главная функция транспортного комплекса.
Говоря об отборе организаций, которые будут заниматься оценкой уязвимости объектов, Андрей Недосеков отметил, что уже разработаны соответствующие требования в этой сфере. В частности, идет отбор таких организаций на железнодорожном транспорте. Ими поданы соответствующие документы, приложены лицензии, информация о том, какую квалификацию имеют их специалисты, где они работали ранее и какое они имели отношение к вопросам транспортной безопасности и защиты транспортной инфраструктуры.
«Сегодня мы вошли в новую фазу, – подчеркнул заместитель министра. – Сейчас ставится вопрос о том, чтобы проводить категорирование всех объектов, где происходит массовое скопление людей. Будут пересматриваться требования к проектной документации. В перечне документов, сдаваемом в Главгосэкспертизу для получения разрешения на строительство, теперь должен быть отдельный раздел по антитеррористической защищенности того или иного объекта».
Что касается усиления безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, Андрей Недосеков назвал первоочередной задачей, наряду с техническим оснащением вокзалов и станций, отделение пассажиров высокоскоростных поездов от других видов сообщения. При этом важно не нарушить технологию работы железнодорожного транспорта. В ближайшее время совместно с ОАО «РЖД» Минтранс начнет рассматривать схемы усиления безопасности на железной дороге. Высокоскоростные линии, напомнил Андрей Недосеков, отнесены по уровню уязвимости к первой категории. Сейчас рассматривается вопрос о выделении дополнительно 60 миллионов рублей субсидий, которые будут предоставлены ОАО «РЖД» на обеспечение безопасности.
Насколько увеличатся расходы транспортных компаний в связи с усилением мер безопасности? Отвечая на этот вопрос, заместитель министра отметил, что это зависит от категории объекта (по уязвимости) и той степени террористической угрозы, которая фактически может существовать.
По оценкам специалистов объектов, которые будут задействованы в процедуре категорирования, насчитывается почти полмиллиона. Предусмотрены всего четыре категории. Если, скажем, брать объект 4–й категории, действующий в штатной обстановке, когда нет повышенной угрозы, к нему применимы обычные требования, которые сегодня соблюдаются всем цивилизованным бизнес–сообществом. Это, например, пропускной режим на объект, наличие связи, чтобы можно было немедленно связаться с оперативными службами, контроль грузов, с которыми приходится работать, и т. д. Для большинства объектов 4–й категории, а таких – процентов 70–80, выполнение требований безопасности не должно стать непосильным бременем.
В целом, заявил Андрей Недосеков, расходы на обеспечение безопасности необходимо определять так, чтобы они не были критичными для компаний и не приводили к банкротству предприятий.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»