транспортной безопасности
в учебном комплексе
подмосковного Домодедово.
Во время последней поездки я узнал о себе много интересного. Например, по геометрическим параметрам лица я не похож ни на одного их тех, кто находится в федеральном розыске. Что порог опасности моего психоэмоционального состояния находится в рамках допустимого, а в своих руках, даже «втемную», я не держал ни наркотических, ни взрывчатых средств.
Все это стало возможным после посещения Центра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности в подмосковном Домодедово. Этот центр представляет собой учебный комплекс, оборудованный в соответствии с технологической схемой обеспечения авиационной безопасности действующего аэропорта, позволяющей моделировать ситуацию с момента приезда пассажиров в аэропорт до непосредственно посадки в воздушное судно.
Как известно, в крупных аэропортах нашей страны принята пятиуровневая система защиты. Четыре из них представлены в центре.
Первое, что нам показали, – биометрическая система идентификации личности «СОВА–Видеопоток». Она позволяет получать видеоизображение при входе человека в крупный транспортный узел, в помещения, места большого скопления людей – в театры, на стадионы и т. д.
Прошедший человек сразу сравнивается с людьми, которые уже есть в базе данных. Это могут быть террористы всех мастей, преступники, находящиеся в розыске. И уходит на все про все 2–3 секунды. Любопытно, что даже пластическая операция не позволит ускользнуть от ответственности, поскольку в расчет берутся не ткани лица, а места, где выпирает кость. Что уж тут говорить про усы, очки и косметику… Одним словом, если человек похож на разыскиваемого, то система выдает сигнал оператору, и тот принимает меры к задержанию.
Между прочим, «СОВА–Видеопоток» с 2006 года «стоит на вооружении» в Татарстане. Казань готовится к большому спортивному празднику – летней Универсиаде–2013, и система помогает в работе правоохранительным органам, находясь в крупных торговых центрах, на стадионах, автовокзалах.
…Не так давно мне по приглашению Информационного центра комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте довелось побывать в Санкт–Петербурге. Туда – поездом, обратно – самолетом. И на практике убедился: пронести в лайнер даже воду – занятие безнадежное. Но с началом осени все может кардинально измениться. Сначала с водой, а потом, не исключено, дело дойдет и до шампуней вместе с напитками крепостью менее 40 градусов.
Теперь возможен экспресс–анализ жидкости. Небольшой прибор реагирует на воспламеняемые и взрывоопасные компоненты. Пластиковую или стеклянную емкость достаточно приложить к индикатору ручного прибора. Но если шампунь или вода в металлизированной упаковке, то ее придется сдать в багаж. Стенки емкости также не должны быть более 8 миллиметров толщиной. Другой прибор позволяет определить более подробно состав подозрительного вещества, но для этого нужно будет открыть бутылку и налить немного жидкости в пробирку.
Любопытно, что в центре подготовки есть даже небольшой музей. На стендах можно увидеть, как искусно злоумышленники маскируют самодельные взрывные устройства. Все идет в дело: игрушки, машинки, книги, фонарики, чайники. А вот огромная коллекция ножей, изъятых в аэропортах столичного узла. Кажется, вот такие же «совали и пихали» во фронтового разведчика Володю Шарапова.
Еще один интересный аппарат, который уже есть в аэропортах, – виброимидж. Это разработка питерских ученых. Она способна определить настроение человека, даже узнать, болит ли у него голова, говорит ли он правду. Пассажиров снимает скрытая камера, по видео изображение передается на компьютер, и специальная программа определяет психоэмоциональное состояние, сканирует и выводит на экран. Если человек настроен агрессивно, то в его силуэте больше красного. И с ним начинают проводить беседу. Если пассажир вызывает подозрение, то его отправляют на личный досмотр. Апатично настроенного пассажира, у которого аура сиреневого или фиолетового цвета, тоже могут проверить. Отсутствие у него эмоций может свидетельствовать о приеме психотропных препаратов. А вот преобладание желтого, зеленого цветов говорит о хорошем настроении пассажира. Я оказался именно в этом спектре.
Виктор ДМИТРИЕВ
19.07.2012