источниках финансирования
территориальной дорожной сети.
Широкий спектр вопросов был рассмотрен на заседании совета директоров Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР). Пожалуй, наибольшее внимание участников привлекла тема включения территориальной дорожной сети в орбиту действия федеральной системы взимания платы с 12–тонников.
Говоря об итогах развития дорожного хозяйства в субъектах РФ в 2014 году, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин отметил, что 62,9% региональных дорог находятся в ненормативном состоянии. В прошлом году были отремонтированы 9200 км территориальных трасс. Это лишь 2% протяженности дорог с твердым покрытием. В этом году планы еще скромнее. Выполнение задачи приведения существующей дорожной сети в нормативное состояние напрямую зависит от обеспечения финансовыми ресурсами, которые аккумулируются в дорожных фондах субъектов РФ.
Основной источник формирования дорожных фондов – акцизы на ГСМ. К сожалению, прогнозируемые Минфином России объемы акцизных сборов, поступающих в дорфонды, как правило, отличаются от фактических. В 2012 году их было меньше на 21 млрд руб., в 2013–м – на 54 млрд, в прошлом году дефицит составил 80 млрд руб. Специалисты отмечают, что и в 2015 году, даже с учетом финансовой помощи из федерального бюджета (82 млрд руб.), не удастся выйти на планировавшиеся год назад показатели по акцизам.
А ведь субъекты РФ обязаны не менее 10% объемов региональных дорожных фондов направлять на муниципальный уровень, напомнил Игорь Старыгин (по некоторым регионам этот процент выше). Кроме того, из региональных бюджетов решением законодательных органов выделяются иные субсидии муниципалитетам. Из региональных же дорфондов осуществляются платежи налога на имущество с автодорог регионального и местного значения. В итоге на нужды территориальных дорожных хозяйств остается лишь 76% средств фондов. При таком состоянии обеспеченность финансовыми ресурсами работ по содержанию автодорог составляет 30%, по ремонту – 22,6%, по капремонту – 2%.
Кстати, освобождение региональных дорог от налога на имущество может стать одним из дополнительных источников наполнения территориальных дорожных фондов. К сожалению, число субъектов РФ, изымающих эти средства в региональные бюджеты, растет. Прошлогодний объем выбывших финансовых ресурсов превышает 8 млрд руб. Ассоциация «РАДОР» настаивает на необходимости полного исключения из налогооблагаемой базы имущественного комплекса автодорог общего пользования. По этому поводу подготовлена поправка в Налоговый кодекс РФ.
По итогам заседания президиума Госсовета в Новосибирске принято решение о реструктуризации долгов по кредитам, погашение которых производилось из дорожных фондов. 71 субъект РФ уже заключил дополнительное соглашение по этому поводу. Остаток непогашенных обязательств по бюджетным кредитам на начало 2015 года составлял более 69 млрд руб. Однако лишь 14,7 млрд из всех высвободившихся средств регионами были пущены дополнительно на выполнение дорожных работ.
Дополнительным источником финансирования территориальных трасс может стать создаваемая система взимания платы (СВП) с 12–тонников, на федеральных дорогах она должна заработать с 15 ноября текущего года. Напомним: на президиуме Госсовета было принято решение о том, что деньги, собираемые с большегрузов, пойдут в регионы. Если же в орбиту действия федеральной системы будет включена территориальная дорожная сеть, дорфонды субъектов РФ получат дополнительные ресурсы.
Ассоциация «РАДОР» вместе с Минтрансом России и Росавтодором ведет последовательную работу в этом направлении. Подготовлены изменения в бюджетное законодательство. Предполагается введение региональных СВП с 1 января 2017 года. На недавнем заседании рабочей группы по вопросам технологической увязки и интеграции региональных систем с федеральной прозвучало новое предложение – предоставить субъектам РФ право вводить свои системы с 1 января 2016 года. Соответствующие документы направлены в Минтранс России.
Ассоциация «РАДОР» – один из инициаторов внесения изменений в федеральный закон о недрах, касающихся предоставления субъектам РФ права упрощения процедуры отвода карьеров на общераспространенные полезные ископаемые для строительства и эксплуатации линейных объектов. К настоящему времени этот законопроект полностью отработан и внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Активное участие специалисты РАДОРа приняли и в подготовке изменений в Земельный кодекс РФ, упрощающих порядок выделения участков для нужд дорожной деятельности. С апреля текущего года эти изменения вступили в силу.
