В Москве состоялось расширенное заседание правления ОАО «Российские железные дороги», посвященное подведению итогов работы холдинга в 2012 году. В нем приняли участие представители органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной думы, руководители субъектов РФ, железнодорожных администраций СНГ, стран Балтии, дальнего зарубежья, члены совета директоров и бизнес–партнеры компании.
Государственный заказ
Развитие российских железных дорог является приоритетной темой государственной политики, отметил в своем выступлении заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович. Решению задач, поставленных в этой области Президентом России и Правительством РФ, уделяется повышенное внимание. Прежде всего Аркадий Дворкович заострил внимание на реализации масштабных проектов, таких как строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Он подчеркнул, что свой отпечаток накладывают жесткие бюджетные ограничения, которые существуют на федеральном и региональном уровнях. В рамках этих ограничений необходимо искать оптимальные решения и подходы. По ряду направлений такие подходы выработаны. В частности, решение о начале строительства ВСМ может быть принято в ближайшие месяцы. По словам Аркадия Дворковича, в этом еще предстоит убедить и правительство, и парламент, который должен будет принимать бюджетное решение. Но есть договоренность, что ОАО «РЖД» начнет работу по обоснованию инвестиций уже сейчас.
Эффект, который принесет реализация этого проекта, включает в себя не только повышение мобильности населения – возрастут и скорости грузовых перевозок за счет высвобождения имеющейся инфраструктуры. Также за счет внедрения современных разработок повысится технологический уровень всей российской промышленности, что за относительно короткий период времени даст толчок развитию экономики России в целом.
Министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на расширенном заседании правления, отметил, что в 2012 году Минтрансом и РЖД была проведена большая совместная работа, связанная прежде всего с развитием инфраструктуры железнодорожного транспорта и нормативно–правовой базы.
Были выработаны документы, которые должны создать необходимые условия для управления вагонным парком. Об эффективности принятых мер говорит тот факт, подчеркнул министр, что если в конце прошлого года проблема необеспеченности вагонами грузоотправителей обсуждалась на самом высоком уровне, то со второй половины 2012 года в Минтранс не поступило ни одной жалобы на нехватку вагонов.
Напомним, в текущем году ОАО «РЖД» продолжало работать в условиях сложной эксплуатационной обстановки. Существенное негативное влияние оказало продолжающееся стремительное увеличение парка грузовых вагонов компаний–операторов. В настоящее время более 1,7 тыс. компаний владеют парком, превышающим 1 млн 150 тыс. грузовых вагонов. При увеличении грузооборота к докризисному уровню 2007 года на 6% вагонный парк увеличился более чем на 20% – таким образом, динамика его роста в 3,5 раза опережает темп роста перевозочной работы. Эксперты и отраслевая наука оценивают избыток парка примерно в 250 тыс. вагонов.
В рамках соглашения между странами – участницами ЕЭС об урегулировании доступа на инфраструктуру железнодорожного транспорта разработаны правила доступа и оказания услуг инфраструктуры, которые должны быть в ближайшее время направлены в правительства России, Белоруссии и Казахстана для необходимых согласований, сообщил Максим Соколов. В соответствии с поручением правительства разработана инвестиционная программа развития российских железных дорог на долгосрочный период. Откорректирована Генеральная схема развития ОАО «РЖД».
Благодаря инвестиционной программе ОАО «РЖД», напомнил министр, практически полностью загружены мощности отечественных машиностроительных предприятий по созданию нового подвижного состава, в первую очередь локомотивов.
По его словам, в 2013 году будет продолжена работа по актуализации законодательной основы функционирования железнодорожного транспорта, в том числе для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на железнодорожном транспорте, и привлечения в отрасль частных инвесторов.
