на железной дороге.
Организационные и правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте обсуждались на расширенном совещании, в котором приняли участие руководители Минтранса России, ОАО «РЖД», МВД РФ, Генеральной прокуратуры, ФСБ, Счетной палаты, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, главы ряда субъектов РФ, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации.
В трехдневный срок
Средства на обеспечение безопасности пассажиров и работников железнодорожного транспорта ежегодно закладываются Российскими железными дорогами в инвестиционную программу, чтобы соответствовать масштабу угроз, который сегодня, к сожалению, имеет тенденцию к нарастанию. Всего в рамках проекта «Транспортная безопасность» инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2011–2013 годах на оборудование системами технических средств охраны наиболее важных объектов общего пользования запланировано выделить 1,9 млрд рублей из средств компании.
Выступая на совещании, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что компания принимает активное участие в реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая разработана во исполнение указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 года. По словам Владимира Якунина, финансирование подпрограммы «Железнодорожный транспорт» на 2010–2013 годы составит почти 4 млрд рублей, которые будут выделены из федерального бюджета. В целях реализации комплексной программы железнодорожные вокзалы Москвы, Санкт–Петербурга, Твери, Выборга оснащены стационарными рамками металлообнаружения, организован входной контроль пассажиров и посетителей вокзалов, усилены меры безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Также продолжаются работы по оснащению вокзалов специальной досмотровой техникой. Однако в настоящее время предложение на рынке данного оборудования ограничено.
Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов сообщил, что компания выполнила задачу, поставленную Президентом РФ Дмитрием Медведевым 10 февраля 2011 года по оснащению вокзалов Московского узла средствами металлообнаружения в трехдневный срок. Всего приобретено более 180 стационарных рамочных металлообнаружителей. Для организации досмотра пассажиров и багажа скоростных поездов «Сапсан» на Ленинградском и Московском вокзалах сейчас возводятся некапитальные павильоны, в которых будет размещено необходимое оборудование.
Дополнительно проводятся мероприятия по ограждению территории вокзалов, произведена установка съемного ограждения для разделения пассажиропотоков в зонах досмотра на вокзалах Московского узла. При этом следует отметить, что отсутствие разделенных пассажиропотоков «на отправление» и «на прибытие» существенно отличает вокзалы от аэропортов в части возможности организации зон контроля и «стерильных зон».
Полномочия вокзала
Между тем, констатирует Сергей Абрамов, уже сейчас очевидны проблемы эксплуатации устанавливаемого оборудования. Процесс досмотра в настоящее время во многом является формальным, поскольку сотрудники частных и ведомственных охранных предприятий в соответствии с федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности» досмотровыми полномочиями не наделены, а сотрудники полиции осуществляют только выборочный досмотр пассажиров. Нормативно–правовая база в области регламентирования самого процесса досмотра и эксплуатации технических средств фактически отсутствует. Кроме того, не определен порядок обучения персонала, отсутствует поэлементный регламент процесса досмотра, не определены условия и нормы технического обслуживания оборудования.
Если сплошной досмотр пассажиров на вокзалах высокоскоростных магистралей будет осуществляться по принципу аэропортов, дополнительно потребуется предусмотреть «стерильные зоны» из расчета 1,7 м2 на человека. Например, для одного «Сапсана» нормативная площадь должна будет составить не менее 1000 м2. Поскольку вокзалы изначально не проектировались для подобных мероприятий, выделение таких площадей является проблематичным.
В связи с отсутствием отработанной технологии организации досмотра специалисты дирекции прогнозируют рост обращений и жалоб от пассажиров, поскольку первое досмотровое оборудование установлено зимой, когда пассажиропоток не столь велик. К сезону летних пассажирских перевозок ожидается увеличение числа отправленных пассажиров примерно в два раза. Рост пассажиропотока в условиях не отрегулированного процесса досмотра с высокой долей вероятности вызовет скопления пассажиров, опоздания на поезда и, как следствие, снижение общего уровня безопасности. В соответствии с законом «О транспортной безопасности» в рамках реализуемой программы модернизации вокзалов на всех реконструируемых объектах предусматривается устройство едино-
образных входных групп с учетом обеспечения досмотровых процедур. Необходимо внесение изменений в технологические процессы на вокзалах.
