по ликвидации последствий ЧС
в регионах, пострадавших
от наводнения.
Выпуски новостей на федеральных телеканалах в минувшем августе часто начинались с полных драматизма сообщений из регионов Дальневосточного федерального округа, пострадавших от наводнения. Продолжительные проливные дожди над Амурской областью, Хабаровским краем, Еврейской автономной областью (ЕАО), Республикой Саха (Якутия) и другими субъектами РФ в короткий срок обрушили на их территории такое количество осадков, которое не фиксировалось за всю историю метеонаблюдений. В первую очередь пострадали населенные пункты и объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся вблизи вышедших из берегов Амура, Лены, Колымы и других рек. Так, уровень воды в Амуре у Хабаровска поднимался стремительно и уже 18 августа побил исторический рекорд. Под водой оказались села, поселки и прибрежные микрорайоны городов. Наводнение заставило покинуть свои дома тысячи людей…
Затопление угрожало сотням транспортных объектов, расположенных в зоне бедствия. Избежать значительных перерывов в автомобильном сообщении по федеральным дорогам ДФО удалось благодаря превентивным мерам, предпринятым Росавтодором. Комплексный мониторинг ситуации в регионе со 2 августа осуществлялся оперативным штабом по ликвидации ЧС под руководством заместителя руководителя ФДА Игоря Астахова.
16 августа руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт провел расширенное заседание оперативного штаба ФДА в формате видеоконференции с главами подведомственных управлений автодорог в Дальневосточном федеральном округе. Начальники автодорог федерального значения в Амурской области, Приморском крае, ЕАО, Республике Саха (Якутия) и Магаданской области доложили о состоянии покрытия трасс и организации движения транспорта в зоне ЧС.
Особое внимание специалисты ФДА уделили федеральной автодороге «Амур» Чита – Хабаровск, на 794–1811 км которой были зафиксированы размывы. Проведены работы по укреплению грунта. На участках, где паводковые воды угрожали затопить трассу, дорожники выстроили специальную дамбу из скального грунта высотой около двух метров.
На 109–124 км федеральной подъездной автодороги к Благовещенску была подтоплена насыпь. В круглосуточном режиме велись работы по укреплению искусственных сооружений. На 112 км отсыпано 600 м грунтовой противопаводковой дамбы. На 3 км федеральной подъездной автодороги от трассы «Лена» к границе с КНР велись досыпка и укрепление обочин дорожного полотна.
По информации оперативного штаба Минтранса России по контролю за ситуацией на объектах транспортной инфраструктуры в регионах Дальнего Востока, пострадавших от паводка, на 31 августа всего на территории Дальневосточного федерального округа оставались подтопленными 97 участков автодорог областного и местного значения и 75 мостов. В 14 районах Амурской области были подтоплены 30 участков автодорог местного значения общей протяженностью 101 км и 69 мостов. В результате отрезанным от Большой земли оказался 21 населенный пункт Приамурья. В их числе села Зейского, Серышевского, Свободненского, Константиновского и Благовещенского районов. Там были выставлены дополнительные посты, организованы маршруты объезда, о которых водителей информировали инспекторы ДПС, дежурившие на трассах.
В 6 муниципальных районах Еврейской автономной области были подтоплены 62 участка автодорог местного значения общей протяженностью 99 км и 4 моста. В Хабаровском крае в результате подъема воды в Амуре в 7 муниципальных районах подтоплены 5 участков автодорог местного значения общей протяженностью 15 км и 2 моста. Повреждено полотно дороги протяженностью более километра в районе поселка Свечино Хабаровского района, под водой оказались многие участки автодороги Хабаровск – Комсомольск–на–Амуре. На наиболее сложных участках выставлены дополнительные посты спасателей с автомобильной техникой высокой проходимости. В экстренных случаях, сообщило ГУ МЧС по Хабаровскому краю, в том числе при переливах паводковых вод через дорожное полотно, спасатели оперативно оказывали помощь автомобилистам, буксируя технику в безопасное место.
В Магаданской области были размыты 10 км автодороги регионального значения Палатка – Кулу – Нексикан, в том числе 2 водопропускные трубы и подходы к 7 мостам. Повреждены 58 км дорог местного значения, 5 мостов. В Приморском крае повреждены и разрушены 333 км дорог регионального значения, 36 мостов.
В последних числах августа в Амурской области и ЕАО паводковая ситуация начала стабилизироваться, но в Хабаровском крае она продолжала ухудшаться. Подведомственными Росавтодору учреждениями в ДФО осуществляется постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления для принятия мер по ликвидации последствий ЧС. При изменении ситуации на дорогах производится оповещение всех служб, обмен информацией о состоянии проезда, изменении погодных условий, работе постов ГИБДД. Проверяются сообщения о транзитном транспорте, застрявшем в зоне ЧС, а также совместно с другими службами оказывается помощь пассажирам по эвакуации их до ближайших населенных пунктов. При необходимости проводится буксировка транзитного автотранспорта.
