«Дороги объединяют Россию».
В минувший вторник в центре столицы, на площади Революции, в сотне метров от знака «Нулевой километр», состоялась торжественная церемония окончания автопробега «Дороги объединяют Россию», организованного Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» при поддержке Федерального дорожного агентства.
Автоколонна въехала на площадь в 16 час. 55 мин. по московскому времени. Трансконтинентальный марафон протяженностью около 10 тыс. км от Владивостока до столицы России, пролегавший через территорию 21 субъекта РФ, финишировал.
Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, лично проехавший за рулем почти 3800 км, поблагодарил собравшихся за теплую встречу и рассказал о своих дорожных впечатлениях: «Я рад, что у меня сложилось целостное понимание состояния дорог в России: кто наши регионы–лидеры и с чем связаны наиболее проблемные моменты некоторых субъектов РФ. Этот автопробег позволил нагляднее понять масштабы и разнообразие задач в области развития дорожной инфраструктуры на всей территории страны».
Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин отметил, что участники автопробега прошли весь маршрут без серьезных поломок, не сменив ни одного автомобильного колеса. По словам Игоря Старыгина, этот факт весьма показателен, и в этом есть заслуга российских дорожников.
Помимо руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта в автопробеге (на различных отрезках маршрута) принимали участие его заместители Иннокентий Алафинов, Андрей Костюк, Николай Быстров, Анатолий Безверхов, начальник управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов, представители региональных администраций и подведомственных организаций Росавтодора в субъектах РФ.
Программа автопробега предполагала инспектирование состояния федеральных дорог и строящихся объектов транспортной инфраструктуры. По итогам пробега специалистам ФДА удалось собрать огромное количество материалов, фактов и отзывов о сегодняшнем состоянии и уровне развития дорожно–транспортного комплекса. Еще одна благая цель мероприятия – привлечь внимание широкой общественности к вопросам развития сети автодорог в РФ, выработать конструктивные решения для дальнейшего развития дорожного хозяйства.
В ходе пробега были организованы 7 «круглых столов» и проведены 2 тематические конференции. О некоторых из них мы уже рассказывали в № 22 «ТР». Среди наиболее обсуждаемых тем – роль дорожных фондов, удвоение объемов строительства автомобильных дорог, применение инноваций в дорожном хозяйстве и другие.
Так, состоявшийся 3 июня в Красноярске «круглый стол» был посвящен теме безопасности дорожного движения. В его работе приняли участие начальник управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов, генеральный директор Ассоциация «РАДОР» Игорь Старыгин, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Тен, депутат Госдумы РФ от Красноярского края Виктор Зубарев.
Другое значимое мероприятие, проведенное в рамках автопробега, – «круглый стол» в Томске, где обсуждались перспективы развития сибирских дорог. В текущем году исполняется 230 лет с момента официального открытия Большого Сибирского тракта. Участники автопробега, представители местных органов власти и студенты Томского государственного архитектурно–строительного университета обсудили проблемы и перспективы развития дорожного хозяйства Томской области, а также транспортных коридоров Западной Сибири.
Конференция по инновациям в строительстве, ремонте и содержании автодорог, проведенная в Новосибирске в рамках II Межрегионального форума «Транспорт Сибири», – еще одно мероприятие автопробега. На форуме одновременно работали несколько отраслевых площадок. Место проведения конференции было выбрано не случайно, пояснил заместитель руководителя Росавтодора Николай Быстров. Новосибирск известен своим научным потенциалом, и дорожная отрасль – не исключение. На конференции Николай Быстров рассказал об основных задачах, стоящих перед дорожной отраслью при реализации программы модернизации дорожного хозяйства. Заместитель начальника ФУАД «Сибирь» Дмитрий Батурин поделился опытом работы управления автодорогами по долгосрочным контрактам с подрядными организациями на ремонт и содержание дорожной сети.
Еще один «круглый стол», организованный на маршруте автопробега и посвященный использованию продуктов нефтехимической промышленности в дорожной отрасли, был проведен на площадке Омского нефтеперерабатывающего завода. Заместитель руководителя Росавтодора Николай Быстров остановился на проблеме использования полимерно–битумных вяжущих в дорожном строительстве, вопросах использования средств дорожных фондов. Перспективам развития дорожного хозяйства в регионах, внедрению инновационных технологий был посвящен доклад генерального директора Ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина. Делясь впечатлениями о пробеге, он напомнил, что в 1996 году проходил первый автопробег из Москвы во Владивосток под руководством первого президента Ассоциации «РАДОР» Анатолия Насонова. Символично, по его словам, что автоколонна пробега «Дороги объединяют Россию» двигается в обратном направлении – из Владивостока в Москву.
Повышению качества дорожных работ и внедрению инновационных технологий был посвящен «круглый стол», состоявшийся в рамках автопробега 13 июня в Екатеринбурге. Спикерами там выступили заместитель руководителя Росавтодора Анатолий Безверхов, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов. По окончании мероприятия прошла пресс–конференция, на которой участники автопробега поделились впечатлениями о пройденном пути, в частности, о дорогах Уральского региона.
По словам Игоря Старыгина, у участников пробега сложилось мнение, что качество дорог улучшается по мере продвижения на запад. В этом нет ничего удивительного. Ведь когда–то дороги строили, начиная со столицы. Но ситуация меняется. В 2010 году была введена трасса Чита – Хабаровск. Сейчас реконструируется дорога «Уссури» – от Хабаровска до Владивостока. Ведутся большие работы на автодорогах «Лена», «Вилюй», «Колыма». Очень радует, подчеркнул Игорь Старыгин, что практически везде, где ехали участники автопробега, на проблемных участках проводятся дорожные работы.
Программа автопробега включала встречи руководства Рос-автодора с представителями подведомственных организаций в регионах страны, обсуждение актуальных вопросов развития дорожной отрасли с главами администраций в субъектах РФ, непосредственное общение с подрядчиками, автомобилистами, дальнобойщиками.
Мне, участнику автопробега, проехавшему в его составе от Владивостока до Иркутска, теперь часто вспоминаются дорога, вьющаяся серпантином по живописным сопкам, цветы багульника на обочине, окрашивающие ландшафты в фантастические оттенки розово–фиолетового. Ну и, конечно же, многочисленные встречи в пути с жителями регионов, через которые мы проезжали, дорожниками, строящими сложные транспортные объекты в экстремальных климатических условиях.
Как отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт на «круглом столе» в Хабаровске, еще совсем недавно автопробеги на российских дорогах использовались в основном для демонстрации выносливости отечественных автомобилей, способных преодолевать бездорожье. В настоящее время автопробеги становятся одним из важных инструментов взаимодействия дорожников, автомобилистов, органов власти, СМИ. Участие в автопробегах (совместно с дорожниками) представителей средств массовой информации и объединений пользователей дорог позволяет сформировать общую конструктивную позицию в отношении направлений развития дорожной сети, обеспечить единое понимание не только необходимых, но и объективно возможных мер по совершенствованию автодорог.
По итогам автопробега глава Росавтодора поручил подготовить перечень распоряжений для подведомственных организаций в субъектах Российской Федерации.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
20.06.2013