В совещании приняли участие и. о. руководителя Росжелдора Владимир Чепец, заместитель руководителя ФСТ России Тамара Стебунова, статс–секретарь – вице–президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков, директор Департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслав Петренко, представители Минэкономразвития и Минфина России.
На прямой связи с Минтрансом России были полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, руководители субъектов РФ, где осуществляется пригородное железнодорожное сообщение, представители пригородных пассажирских компаний.
Открывая совещание, Максим Соколов сообщил, что на протяжении прошлого года вопрос компенсации субъектами Федерации выпадающих доходов ОАО «РЖД» обсуждался неоднократно, однако признал: острота проблемы в пригородном комплексе не снижается, а, наоборот, нарастает.
В 2013 году потребность пригородных перевозчиков в субсидиях на компенсацию выпадающих доходов составила 16,2 млрд руб., а субъектами РФ предоставлены субсидии на сумму в размере 7,7 млрд руб., что составляет менее 50% от потребности. При этом уровень поддержки со стороны Правительства РФ, федерального бюджета не является обязательством, поскольку уже более 10 лет в результате реформы пригородные перевозки относятся к ведению субъектов Российской Федерации.
В прошедшем году всего лишь 9 регионов полностью выполнили свои обязательства перед перевозчиками. К их числу относятся Рязанская, Томская, Тюменская, Омская, Новосибирская области, Красноярский и Алтайский края, а также Республика Хакасия и Башкортостан. На территории пяти регионов в условиях льготной инфраструктуры перевозки осуществляются на самоокупаемом уровне. Это Москва, Московская область, Санкт–Петербург, Республика Адыгея, Астраханская область.
С учетом продления на текущий год действия льготного коэффициента к тарифам на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении выпадающие доходы перевозчиков, по прогнозным данным, в этом году составят порядка 17,2 млрд руб. В региональных бюджетах на 2014 год предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в объеме 7 млрд руб., или 41% от необходимой суммы. Таким образом, в 38 регионах не обеспечивается и половина потерь в доходах от перевозок. Что касается поддержки пригородных перевозок из федерального бюджета, то с 2011 года она сохраняется примерно на одинаковом уровне – 25 млрд руб. Это обеспечивает практически полную (99%) компенсацию инфраструктурной составляющей в тарифе и является существенным подспорьем для субъектов Российской Федерации в организации пригородного железнодорожного сообщения.
Министр подчеркнул, что
«…бюджетные средства на поддержку этого вида региональных перевозок в существующем объеме запланированы в текущем бюджете только на 2014 год. В 2015 году эта сумма будет существенно меньше – порядка 6 млрд руб., а с 2016 года выделение средств, по крайней мере в рамках текущего бюджета, прекращается вообще. И несмотря на то, что мы ежегодно ставим вопрос о продлении этого вида поддержки, бюджетных решений на данный момент нет. Хочу сразу сказать, что мы видим негативную тенденцию наращивания кредиторской задолженности перед РЖД при организации пригородных железнодорожных перевозок. Так, если в 2010 году общий объем задолженности составлял 12,1 млрд руб., то к концу 2013 года он увеличился до 31,5 млрд руб.».
При этом стоит заметить, что вся необходимая нормативная база для организации пригородного железнодорожного сообщения на федеральном уровне сформирована. Введен в действие Порядок раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов деятельности ОАО «РЖД». Он распространен на все субъекты естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта. Таким образом, и у региональных комиссий, и у глав субъектов, и у всех участников процесса есть инструмент четкого понимания издержек РЖД и пригородных перевозочных компаний при определении тарифов. Кроме того, ФСТ России утвердила методику расчета экономически обоснованных затрат услуг субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Ставки аренды устанавливаются РЖД по разработанной методике. При этом регулирующие органы субъектов не принимают данные расчеты при формировании экономически обоснованного уровня тарифов.
