В Москве прошла Международная конференция «Транспортная безопасность и технологии – 2012», организованная под эгидой Минтранса России, Комитета Госдумы РФ по транспорту, Ространснадзора, ФСБ и МВД России и других федеральных структур, ответственных за безопасность населения и противодействие терроризму на транспорте.
В ней приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и транспортных сообществ, в числе которых более 300 делегатов–транспортников из регионов России и стран СНГ.
На конференции шел серьезный разговор о повышении уровня защищенности граждан, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного, автомобильного, городского пассажирского, морского и речного транспорта.
– Развитие транспортной системы России на период до 2030 года должно быть ориентировано на обеспечение максимальной безопасности, на полный и опережающий учет международных требований в этой сфере, – подчеркнул в своем выступлении директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Владимир Муратов.
Он напомнил, что в 2007 году в России был принят Федеральный закон № 16 «О транспортной безопасности». Однако в момент принятия закона не многие представляли себе весь объем работы, необходимой для практической реализации положений этого документа. Это касается и правовой базы, и финансирования. Сейчас разработаны и вступили в силу 34 документа (7 федеральных законов, 9 нормативных актов правительства и 18 приказов Минтранса России), регулирующих различные аспекты обеспечения транспортной безопасности. К примеру, установлены уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, основания объявления этих уровней, определены правила категорирования и проведения оценки уязвимости. Кроме того, было ужесточено наказание за незаконное вмешательство в работу транспорта, а также повышена ответственность должностных лиц и граждан за нарушение правил безопасности.
По словам Владимира Муратова, многие мероприятия по защите жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, реализуемые в соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, уже претворены в жизнь. Напомним, Комплексная программа – крупнейший государственный проект, направленный на защиту пассажиров всех видов транспорта от актов незаконного вмешательства – терактов, проникновений на транспортные объекты с целью диверсий, порчи имущества, краж, а также ложных звонков об угрозе взрыва. На реализацию данной программы в 2011 году были выделены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей, а на финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей.
Совершенствованием существующего транспортного законодательства будет заниматься созданный при Комитете Госдумы РФ по транспорту экспертный совет, сообщил заместитель председателя комитета Александр Старовойтов. Реализации ряда положений Комплексной программы обеспечения безопасности населения мешают недоработки в законодательстве. Экспертный совет поможет устранить эти пробелы.
По словам Александра Старовойтова, дешевой безопасности не бывает. Ведь Комплексная программа предусматривает масштабное оснащение объектов транспорта современными техническими средствами обеспечения высокого уровня защищенности.
На брифинге чиновников с представителями СМИ были затронуты различные вопросы, связанные с безопасностью пассажиров на железнодорожном и авиационном транспорте. В частности, по словам Владимира Муратова, меры по обеспечению безопасности высокоскоростного движения на железной дороге будут приняты в первую очередь. Оснащение системами видеонаблюдения, противотаранными устройствами переездов, охрана железнодорожных объектов будут осуществляться не только на железной дороге, связывающей Москву и Санкт–Петербург, но и на направлении скоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом. Интеллектуальная система видеонаблюдения уже контролирует около 200 километров пути Октябрьской железной дороги, а в ближайшие месяц–два под постоянное видеонаблюдение будут взяты еще 300 километров.
Что касается авиационной отрасли, то, по мнению заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока, меры безопасности здесь выстраиваются таким образом, чтобы доставить минимум неудобств пассажирам. «Технические средства позволяют упростить многие процессы обеспечения авиационной безопасности в аэропортах», – отметил Владимир Черток. С 10 мая текущего года в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ начали действовать изменения, внесенные в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров. В соответствии с нововведениями пассажиры смогут не снимать при предполетном досмотре обувь, у которой толщина подошвы до 1 см и каблуки не выше 2,5 см. Не нужно будет выкладывать на ленты транспортеров и ремни, ширина которых меньше 4 см, а толщина не более 0,5 см. В недалеком будущем будут сняты некоторые ограничения на объемы жидкостей, провозимых в ручном багаже. В данный момент технические новинки, позволяющие быстро досматривать обувь всех типов, вне зависимости от каблука, проходят апробацию в некоторых московских аэропортах, рассказал Владимир Черток. Он добавил, что российскими учеными уже разработаны и проходят испытания средства контроля опасности жидкостей.
Программой конференции было предусмотрено рассмотрение сложных и порой дискуссионных вопросов. Они касаются разграничения полномочий и ответственности за защиту объектов транспорта и транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, формирования в стране системы и специальных подразделений транспортной безопасности, страхования и совершенствования законодательства. По итогам конференции участниками была принята итоговая резолюция, содержащая рекомендации в сфере транспорта.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
11.05.2012