• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Если дорога не идет к Магомету…

Если дорога не идет к Магомету…Об инициативе IRU
«Модельное шоссе».

Если дорога не идет к Магомету…Как известно, экономическое развитие любой страны и региона в целом тесно связано с наличием доступной и эффективной автодорожной инфраструктуры. Чем выше плотность автомобильных дорог и их качество, а также число объектов вспомогательной инфраструктуры, тем более динамичным является экономический рост в зоне тяготения. И наоборот. По данным исследования, проведенного в 1998 г. Гаагской консалтинговой группой, один доллар США, дополнительно потраченный в связи с плохой инфраструктурой или проблемами пересечения границ, приводит к ущербу для экономики в два доллара. Причем это соотношение характерно только для развитых стран. В развивающихся оно возрастает до уровня 1:20, а в наименее развитых странах, а также не имеющих выхода к морю, и вовсе устремляется к совершенно немыслимой величине – 1:100.
Трудно сказать, насколько достоверна последняя цифра, однако бесспорно то, что все входящие в СНГ центрально-азиатские республики – некогда «наши» советские, а ныне независимые государства – выходом к морю не обладают. Между тем к настоящему времени в Центрально–Азиатском регионе сформировалась сеть современных дорог, способных обслуживать значительные грузовые потоки как внутри региона, так и в евроазиатском направлении. Однако на большинстве указанных автомагистралей интенсивность автомобильных перевозок на дальние расстояния остается низкой. По причине, как утверждают специалисты, двух основных групп факторов.
К первой относятся процедуры на границах. Проводимые ненадлежащим образом, они приводят к созданию административных барьеров, которые к тому же усугубляются высоким уровнем коррупции. Опыт реализации пилотного проекта «Новая евроазиатская транспортная инициатива» (NELTI), инициатором которого стал Международный союз автомобильного транспорта (IRU), показывает, что до 40% всего времени рейса грузовики тратят на простои на границах, а взятки достигают 30% фрахта. Из–за многочисленных и продолжительных простоев на границах средняя скорость движения грузовиков на маршрутах Европа – Азия крайне низка и составляет всего лишь около… 17,5 км/час, что, к слову сказать, вполне сопоставимо со скоростью гужевого транспорта.
Вторую группу факторов образует недостаточная и некачественная вспомогательная инфраструктура. В большинстве центральноазиатских государств уровень ее развития является крайне недостаточным. Это касается в первую очередь морально и физически устаревших таможенных и пограничных пунктов пропуска, дефицита складских перегрузочных комплексов и парковок. Серьезными проблемами являются и недостаток современных заправочных станций, а также отсутствие в большинстве государств Центральной Азии современного экологического топлива.
Улучшить сложившуюся ситуацию призвана новая инициатива IRU – «Модельное шоссе» (MHI). Новый проект родился в результате всестороннего системного анализа, в том числе в рамках проекта NELTI, и базируется на четырех основных принципах.
1. Стимулирование проведения в транзитных государствах административных реформ, направленных на облегчение международных автомобильных перевозок, совершенствование работы таможенных служб и упрощение пересечения границ.
2. Развитие вспомогательной инфраструктуры до уровня, который сделал бы международные автомагистрали в Центральной Азии привлекательными для движения автомобилей с грузами, а также позволил бы заметно улучшить условия труда и отдыха водителей.
3. Внедрение передового опыта и новых технологий в области пересечения границ и таможни, положительно зарекомендовавших себя в других регионах мира.
4. Создание многостороннего финансового механизма, который дал бы возможность увязать финансирование вспомогательной инфраструктуры с проведением последовательных реформ в области торговли, транзита и автомобильного транспорта.
Итак, «Модельное шоссе». Почему модельное? Совершенно очевидно, что реализовать программу действий по созданию сети объектов вспомогательной инфраструктуры и благоприятных условий для автомобильных перевозок одновременно на всей протяженности евроазиатских автодорожных маршрутов, соединяющих Китай, Центральную Азию, Кавказ и Европу, очень сложно с технической и финансовой точек зрения. Между тем вполне возможно реализовать пилотный проект на отдельном, наиболее перспективном участке («модельном шоссе»). Успех его позволит «отработать систему» и на конкретных примерах продемонстрировать, как принятые меры способствуют росту автоперевозок. Понятие «модельное шоссе» означает участок автомагистрали международного значения протяженностью 800–1000 км, пересекающий территории нескольких транзитных государств Евразии и играющий важную роль в обеспечении евроазиатских торгово–экономических и транспортных связей. При этом он должен отвечать следующим критериям:
– прохождение по территории не менее трех государств (в идеале три–четыре пересечения границы);
– вхождение выбранного шоссе в перечень автомагистралей международного значения, утвержденный в соответствии с Международными соглашениями СМА и АШД;
– обладание важным транзитным значением для обеспечения торговли и туризма между Европой и Азией;
– включение этого направления в состав автомобильных дорог, являющихся объектом внимания международных организаций и осуществляемых ими проектов и программ (в первую очередь – в состав коридоров CAREC, транспортного коридора TRAСЕСА, маршрутов, определенных совместным проектом ЕЭК ООН – ЭСКАТО ООН по развитию евроазиатских транспортных связей);
– наличие проблемных участков с точки зрения процедур пересечения границ и развития объектов вспомогательной инфраструктуры.
