Осенью текущего года откроется новый участок на федеральной трассе М–5 «Урал» в обход Бронниц. До сих пор Бронницкий транспортный узел являлся узким местом в системе транспортных связей Московской области. Открытие нового участка дороги позволит повысить эффективность транспортного обслуживания территории и в целом улучшит качество магистрали М–5 «Урал». О ходе работ рассказали журналистам представители заказчика и подрядчика в ходе пресс–тура на объекты строительства нового участка федеральной трассы М–5 «Урал» на территории Московской области (от Московского малого кольца до с. Ульянино).
Старейший тракт модернизируется
Федеральная дорога М–5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск – важнейшее направление для России: оно
обеспечивает возможность внутрирайонных, межрайонных и межобластных перево-
зок, а также связывает Москву с крупными промышленными городами: Рязанью, Пензой, Самарой, с Уральским регионом. Трасса остается одной из старейших: участок от Москвы до Рязани адаптирован для автомобильного движения в начале 1930–х годов, в 1946–1947 годах дорога продлена до Куйбышева, а в 1965 году движение было открыто от Москвы до Челябинска. Протяженность трассы составляет 2121 км. Эта трасса является частью дороги E–30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6.
В настоящее время перед федеральными властями стоит задача превратить старейший российский тракт в современную автомобильную дорогу. И как театр начинается с вешалки, так и о качестве федеральной трассы, соединяющей столицу с Уральским федеральным округом, говорит уже выезд из столицы. Обеспечить здесь движение без заторов – это важнейшая задача как для руководства города Москвы, так и для областных властей. Многолетнее отставание строительства дорожной инфраструктуры привело к тому, что сейчас вылетные магистрали и головные участки федеральных трасс многократно перегружены, так что въезд и выезд из столицы зачастую подразумевает многочасовые пробки. В данном случае Новорязанское шоссе практически дублирует Рязанское до пересечения с А–107 (Московское малое кольцо, ММК), но в районе города Бронницы эти два шоссе сливаются в одну двухполосную дорогу, что приводит к огромным заторам.
Именно этими обстоятельствами была вызвана необходимость строительства нового участка М–5 «Урал» от Московского малого кольца (км 3+120, Рязано–Каширское шоссе) до села Ульянино (км 71) в Московской области. «Вариантов прохождения участка было несколько, – рассказал начальник подведомственного Росавтодору ФКУ «Центравтомагистраль» Юрий Жирков. – Однако, по расчетам проектировщиков, самый оптимальный вариант был построить обход города Бронницы: новый участок автодороги М–5 «Урал». В ином случае пришлось бы сносить исторический центр города, что по экономическим соображениям нецелесообразно и затратно».
Кроме того, реконструкция существующего направления по затратам стоила бы примерно столько же, сколько и новое строительство, однако к этому добавились бы огромные затраты на компенсационные выплаты, поскольку на этой территории есть жилье, функционируют объекты торговли и промышленного производства. При этом новое строительство позволит оставить существующую дорогу для местного сообщения. «В целом с вводом в эксплуатацию обхода города Бронницы мы не только разгрузим существующий трафик Московского транспортного узла, но и обеспечим увеличение пропускной способности трассы М–5 «Урал». Это очень важно ввиду ежегодного увеличения объемов грузоперевозок и активной жилой застройки данного района Подмосковья», – добавил Юрий Жирков.
С перспективой на многие годы
Протяженность нового участка составила 12 км, по две полосы в каждом направлении, с широкой разделительной полосой. Интенсивность движения предполагается до 100 тыс. автомобилей в сутки. Категория – I–Б с расчетной скоростью движения 120 км в час. Заказчиком проекта выступило ФКУ «Центр-
автомагистраль», генеральным подрядчиком – ООО «Русско–германское совместное предприятие «АВТОБАН». Началось строительство в декабре 2011 года, до конца сентября текущего года планируется завершить строительные работы, а в октябре – сдать в эксплуатацию. Общая стоимость строительства объекта составляет 5,3 млрд руб.
Высокая стоимость дорожных работ объясняется не столько сложностью проекта, сколько необходимостью возведения целого ряда искусственных сооружений. В частности, на участке построен мост через р. Кожурновка. Небольшая с виду речка, которая в засуху выглядит, как пересыхающий ручей, весной сильно разливается, поскольку собирает в себя обильные паводковые воды. Поэтому проектировщикам пришлось решить эту задачу посредством капитального моста. Кроме того, построены два путепровода, пять сооружений для связи разобщенных территорий, переложены 22 водопропускных трубы, а всего значатся 26 наименований переустроенных коммуникаций. В целом на этом объекте строителям пришлось перенести
20 км линейных коммуникаций – газопроводов, в том числе высокого давления, нефтепроводов, высоковольтных линий, линий связи и т. п.
«Это типичные основные трудности, которые характерны для реализации почти каждого проекта в России, – рассказал генеральный директор подрядной организации ООО «Русско–германское совместное предприятие «АВТОБАН» Вальдемар Мюллер. – Оформление земельных участков, выкуп земель из частной собственности, перевод земель в иную категорию требуют много сил и времени. Еще одна проблема, с которой к счастью, на этом объекте нам не пришлось столкнуться, – это снос строений и переселение людей из зоны строительства».
Тем не менее без трудностей в реализации проекта не обошлось. В частности, работу осложняли болотистые грунты, земли мелиорации, а кое–где и карстовые провалы в грунтах. «По этой причине практически все искусственные сооружения пришлось выполнять с заменой нижележащих грунтов, проводя специальные мероприятия», – отметил Вальдемар Мюллер. Проектировщикам и дорожным строителям пришлось учесть также то обстоятельство, что определенные просадки могут быть растянуты во времени. Решением стало применение стабилизированных оснований на протяжении 1,8 км дороги. А чтобы минимизировать просадки в будущем, строителям пришлось использовать семь слоев армирующей сетки. Геосинтетические материалы применялись для стабилизации как насыпи земляного полотна, так и песчаных выстилающих
слоев.
