городских транспортных систем
в России.
Сегодня перед российским транспортным комплексом стоят новые вызовы, связанные с развитием общественного транспорта и городской транспортной инфраструктуры, внедрением новых технологий и новой техники, отвечающей передовым стандартам безопасности, надежности и экологии. О развитии устойчивых городских транспортных систем в России до 2030 года газете «Транспорт России» рассказал директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей БАКИРЕЙ.
– Алексей Сергеевич, какие цели на сегодняшний день являются приоритетными для развития автотранспортной системы России с точки зрения обеспечения ее экологической устойчивости?
– Наша главная задача в условиях интеграции инновационных технологических решений тесно связана с общемировой практикой по улучшению экологической обстановки и сохранению климата на планете. Климатические изменения могут привести к непредсказуемым погодным явлениям, что может самым негативным образом отразиться на запасах пищи и воды, здоровье человека, состоянии экосистем и биоразнообразии. Сейчас при разработке технической политики государства в большей степени ориентируются на экологически чистые материалы и технологии, построенные на принципах предотвращения климатических изменений (снижение выбросов) и адаптации к ним (снижение уязвимости).
– Какие пути развития общественного транспорта могут помочь улучшению ситуации?
– Распоряжением Президента РФ от 2 апреля 2014 года Правительству РФ поручено обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов на 25%. Транспортный сектор, в частности автомобильный транспорт, играет важнейшую роль в достижении национальных целей сокращения парниковых газов. Несмотря на положительные сдвиги – постепенное обновление автомобильного парка транспортными средствами высоких экологических классов, выбросы парниковых газов от автомобильного транспорта России росли быстрее, чем в любом другом секторе экономики, за счет быстрого роста парка личных автомобилей. Поэтому автомобильный сектор имеет сейчас наибольший потенциал для реформирования.
– Мобильность сегодня является неотъемлемой частью жизни горожанина. Как можно ее развивать, не нанося ущерба экологии?
– Решение проблемы мы видим в стимулировании населения к отказу от использования личных автомобилей. Развитие общественного транспорта, велосипедной инфраструктуры и пешеходных возможностей позволяет одновременно решить две проблемы – пробок и загрязнения воздуха. При передвижении автобусом в условиях полной нормальной загрузки в пересчете на одного пассажира расход энергии в 6 раз меньше, чем при передвижении легковым автомобилем. Потребление энергии трамваем или поездом метро в расчете на одного пассажира более чем в 10 раз меньше, чем требуется для автомобиля. Если же в автомобиле едет один водитель (как это часто бывает), а не 4 человека, то энергоэффективность автомобиля снижается в 4 раза. Следовательно, выбросы загрязняющих веществ, приходящиеся на одного пассажира, в общественном транспорте в 5–10 раз меньше, чем у легкового автомобиля.
– Что следует изменить и реформировать в действующей инфраструктуре общественного транспорта?
– Для развития общественного транспорта планируются увеличение числа подвижного состава, скорости и частоты движения, увеличение числа маршрутов, повышение комфортности. В плане повышения эффективности для организации движения можно увеличить пропускную способность общественного транспорта за счет ограничения въезда в центр города (кроме общественного транспорта и велосипеда) и введения частичного запрета на парковку. Для этого требуется построить больше перехватывающих парковочных мест.
– Как можно повысить комфортность передвижения для велосипедистов?
– Конечно, с учетом увеличения потока пешеходов для организации велосипедного движения необходимо построить специальные велодорожки. Чтобы организовать удобное и безопасное передвижение, не обойтись без внедрения новых правил, знаков и регулирующих систем движения. По инициативе Минтранса России с участием Российского велотранспортного союза были подготовлены предложения по внесению изменений в Правила дорожного движения в части, касающейся совершенствования правового регулирования велосипедного движения. Правительство РФ поддержало эти предложения (постановление от 22.03.2014 № 221). Мы полагаем, что органам власти поселений необходимо создавать большее число парковочных мест для велосипедов и сделать возможным их перевозку общественным транспортом.
– Какие меры помогут снизить выбросы в атмосферу парниковых газов городским транспортом?
