в навигацию 2011 года.
Речники Волжского бассейна подвели итоги работы в навигацию 2011 г. Традиционная встреча путейцев с капитанами пассажирских и грузовых судов прошла в самом флотском (по количеству речников на число жителей) городе Нижегородской области – поселке Октябрьский Борского района. Здесь по соседству с судостроительным заводом «Нижегородский Теплоход» расположены три базы флота ОАО «Волго–флот», а также места зимовки судов нескольких судоходных компаний.
Интерес к таким встречам и у волжских путейцев, по инициативе которых они проводятся, и у судоводителей – обоюдный. Открытый разговор о том, что необходимо сделать всем участникам транспортного процесса для того, чтобы судоходство на главной голубой магистрали России стало безопасным, приносит реальные дивиденды. Практически все высказанные капитанами на прошлой встрече предложения путейцы выполнили. На мелководном, сложном для судоводителей участке Нижний Новгород – Городец для прохождения крупногабаритных составов путейцы периодически выполняли русловую съемку, на основании которой земснаряд производил дноуглубление. На другом участке Волги, прохождение которого также вызывало затруднение у судоводителей, взамен старых створных знаков выставили пять новых буев. На Саратовском водохранилище для удобства судоводителей было выполнено смещение кромочного буя.
Капитан теплохода «ОТ–2456» Анатолий Измайлов (судоходная компания «Волжское пароходство») поблагодарил путейцев за ответственную работу. Современные средства навигации дают судоводителям возможность отслеживать, как на разных участках реки функционируют навигационные знаки: плавучие и береговые.
И путейцам было что рассказать судоводителям. В навигацию 2011 г. протяженность водных путей с гарантированными габаритами увеличилась на 14 км за счет эксплуатации участка водного пути дельты Волги – р. Бузан (54–й км – 68–й км). Условия для судоходства здесь улучшены по предложению, поступившему от капитанов на предыдущей встрече.
На водных путях бассейна были задействованы 4382 навигационных знака, в том числе 2912 плавучих и 1470 береговых. Освещались – 2560. Из–за невостребованности отдельных участков на реке Ветлуга и в дельте Волги незначительно сократилось по сравнению с 2010 г. количество выставленных знаков.
Насыщенность транзитных водных путей знаками составила 1,01 знак на 1 км. 37 обстановочных бригад обслуживали судоходную обстановку в Волжском бассейне.
В течение навигации совместно с представителями Ространснадзора и судоходных компаний были проведены два инспекторских осмотра пути. 14 раз на плановые осмотры водных путей выезжали специалисты Волжского ГБУ. В актах и отчетах, составленных по результатам осмотров, отмечалось, что фактическая расстановка знаков навигационного ограждения соответствует утвержденным схемам, количественный и качественный состав знаков судоходной обстановки отвечает требованиям безопасных условий плавания судов. Видимость знаков и сигнальных огней соответствует требованиям ГОСТ 26600–98. Иными словами, качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивает безопасное судоходство.
Бесперебойное судоходство в течение навигации требует ежегодного проведения комплекса путевых работ, включающего: дноуглубление, содержание навигационной обстановки, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты судоходных трасс за счет проведения тральных и дноочистительных работ. Для выполнения землечерпательных работ в границах обслуживаемых водных путей были введены в эксплуатацию 14 земснарядов суммарной технической производительностью 12 400 м3/час, которые извлекли 11 млн 280 тыс. м3 в том числе 7 млн 66 тыс. м3 на транзитных судовых ходах и 4 млн 214 тыс. м3 на внетранзитных водных путях. В 2011 году на русловых изысканиях были задействованы восемь русловых партий, которыми выполнено 15 тыс. 525 км промеров, что на 15% больше по сравнению с 2010 г.
Объем выполненных тральных работ составляет в 2011 году 835,4 км2.
Гарантированные габариты пути на участках Горьковского, Чебоксарского, Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ поддерживались благодаря стабильному наполнению этих водохранилищ до соответствующих отметок НПУ.
Наибольшую трудность в поддержании гарантированных габаритов пути для путейцев представляют участок от Городца до Нижнего Новгорода протяженностью 54 км и участок Нижней Волги от Волгоградского шлюза до н. п. Стрелецкое протяженностью 498 км. Благоприятная гидрологическая ситуация, сложившаяся в Волжском бассейне, а также проведенные дноуглубительные работы в объеме 6 млн 808 тыс. м3 позволили держать на участках от Городца до Балахны глубину 350 см; от Балахны до Нижнего Новгорода – 380 см; от Волгоградского шлюза до н. п. Стрелецкое – 380 см.