Об основных задачах, стоящих перед дорожным хозяйством страны в 2015–2017 годах, рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Он напомнил, что по итогам заседания Госсовета в Новосибирске утвержден перечень поручений Президента РФ, направленных на совершенствование дорожной деятельности. Выполнение этих поручений связано с внесением существенных поправок в законодательные и другие нормативно–правовые акты. Росавтодор по всем пунктам поручений, которые относятся к его компетенции, уже представил свои предложения.
Вместе с тем данные поручения направлены в первую очередь на совершенствование деятельности в сфере региональных и местных дорог, которых в стране более 96% от всей протяженности. Поэтому эффективность исполнения поручений, дальнейшее развитие и приведение в нормативное состояние дорожной сети во многом зависят от целенаправленного взаимодействия субъектов РФ и органов управления дорожным хозяйством регионов. По словам Романа Старовойта, активное участие в обсуждении хода исполнения поручений, в обосновании позиций, касающихся региональных дорог, принимает Ассоциация «РАДОР».
Затронув тему создания системы взимания платы с 12–тонников, руководитель Росавтодора подчеркнул, что согласно решению Госсовета средства, взимаемые с большегрузов, будут направляться в виде трансфертов субъектам РФ на реализацию проектов государственно–частного партнерства, а также проектов строительства, реконструкции и ремонта внеклассных мостовых сооружений. В сентябре прошлого года Росавтодор утвердил комплект методических документов, касающихся применения механизмов ГЧП на автодорогах. Важной задачей субъектов РФ является подготовка и детальная проработка проектов, которые могут быть предложены для реализации.
Что касается интеграции региональных систем взимания платы с федеральной, то, убежден коммерческий директор ООО «РТ–Инвест Транспортные системы» Антон Замков, при правильном включении в орбиту СВП территориальной дорожной сети субъекты РФ существенно снизят издержки, а при принятии определенных решений ряд функций федеральной системы могут быть просто перенацелены в регионы.
Много вопросов в субъектах РФ вызывает предоставление субсидий на строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. В последнее время принято решение о переводе средств, которые направлялись на эти цели из подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Отменены вызывавшие критику в субъектах РФ критерии распределения субсидий в зависимости от числа жителей населенных пунктов и длины подъезда.
И вот в 2015 году Минсельхоз России для участия в этой программе отобрал потенциальные объекты в 52 субъектах РФ. Однако при этом размер субсидий для многих регионов снизился до нескольких десятков тысяч рублей. На эти средства невозможно обеспечить реализацию какого–либо значимого проекта. Оптимальным решением проблемы, по мнению Романа Старовойта, может быть более строгий отбор Минсельхозом России проектов для участия в ФЦП, имеющих наибольшее значение для развития агропромышленного комплекса того или иного региона.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Сергей Соболев заострил внимание на повышении эффективности расходов на развитие автодорог общего пользования. Экспертным советом при Правительстве РФ подготовлен проект дорожной карты (план мероприятий) по этой теме. Им, в частности, предусмотрено совершенствование механизма общественного контроля за ходом реализации дорожных проектов.
Общественными советами Минтранса России и МВД проведена работа по созданию сайта по общественному мониторингу состояния автодорог. За короткий срок поступило большое количество предложений и пожеланий по повышению качества выполняемых дорожных работ. По мнению Сергея Соболева, нужно создать какой–то механизм, позволяющий оперативно реагировать на замечания пользователей и включать в перспективный план работ наиболее актуальные предложения.
Проект дорожной карты предусматривает до конца 2015 года подготовить предложения о внесении в федеральный закон № 44 о контрактной системе изменений, закрепляющих единые квалификационные требования к участникам закупок в дорожной отрасли, предотвращение демпинга по стоимости и срокам выполнения работ, расширение практики проведения двухэтапных конкурсов и предквалификационного отбора участников.
Кроме того, предполагается внесение в нормативно–правовые акты изменений и дополнений, касающихся проведения публичного независимого технологического и ценового аудита, а также конкретных мер совершенствования общественного контроля. В настоящее время проект дорожной карты находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти, пояснил Сергей Соболев.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
16.07.2015