Кроме того, на этом участке при строительстве покрытий используются асфальтобетонные смеси на основе полимерно–битумных вяжущих. Такое покрытие рассчитано на 25 лет эксплуатации, а за счет регулярных ремонтов и капремонтов его срок эксплуатации может повышаться до бесконечности, полагают строители. В целом новый участок был запроектирован под современные нормативы нагрузки. «Дорога делается с перспективой на многие годы», – прокомментировал Юрий Жирков.
Развитие – планомерное
Направление М–5 «Урал» развивается планомерно. В 2012 году была введена в строй развязка в районе Бронниц на перекрестке трассы М5 «Урал» и Малой бетонки. Это очень напряженный участок – Бронницы остаются одним из узких мест в системе транспортных связей Московской области, так как в городе пересекаются М–5 «Урал» и участок Московского малого кольца, представленный Егорьевско–Рязанским и Рязано–Каширским шоссе.
Годом позже – в 2013 году – была открыта транспортная развязка на пересечении Смирновской улицы с автомагистралью М5 «Урал» (21–й км)
в районе Люберец. Она позволила разгрузить въезд и выезд с МКАДа и намного улучшила транспортную и экологическую ситуацию для жителей окрестных районов.
В настоящее время на головном участке возле МКАДа строится эстакада на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова в районе пересадочного узла Котельники. Сдача эстакады согласно проекту намечена на февраль 2015–го, однако дорожники планируют завершить ее досрочно.
Следующим вполне логичным этапом станет строительство обхода поселка Октябрьский Московской области в 7 км к юго–востоку от Люберец. Это самый крупный населенный пункт Люберецкого района, и строительство новых жилых домов продолжается прямо вдоль 10–километрового участка четырехполосной дороги, которая здесь не имеет разделительной полосы. Участок перегружен трафиком, причем движение транспорта еще более осложняют два десятка пересечений с улицами и дорогами местной сети в одном уровне. «Октябрьскому нужен обход, и другой альтернативы нет», – говорит Юрий Жирков. Проектирование этого участка дороги уже закончено, и в следующем году начнется его строительство. Проектом предусматривается строительство дороги категории I–Б с 8 полосами, а также сооружение нового мостового перехода через реку Москва.
Также в настоящее время проектируется участок М–5 «Урал» Ульянино – Непецино в Московской области. Сейчас он эксплуатируется на пределе пропускной способности, что приводит к снижению скорости движения и заторам. На проезжей части также нет разделительной полосы, что становится частой причиной аварий. Проектом предусматривается строительство 4–полосной дороги категории I–А, а также сооружение мостов через реки Ольховка, Песоченка, Савиха и ручей Безымянный. Начало участка – строящийся обход Ульянино, конец – у построенного обхода Непецино. В результате на этом участке автодороги М–5 «Урал» появится альтернативная дорога, которая позволит автомобилистам проехать в обход многих населенных пунктов и сократить время в пути.
Ближайшие задачи
Московский транспортный узел (МТУ) остается одним из самых ключевых и сложных в дорожном комплексе России: через транспортные коридоры, которые здесь пересекаются, проходят свыше 70% всех грузоперевозок страны, интенсивность движения достигает 120 тыс. автомобилей в сутки по каждой трассе. Несмотря на то, что строительство дорожной инфраструктуры состыковано на местном и федеральном уровнях, головные участки федеральных трасс остаются перегруженными, и обеспечить комфортное и безопасное движение по ним – задача не из простых. Для ее выполнения ФКУ «Центравтомагистраль» разработало и осуществляет ряд дорожных проектов.
Так, в 2013 году отремонтированы 458 км автодорог и 32 моста, реконструирован путепровод через железную дорогу на А–107, построены новый мост через реку Москва на А–107 в районе г. Бронницы и 3 надземных пешеходных перехода (г. Звенигород и г. Красногорск). Сейчас, кроме реконструкции участков М–5 «Урал», ведутся работы на трассах М–8 «Холмогоры», М–9 «Балтия», строятся транспортная развязка на подъезде к аэропорту Домодедово и обходы г. Орехово–Зуево и г. Дмитров на автодороге А–108 МБК.
Согласно плану работ по строительству и реконструкции автодорог ФКУ «Центравтомагистраль» в 2014 году на территории МТУ планируется ввести в эксплуатацию 23,7 км федеральных автомобильных дорог и 1449 пог. м
искусственных сооружений. Продолжатся работы на М–9 «Балтия», Рублево–Успенском шоссе на участке подъезда к г. Одинцово, МБК на участке обхода г. Орехово–Зуево и на участке II очереди обхода г. Дмитрова, М–8 «Холмогоры», строительство М–5 «Урал». Также в рамках тройственного соглашения Росавтодора, ОАО «РЖД» и правительства Московской области ведется строительство путепроводов через железную дорогу на автомобильных дорогах: А–103 (Щелковское шоссе) на 34–м км, ММК – на 31–м км Рязано–Каширского шоссе, 2–м км участка от Киевского до Минского шоссе, 1–м км участка от Симферопольского шоссе до Брестского шоссе, МБК – на 2–м км Минско–Волоколамского шоссе, 42–м км участка от Рязанского шоссе до Каширского шоссе, 33–м км участка от Каширского шоссе до Симферопольского шоссе.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
24.07.2014