На встрече с путейцами капитаны «осветили» вопрос о яркости горения маяков на гидроузлах, посетовав на то, что в Самаре, к примеру, городской светофор, стоящий на уровне красного маяка, они видят лучше, чем сам маяк, на который должны ориентироваться при подходе к шлюзу.
Заместитель начальника Волжского управления Госморречнадзора Александр Емелин рассказал судоводителям о транспортных происшествиях, которые теперь именуются как инциденты. Транспортных происшествий, допущенных по вине путейцев, не было.
К расследованию были взяты 22 случая, по сравнению с навигацией 2010 г., когда их было 45, – значительно меньше. Так можно было бы говорить, если б не большая ложка дегтя – случившееся с «Булгарией»…
Чаще всего отмечены посадки на мель. Более суток суда простаивали на мели в 8 случаях. Основная причина 16 из 17 происшествий – невыполнение комсоставом требований нормативных документов по безопасности судоходства. На участке Нижний Новгород – Городец, требующем от судоводителя проявления максимума собранности, внимательности, экзамен на профессиональное мастерство сдавали не все. Груженые составы порой следуют по мелководному участку с минимальным запасом воды под днищем, в 20–25 см. Как поясняют путейцы, при свальном течении судоводитель вынужден прибавлять скорость, просадка судна увеличивается и вместо того, чтобы проскочить участок по большой воде, состав оказывается на мели. Тем временем под корпусом теплохода, как говорят путейцы, намывается шлыга – песчаная кочка, которую следующий состав может «поймать» уже на судовом ходу. И представители Волжского УГМРН, и путейцы все же настоятельно рекомендуют судовладельцам предусматривать такие схемы движения составных теплоходов, которые позволяли бы им проходить мелководный участок не с двумя, а с одной баржей. Эта мера повысит безопасность судоходства на проблемных участках.
Два случая были связаны с ударом о подводное препятствие. Один из них – в мае, когда озерный толкач с составом барж три километра двигался по чужой полосе движения и в итоге вышел за пределы судового хода.
Среди происшествий – один случай повреждения движительно–рулевого комплекса. При заходе в камеру Городецкого шлюза вахтенный начальник «СТ–636» (ООО «Фрегат», г. Сызрань), не зная, что на судне имеется дифферент на корму, не доложил об этом вахтенному гидроузла и прошлюзовался так, что после удара кормовой части о король шлюза винты и насадки пришли в негодность.
Не остался без внимания и случай, произошедший с теплоходом «Тольятти» (ООО «ВолгаКомФлот») в камере Самарского гидроузла. Грузовые суда используют камеры от автомобильных покрышек, которые, как мягкие кранцы, при швартовке являются амортизаторами. При выходе из камеры шлюза на судне произошла остановка одного из главных двигателей. Оказалось, что резиновая камера попала в насадку. Работники гидроузла четко по графику ежедневно утром жестким тралом, через который и мышь (если б умела плавать) не проскочит, выполняют траление камер. По убеждению начальника Городецкого гидроузла Владимира Костылева, необходимо запретить использование подобных подручных средств, которые на судах крепятся полусгнившими тросами и проржавевшими цепями. Более того, пункт 9 Правил пропуска судов и составов через шлюзы гласит: «Суда, направляющиеся на шлюзование, не должны иметь выступающих за габаритную ширину поврежденных элементов корпуса или надстройки, частей груза или других предметов».
Дважды ошибки судоводителей приводили к повреждению камер гидроузлов.
Произошли два случая удара. В одном, не зная истинных габаритов судна, вахтенный начальник теплохода «Г. Танцоров» (ООО «Камская судоходная компания») при прохождении судоходного пролета Ульяновского моста ударил верхней палубой земснаряда, который он буксировал, как записано в протоколе, «элементы моста».
Во встрече с капитанами принял участие директор Верхне–Волжского филиала Российского Речного Регистра Валерий Лобастов. Он напомнил судоводителям о таком важном документе, как свидетельство о годности плавания судна. Если раньше представители регистра записывали в него свои требования, связанные с дооснащением судна, то после вступления в силу изменений судно просто не будет выпущено в плавание. Он проинформировал капитанов, что в следующем году особое внимание экспертов регистра будет обращено на суда, перевозящие нефтеналивные и опасные грузы, и обратился к комсоставу с просьбой в межнавигационный период быть предельно внимательными и дотошно пунктуальными в вопросах соблюдения правил противопожарной безопасности.
Татьяна ЕЛАТИНА,
собкор «ТР»
пос. Октябрьский,
Нижегородская обл.
26.01.2012