Единственным эффективным вариантом реализации концепции «Модельное шocce» представляется государственно–частное партнерство с соответствующим распределением обязанностей.
 На долю национальных правительств выпадает осуществление законодательной поддержки процесса реализации концепции «Модельное шоссе» и применения Кодекса наилучших практик IRU. Кроме того, правительствам необходимо осуществить процесс согласования по вопросу создания «модельного шоссе», включая внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство и нормативно–правовую базу на всех уровнях – от национальных и профильных министерств и соответствующих компетентных органов сопредельных государств до международных организаций.
Роль международных финансовых институтов – принять меры по созданию международного инвестиционного фонда, направленного на развитие вспомогательной инфраструктуры на участках «модельного шоссе», а также инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска и механизмов повышения эффективности функционирования таможенных постов.
Международный союз автомобильного транспорта берется произвести анализ результатов мониторинга международных автомобильных перевозок, осуществляемых совместно c ADB в рамках Проекта NELTI, и дать экспертную оценку проблемных участков «модельного шоссе» и потребностей в развитии групп объектов вспомогательной инфраструктуры. А помимо этого – поддерживать концепцию «Модельное шоссе» на уровне международных организаций и структур региональной экономической интеграции, координировать взаимодействие структур бизнеса, заинтересованных в реализации концепции «Модельное шоссе» (сформировать консорциум заинтересованных компаний).
Сфера приложения усилий местных бизнес–структур, а также заинтересованных транснациональных компаний – выступать основными подрядчиками по сооружению и/или эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивать ритейл (снабжение продовольствием, водой, продуктами первой необходимости), функционирование пунктов технического обслуживания, ремонтных мастерских, магазинов запчастей и сопутствующих материалов, осуществлять гостиничный бизнес (работу мотелей и кемпингов), выступать в качестве поставщиков и продавцов топлива и горюче–смазочных материалов и так далее.
Оценка возможных социально–экономических последствий реализации проекта «Модельное шоссе» самая радужная. Предполагается, что она приведет к улучшению условий осуществления международной торговли и коммерческих преимуществ для всех заинтересованных сторон. В частности, будут созданы эффективные стимулы для проведения реформы регулирования в транспортной и таможенной сферах с целью выполнения положений международных соглашений и конвенций в области торговли и международных автоперевозок, привлечены инвестиции в развитие вспомогательной инфраструктуры.
На региональном уровне реализация проекта должна содействовать процессам экономического сотрудничества, повысить инвестиционную привлекательность стран и увеличить объемы взаимной торговли в регионе.
В выигрыше окажется и бизнес. Как ожидается, реализация проекта позволит увеличить объемы перевозок грузов из Китая в Европу автомобильным транспортом, интегрировать автомобильный транспорт в глобальные цепочки доставки грузов на большие расстояния (в том числе с участием морского транспорта на направлениях Западный Китай – Европа – Восточное побережье США), развивать малый и средний бизнес, связанный с созданием и эксплуатацией вспомогательной инфраструктуры. Для грузоотправителей это сокращение времени доставки грузов, повышение точности перевозок, их безопасности, сохранности грузов, получение возможности развивать небольшие (поконтейнерные) отправки. А это особенно важно для среднего и малого бизнеса в Китае, Центральной Азии и Европе.
В целом же успешная реализация проекта по созданию «модельного шоссе» позволит, по мнению авторов инициативы, распространить в последующем этот опыт на развитие вспомогательной инфраструктуры и проведение институциональных реформ на других транспортных направлениях и в других странах на всем обширном пространстве Евразийского региона.
Россия, как известно, этому региону далеко не чужда. Но отчасти по собственной вине, отчасти в результате неуемных усилий некоторых наших «партнеров» по уменьшению влияния нашего государства далеко не всегда играет в нем заметную роль. К примеру, инициатива по созданию «модельного шоссе» была представлена генеральным секретарем IRU г–н Мартином Марми на 43–м ежегодном собрании Азиатского банка развития. Последний, заметим, был основан в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие. В настоящее время членами банка являются не только большинство азиатских стран, включая и членов СНГ – Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, но и многие европейские государства, например, такие «азиатские», как Испания, Италия, Франция, Швеция, Швейцария и даже Канада и США. Россия – величайшая евроазиатская держава – почему–то им не является. А обеспечивать свои интересы в регионе, не принимая активное участие в происходящих здесь процессах, невозможно. Свято место, как известно, пусто не бывает. Вот и концепция «Модельное шоссе» была также представлена на заседании рабочей группы рамочного соглашения по торговле и инвестициям. Состоялось оно в Ташкенте и в нем приняли участие официальные делегации не только стран–соседей – Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, но и сотрудники офиса Торгового представителя США. Державы, как известно, не азиатской, но своей выгоды не упускающей нигде. Даже за тридевять земель от своей территории.

Геннадий БЛАГОДАРНЫЙ,
обозреватель «ТP»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya