чтение законопроекта
о дорожных фондах, принять который нижняя палата
парламента страны намерена
в марте–апреле этого года.
Схема финансирования строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог через дорожные фонды возвращается.Правда, происходит это не так быстро, как хотелось бы. На днях в Госдуме прошло только первое чтение законопроекта о дорожных фондах, принять который нижняя палата парламента страны намерена в марте–апреле этого года. Об этом сообщил журналистам председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум на своей пресс–конференции.
Тем не менее, сделал оговорку депутат, можно сказать, что Федеральный дорожный фонд, образованный в составе бюджета РФ, уже действует. Поправки в Бюджетный кодекс РФ внесены, фиксированная сумма размером в 254 млрд рублей в фонде зарезервирована, и Мартин Шаккум не видит особых проблем с перечислением этих средств дорожникам до того, как закон будет принят. Дальнейшее наполнение дорожного фонда будет зависеть от поступления дополнительных акцизов на нефтепродукты (приблизительные суммы поступления уже рассчитаны: 84 млрд рублей в 2011 году, 89 млрд – в 2012–м, 141 млрд – в 2013 году) и сборов с тяжеловесных автомобилей массой больше 12 тонн. Правда, в законопроекте, внесенном Правительством РФ, не предусмотрена индексация средств дорожного фонда, связанная с инфляцией, что, по мнению Мартина Шаккума, следует учесть при подготовке документа ко второму чтению в Госдуме.
А вот региональные дорожные фонды, похоже, заработают лишь с 2012 года. Ведь их возрождение сопряжено с принятием субъектами РФ отдельных законов. В соответствии с законопроектом о дорожных фондах, рассматриваемом в Госдуме, регионы вправе сами определять размеры своих дорожных фондов. Поэтому суммы, аккумулируемые в фондах различных субъектов РФ, могут быть разными. Федеральным законом будут определены только минимальные размеры региональных фондов и источники их наполнения – часть сборов от акцизов на ГСМ и транспортный налог. По своей инициативе субъекты РФ могут увеличивать размеры территориальных дорфондов за счет иных источников, что должно быть закреплено региональными законами. По предварительным подсчетам, объем региональных дорожных фондов за три года должен вырасти с 267 млрд до 434 млрд рублей.
По мнению Мартина Шаккума, эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство через дорфонды, значительно выше, чем в случае, когда финансы консолидированы в состав бюджета и их выделение подчинено логике бюджетного процесса. Последнее приводило к тому, что финансирование многих объектов дорожной отрасли зачастую начиналось в середине года, а львиная доля средств поступала к осени. Причем деньги надо было освоить во что бы то ни стало. Порой это приводило к злоупотреблениям.
Одно из основных преимуществ дорожных фондов, считает депутат, в повышении маневренности распоряжения финансовыми ресурсами. Нет нужды в лихорадочном их освоении. Если до конца года они не израсходованы, то переносятся в виде остатка на следующий год. Вместе с тем создание дорожного фонда в составе федерального бюджета, по мнению председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям, не лишено недостатка. Ведь финансирование отдельных строек и объектов будет по–прежнему осуществляться по бюджетным процедурам, что не способствует оперативности принятия решений. Поэтому более действенной схемой финансирования дорожной отрасли Мартин Шаккум называет ту, что существовала в России до 2002 года, когда дорожные фонды были внебюджетными. К такой схеме и целесообразнее со временем вернуться, считает он.
Депутат также предлагает рассмотреть вопрос о возможности создания муниципальных дорожных фондов. Причем инициатива здесь должна исходить от муниципалитетов с учетом их финансовых возможностей. Такую поправку он намерен внести в рассматриваемый в Госдуме законопроект.
И еще. Работа Федерального дорожного фонда не потребует создания каких–то специальных органов власти, привлечения дополнительного штата чиновников, пояснил Мартин Шаккум. Основными его пользователями будут Федеральное дорожное агентство и госкомпания «Автодор». На средства фонда Росавтодор продолжит строительство, ремонт и содержание автодорог федерального значения. За исключением тех, что переданы госкомпании «Автодор» (трассы М–1 «Беларусь», М–4 «Дон» и др.).
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»