В зоне разгула стихии находился и координировал действия Росавтодора по ликвидации последствий ЧС, организации оперативного взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления заместитель руководителя ФДА Игорь Астахов. По его словам, в случаях, когда вода подступала к дороге слишком близко, предпринимался целый комплекс превентивных мер, чтобы не допустить переливов. Дорожники постоянно занимались восстановлением откосов и обочин земляного полотна, укрепляли опоры мостов.
Проливные дожди на территории Республики Саха (Якутия) продолжались с небольшими перерывами с начала августа, когда климатическая норма осадков была превышена в 8 раз. В связи с этим все управления дорожного хозяйства были приведены в состояние повышенной готовности. Дорожно–восстановительные работы ведутся в круглосуточном режиме. Значительным разрушениям подверглись участки автодороги «Колыма» Якутск – Магадан. Для восстановления полноценного движения по трассе дорожники задействовали более 150 единиц техники.
Степень ущерба, нанесенного трассе «Колыма» продолжительными ливневыми дождями, оценил в ходе рабочей поездки по ней от Якутска до Магадана руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Во внимание были приняты не только текущее состояние трассы и искусственных сооружений, но и среднесуточная интенсивность движения на различных участках дороги, показатели безопасности.
«В настоящее время к приоритетным задачам по трассе «Колыма» мы относим реконструкцию деревянных мостов, участков автодорог, построенных в 20 и 40–е годы прошлого столетия и пришедших в негодность. Конечная цель – создание круглогодичного проезда по дороге Якутск – Магадан, обеспечение устойчивой транспортной связью крупных регионов–соседей Северо–Востока России: Магаданской области и Якутии, Амурской области, Хабаровского края с Чукотским автономным округом и Камчатским краем», – пояснил Роман Старовойт. По итогам поездки руководство Росавтодора примет решения по дополнительным объемам финансирования и вопросам дальнейшего хода строительства и реконструкции трассы.
В результате предпринятых мер в настоящее время на сети федеральных дорог в зоне ЧС (в Амурской и Магаданской областях, Приморском крае, Еврейской автономной области, Республике Саха (Якутия) движение транспорта осуществляется без ограничений. На дорожной сети в круглосуточном режиме ведутся восстановительные работы, где задействованы 22 дорожные организации, 59 автосамосвалов, 40 единиц дорожно–строительной техники. Дорожники осуществляют досыпку и укрепление дорожного полотна, а также возводят специальные дамбы. Для оперативного реагирования на возможные изменения обстановки и в связи с неблагоприятными прогнозами на сентябрь Росавтодором организован круглосуточный мониторинг ситуации, подготовлены запасы материальных и технических ресурсов, мобилизованы бригады дорожников и более 500 единиц дорожной техники.
По мнению специалистов, на восстановление федеральных дорог до наступления зимнего периода может потребоваться до 1 млрд руб. Кроме того, еще 1,5 млрд руб. понадобится весной следующего года для восстановления их несущей способности. О выделении на эти цели дополнительного финансирования из федерального бюджета речь пока не идет. В текущем году средства предполагается изыскать за счет существующих резервов. Всего, по предварительным оценкам Минтранса России, на восстановление сети пострадавших от паводка автодорог на Дальнем Востоке, включая региональные и муниципальные, может потребоваться более 5 млрд руб.
* * *
Для организации работ по восстановлению транспортной инфраструктуры и оказанию помощи пострадавшим регионам Дальневосточного федерального округа министр транспорта РФ Максим Соколов своим приказом поручил сформировать в Минтрансе России совместно с подведомственными федеральными агентствами, службой и иными организациями оперативные группы по видам транспорта. Рабочие группы возглавили заместители министра, их заместителями стали руководители находящихся в ведении Минтранса России федеральных агентств.
Задачей рабочей группы в области дорожного хозяйства является обеспечение его бесперебойной работы и организация работы по восстановлению разрушенных дорог федерального, регионального и местного значения. Заместителю министра Олегу Белозерову и руководителю Федерального дорожного агентства Роману Старовойту поручено провести личные переговоры по определению имеющихся проблем с руководством пострадавших субъектов РФ и муниципальных районов.
Членам дорожной группы, направляемым в субъекты ДФО, во взаимодействии с местными органами власти необходимо: осуществить объезд пострадавших дорог; провести оценку ресурсов для восстановления движения по дорогам и мостам, а также ремонта пострадавших объектов дорожной инфраструктуры; составить график проведения восстановительных работ с учетом подготовки к осенне–зимнему периоду; оценить возможности региональных дорожных фондов по финансированию восстановительных работ; при дефиците средств региональных дорожных фондов на финансирование восстановительных работ принять меры для оперативного доведения средств до пострадавших субъектов РФ в необходимом объеме.
Максим Соколов поручил руководителям рабочих групп не реже двух раз в неделю докладывать о состоянии и ходе восстановления объектов транспортной инфраструктуры, оказании помощи регионам, пострадавшим в результате наводнения, и проблемах, связанных с перевозками в/из пострадавших регионов. Общую координацию деятельности рабочих групп министр возложил на своего заместителя Алексея Цыденова.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
05.09.2013