По данным на февраль текущего года, заключено 68 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 54 субъектами Российской Федерации, правда, на разные сроки, среди которых есть и краткосрочные – на 2–3 месяца. Кроме того, ряд регионов не только не увеличили объем субсидирования со стороны субъекта при установлении экономически обоснованного тарифа, но даже уменьшили компенсацию выпадающих доходов по сравнению с 2013 годом. Такими регионами являются Белгородская, Владимирская, Ярославская и Курская области, Забайкальский, Приморский края и ряд других. Это предопределяет убытки пригородных компаний, которые соответствующим образом отображаются в бюджете ОАО «РЖД». При том что он в этом году будет напряжен как никогда с учетом тарифных решений, практически с нулевой индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Как сообщил на совещании Максим Соколов, только ряд субъектов установили экономически обоснованный тариф. «Из 72 субъектов Российской Федерации, где существует пригородное железнодорожное сообщение, 4 региона вообще отказали в открытии тарифных дел: это Кемеровская, Курская и Тульская области, Чеченская Республика. 29 субъектов по 32 тарифным делам действительно установили экономически обоснованный уровень затрат тарифа, но при этом далеко не все субъекты предусмотрели соответствующий уровень софинансирования или компенсации выпадающих доходов РЖД. 7 субъектов на данный момент вообще не предусмотрели соответствующие компенсации. Это Республика Бурятия, Ставропольский край, Владимирская, Ростовская, Астраханская, Вологодская и Ленинградская области».
15 субъектов снизили объем субсидий на 2014 год на компенсацию выпадающих доходов в пригородном сообщении. Вместо 100%, которые должны быть предусмотрены региональными бюджетами на организацию пригородных железнодорожных перевозок, что является их обязательством, они выделили лишь от 2 до 20% необходимых средств. Так, например, Орловская область установила 2% от уровня покрытия убытков РЖД, Костромская, Ярославская и Тверская области – 3%, Брянская, Курская и Белгородская – 4%, 9% установила Чеченская Республика. От 10 до 20% предусмотрели Забайкальский край, Чувашская Республика, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Смоленская и Нижегородская области.
Подобный подход органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации транспортного обслуживания населения своих территорий может привести и уже приводит к существенному ограничению железнодорожного сообщения, что, в свою очередь, приведет к сокращению локомотивных бригад, консервации депо и подвижного состава без возможности восстановления в последующие периоды, снижению транспортной доступности для жителей регионов.
Максим Соколов назвал совершенно неподобающей ситуацию, когда регионы пытаются переложить ответственность за организацию пригородных железнодорожных перевозок на компанию и тем самым ставят ее в экономические рамки, не позволяющие выполнить объем работы, который в регионах планируют для нее без соответствующих финансовых ресурсов. РЖД вынуждены в данной ситуации снимать соответствующие поезда и ликвидировать направления. В январе РЖД отменили более 140 маршрутов пригородных поезда в 26 регионах. Ожидается, что в марте также отменят 139 электричек, а к маю – еще около 20. На этот раз в списке регионов, где планируются сокращения, могут оказаться Ростовская область, Ставропольский край и Чечня – всего 12 субъектов Российской Федерации.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, находившийся с деловой поездкой в Тюменской области, дополнил выступление министра транспорта несколькими соображениями. В частности, он сказал, что, формируя конкурентную среду в области пассажирских перевозок, следует предусмотреть и равенство конкурентных условий для всех видов транспорта.
– Сегодня пассажиры железнодорожного транспорта, точно так же, как и пассажиры автомобильного транспорта, не должны платить и толики в адрес использования инфраструктуры. Так что решение о выделении из федерального бюджета 25 млрд руб., хотя это и не полная сумма, нужно сохранять. Это нужно не ОАО «РЖД», это нужно пассажирам, – подчеркнул президент акционерного общества.
Владимир Якунин также обратил внимание на то, что в финансовом плане компании на 2014 год, рассмотренном на заседании Правительства Российской Федерации 14 ноября 2013 года, не предусмотрен рост дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний, то есть Правительство РФ обязало ОАО «РЖД» обеспечить оплату текущих расходов пригородных компаний в 2014 году в полном объеме.