Сергей Абрамов назвал несколько совместных последовательных мероприятий, с помощью которых можно избежать множества нормативно–правовых, организационных и технологических факторов, снижающих общую эффективность реализуемых мероприятий по усилению безопасности на вокзалах.
Среди них – утверждение временной и разработка постоянной нормативной базы, в которой будет регламентирован порядок осуществления досмотровых процедур на вокзалах и определены субъекты проведения досмотров, их права и обязанности; увеличение штатной численности сотрудников транспортной полиции для участия в досмотровых процедурах; определение в качестве источника финансирования мероприятий по эксплуатации оборудования для досмотра пассажиров федерального бюджета.
Закон или указ?
Поручением Президента РФ от 2 марта 2011 года предусмотрена разработка федерального закона, наделяющего правом досмотра пассажиров и багажа сотрудников организаций, осуществляющих охрану вокзальных комплексов. По мнению участников расширенного совещания, разработка данного закона может занять достаточно долгий срок, поэтому на переходный период необходимо рассмотреть возможность подготовки соответствующего указа Президента РФ.
Уточним: в перечне поручений Президента страны особое внимание уделено повышению уровня безопасности в местах массового пребывания людей. На железнодорожном транспорте это, в первую очередь, вокзалы и вокзальные комплексы. ОАО «РЖД» приступило к организации мероприятий по введению досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа на таких объектах, но существующая законодательная база препятствует решению поставленной перед компанией задачи. В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, разрешающие проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа на объектах железнодорожного транспорта, наделяющие соответствующие органы и/или организации необходимыми полномочиями и разграничивающие функции и обязанности участников этой процедуры. По указанной причине вне правового поля находятся действия по привлечению к досмотровым мероприятиям сотрудников частных охранных организаций, выполняющих на договорной основе функции по охране имущества на объектах РЖД.
Также требуется привлечение ресурсов и консолидация действий всех заинтересованных сторон: государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов исполнительной власти, а также правоохранительных органов, специальных служб и ОАО «РЖД». Реализация такого взаимодействия возможна, в том числе в рамках работы региональных антитеррорис-тических комиссий.
Вопрос терминологии
Статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, говоря о совершенствовании нормативно–правовой базы, констатировал, что принятый в свое время федеральный закон о транспортной безопасности оказался крайне несовершенным, рамочным. Более того, он сильно запутал те понятия, по которым до этого жил транспорт. Естественно, законопроект формировался в определенных условиях, но время показало, что не все его позиции нужно поддерживать, начиная с самого термина «транспортная безопасность». До сих пор не всем понятно, чем отличается промышленная, она же техническая, технологическая безопасность от транспортной безопасности. В итоге было введено еще одно понятие – «безопасность на транспорте», что тоже не внесло ясности.
Сергей Аристов считает, что нельзя на гражданские ведомства возлагать ответственность за создание регламентов ведения досмотров. Поэтому главным в разработке нового закона является МВД. При этом Минтранс вносит свои предложения, в частности, о создании подразделений транспортной безопасности, расширении полномочий охранных структур.
Очень острый вопрос – о возможности создания субъектом транспортной инфраструктуры, например, РЖД, собственных охранных подразделений. Минтранс не возражает против создания на железнодорожном транспорте собственных охранных структур. Кроме того, последним необходимо предоставить право досмотров, задержаний, но только на объекте, где они выполняют свою уставную задачу. В закон о ЧОПах, полагает Сергей Аристов, нельзя вносить разрешение производить эти действия где угодно – тогда попросту возникнет новая силовая структура с неопределенными последствиями. Важно, по его мнению, законодательно определить зону транспортной безопасности, разрешенные технические средства, саму процедуру досмотра. Нужно установить степень полномочий субъекта транспортной инфраструктуры, не смешивая при этом права охранного предприятия и самого субъекта.
Относительно финансирования предлагаемых мероприятий Сергей Аристов напомнил, что в существующем законе о транспортной безопасности оно возложено на субъекты инфраструктуры. Но, как говорится, скупой платит дважды – после каждого случая незаконного вмешательства на ликвидацию его последствий и усиление соответствующих мер защиты Минфин по поручению руководства страны все равно выделял деньги. Поэтому есть смысл изначально закладывать бюджетное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»