– 25 сентября 2012 года заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул и глава офиса Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации Елена Арманд подписали документ о реализации нового проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Снижение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России». Он стал первым проектом ГЭФ в России, сфокусированным на транспортном секторе, и направлен на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов посредством улучшения планирования и управления городским транспортом. Проект реализуется путем создания эффективных систем мониторинга и продвижения экологически чистых видов транспорта. Основной задачей проекта является подготовка на федеральном и региональном уровнях нормативно–правовой базы в поддержку развития низкоуглеродных топлив для транспортных средств, автомобилей гибридного типа, заряжаемых от бытовой электросети. Срок реализации проекта рассчитан на 5 лет: 2013 – 2017 гг.
Подобные проекты по повышению эффективности автодорожного транспорта поддерживают Программа развития ООН и Глобальный экологический фонд. Они действуют во многих городах: в Алма–Ате, Белграде, Братиславе, Батуми, Душанбе.
– Есть ли конкретный план по реализации проекта на территории Российской Федерации?
– Выполнена научно–исследовательская работа на тему: «Разработка предложений по комплексу мер, направленных на создание условий для поэтапного обновления парка транспортных средств общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно–коммунальных служб автомобилями, работающими на газомоторном топливе, и стимулирования развития соответствующей инфраструктуры». Разработан план действий по сокращению объемов выбросов парниковых газов во исполнение Указа Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» в части автомобильного транспорта. Совместно с Минприроды России мы разрабатываем законопроект об экологической маркировке автотранспортных средств. В Минэкономразвития России предложили план мероприятий для поддержки производства и использования экологически чистого транспорта. Ведется активная работа по созданию нормативной и правовой базы в рамках политики формирования дополнительного парковочного пространства, предложений по ограничению проезда автотранспорта, разработке стандартов пешеходной и велотранспортной инфраструктуры, программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий в части внедрения учебных модулей по эко–вождению. Калининград и Казань выбраны пилотными городами проекта, в которых будут продемонстрированы современные подходы и решения в области комплексного городского транспортного планирования и организации дорожного движения, оптимизации маршрутов пассажирского транспорта и парковочной политики, а также развития велосипедного движения.
– С какими проблемами приходится сталкиваться при формировании новой транспортной политики?
– Прежде всего, новизна такого масштабного международного проекта и амбициозные планы, которые потребуют больших усилий как со стороны группы реализации проекта, так и со стороны Минтранса России и администраций пилотных городов. К примеру, в г. Казани в преддверии проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года и XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года проведена колоссальная работа по социально–экономическому и транспортному развитию города, поэтому часть мероприятий по развитию устойчивой транспортной системы города, планируемых по проектному документу, была уже реализована.
В этой связи в 2013 году была проведена актуализация направлений совместных действий с уточнением плана мероприятий. В отсутствие законодательных требований или рекомендаций города не обязаны составлять стратегический транспортный план и увязывать его с городским бюджетом. Более того, большинство городов формируют свои бюджеты за счет средств, полученных в рамках межбюджетных трансфертов, что ограничивает возможности городов в части разработки многолетних планов. В результате основной капитал транспортного сектора – инфраструктура и автотранспорт содержится и обновляется не так, как это необходимо.
С учетом того, что многим российским городам в наследство от прошлого досталась недостаточно развитая улично–дорожная сеть (УДС), им трудно обеспечить ее нормальное содержание. Подвижной состав муниципальных автотранспортных предприятий, как правило, физически устарел и малопривлекателен. Объем инвестиций в инновационные технологии, которые могут улучшить управление транспортными потоками и сделать поездки более комфортными и безопасными для пассажиров, ограничен. За счет средств проекта мы поможем российским городам укрепить свой институциональный и технический потенциал в различных функциональных областях. Преимуществами реализации подобных международных проектов являются доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам глобальной сети ООН и взаимодействие с такими ведущими международными организациями, как Международное энергетическое агентство (IEA); Международный совет по чистому транспорту (ICCT); Глобальная инициатива по экономии топлива (GFEI) и т. д.
Анна ТАРАСОВА
14.08.14