В завершение своего выступления Владимир Якунин обратил особое внимание руководителей регионов на следующее:
– ОАО «РЖД» не пытается решить через региональные бюджеты свои проблемы. Мы готовы конструктивно рассматривать любые предложения регионов, как о передаче имущества, так и о контроле за расходованием средств.
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев, говоря о пригородных пассажирских перевозках, особо подчеркнул их значимость:
– Сегодня выбор у нас невелик. И если пять лет назад мы еще могли рассуждать о том, что пригородные перевозки мы можем заменить автомобильным транспортом, учитывая автомобилизацию населения, то сейчас ситуация кардинально поменялась, и не в лучшую сторону. Мы прекрасно знаем, насколько сегодня загруженный трафик на региональных и особенно федеральных трассах. Поэтому люди хотят экономить время и, самое главное, четко понимать, когда они окажутся в определенной точке. Если они выезжают в 9 из определенного населенного пункта, то они должны знать, что в 09:30 они будут находиться в том населенном пункте, где им необходимо быть, особенно если это связано с их трудовыми функциями.
Руководство региона, решая проблему загруженности городских дорог, разрабатывает проект городской электрички. Длина маршрута будет приблизительно 25 километров, что, по мнению губернатора, даст возможность людям попасть из спальных микрорайонов в центр города. И других альтернатив на данный момент нет. По расчетам, строительство развязок, расширение дорожной сети будет в 10–15 раз дороже, чем запуск электрички.
За руководство Белгородской области, где предусмотрено лишь 4% финансирования выпадающих доходов железнодорожникам, держал ответ председатель региональной комиссии по госрегулированию цен и тарифов Геннадий Бондарев. Он был краток и сообщил участникам совещания, что в Белгородской области пригородным железнодорожным транспортом пользуются примерно 6 тысяч человек. Транспортное обслуживание осуществляется на основании договора № 28 от 26 января 2012 года между правительством области и ОАО ППК «Черноземье». В соответствии с дополнительным соглашением с 1 сентября 2013 года до конца года в заказ области включены 78 маршрутов, или 6 163 000 вагонокилометров. Однако назрела необходимость пересмотреть данный заказ. Поэтому по согласованию с муниципальными образованиями и с учетом обеспеченности населения автобусными перевозками на текущий год откорректирован необходимый уровень заказа пригородных железнодорожных перевозок в размере 30 маршрутов, или 2 000 555 вагонокилометров. Компенсация выпадающих доходов перевозчика от госрегулирования уровня тарифов производится в соответствии с заключенным договором в пределах средств областного бюджета.
Кроме того, говоря о компенсации железнодорожной компании–перевозчику выпадающих доходов, Геннадий Бондарев подчеркнул, что «затраты на аренду РЖД значительны, и компания нам представляет просто пакет документов без расшифровки ставок по целому ряду субъектов. Мы не видим корректно и конкретно свою область, поэтому делали все расчеты самостоятельно, беря ставки аренды бригад и прочего исходя из тех материалов, которые мы находили на сайте РЖД, и сами рассчитывали те затраты, которые несет компания именно на территории Белгородской области».
Руководитель комиссии явно лукавил, так как во все субъекты Российской Федерации, где есть пригородное железнодорожное сообщение, Российскими железными дорогами и перевозочными компаниями был направлен абсолютно идентичный и исчерпывающий комплект документов.
Завершая селекторное совещание, Максим Соколов еще раз акцентировал внимание всех участников на персональной ответственности руководителей всех уровней за организацию пассажирских пригородных железнодорожных перевозок:
– Предлагаю всем, засучив рукава, оперативно решить острые проблемы в течение ближайших двух недель. До 31 марта необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы в соответствии с действующим законодательством и теми полномочиями, которые есть у субъектов Федерации, решить все вопросы по тарифному регулированию и обеспечению достаточных бюджетных средств в бюджетах субъектов для компенсации выпадающих доходов РЖД.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
27.02.2014