«В настоящее время разрабатывается план долгосрочного тарифного регулирования, который должен определить методологию установления тарифов на срок не менее 5 лет и тем самым обеспечить прозрачную тарифную политику как для компании, так и для грузоотправителей. Сейчас эта работа подошла к своему завершающему этапу», – отметил министр транспорта. Также разработан, направлен в правительство и активно обсуждается в органах исполнительной власти проект «сетевого контракта» между государством и владельцем инфраструктуры, который определяет вектор взаимодействия компании и государства на долгосрочную перспективу и позволит реализовать комплексный подход к развитию инфраструктуры.
Наступающий год, отметил Максим Соколов, ставит большие задачи перед железнодорожной отраслью. Это прежде всего завершение строительства транспортных объектов к Олимпиаде в Сочи. Другим вызовом является развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, что станет крайне важным в свете проведения в России Чемпионата мира по футболу.
Заместитель председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова, выступая на итоговом правлении ОАО «РЖД», сообщила, что Совет Федерации в 2013 году планирует разработать законопроект о контрейлерных перевозках (транспортировке по железной дороге автомобилей с грузами). По ее словам, разработка этого законопроекта стоит в планах работы Межпарламентской ассамблеи СНГ. Автомобильной пробки в начале декабря на трассе Санкт–Петербург – Москва не было бы, если бы в России использовалась контрейлерная технология, считает Светлана Орлова.
Напомним, 14 декабря ОАО «РЖД» презентовало опытный вагон–платформу для перевозки контрейлеров и контейнеров, созданный ОАО «Рузхиммаш» по заказу компании. Наибольший потенциал для организации контрейлерных перевозок составляют максимально загруженные автотранспортные направления, когда более высокая скорость прохождения погранпереходов и доставки грузов по железной дороге представляет собой фактор существенного снижения логистических издержек. Не менее важны и экологический фактор, и решение проблемы безопасности дорожного движения. В странах Евросоюза контрейлерные перевозки растут опережающими темпами и составляют 30% от всех железнодорожных грузовых перевозок.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем выступлении заявил, что одна из наиболее негативных сторон кризиса мировой системы состоит в отсутствии глобальных инициатив, которые могли бы открыть новые горизонты и дать возможность перейти от спада и бюджетного дефицита к совместному планированию развития. Необходим «локомотив», вытаскивающий мировые экономики из рецессии. Именно таким «локомотивом», по мнению Владимира Якунина, может стать развитие инфраструктуры, в том числе транспортной.
По его словам, значимость инвестиций в инфраструктуру, в том числе железнодорожную, подтверждается оценками многих международных экспертов. В частности, реализация инфраструктурных проектов способствует созданию рабочих мест, оказывает поддержку реальному сектору экономики и в конечном итоге ведет к ускорению темпов экономического роста.
Говоря об инвестиционной программе ОАО «РЖД», Владимир Якунин сообщил, что в 2012 году компания использовала все собственные возможности и ресурсы для увеличения инвестиционной программы с 428 до 481,6 млрд рублей, что на 86,2 млрд рублей больше уровня прошлого года. Было закуплено 532 локомотива и 475 единиц моторвагонного подвижного состава. Введено 96 км станционных путей, 132 км электрификации, 118 км вторых путей.
И все же имеется колоссальный дефицит средств, результатом которого является сохранение высокого уровня износа основных фондов и отставание темпов расширения инфраструктуры от объективных потребностей. В текущем году объем инвестиционной программы компании более чем на 20% превысил сумму 2011 года. В сопоставимых ценах такой размер капитальных вложений ниже, чем в 2008 году, когда был достигнут максимальный уровень инвестирования, сказал президент ОАО «РЖД». Инвестиции на 2013 год запланированы в объеме 411,4 млрд рублей.
Владимир Якунин сообщил, что по заказу компании группа научных организаций на основе прогрессивного модельного комплекса с использованием межотраслевого баланса работала над оценкой последствий недофинансирования железнодорожной инфраструктуры. Согласно выводам исследования совокупные потери ВВП из–за ограничения роста железнодорожных перевозок за период до 2020 года могут составить от 5,5 до 6,4 трлн рублей, а потери бюджетной системы – от 1,3 до 1,5 трлн рублей.
При этом финансовые вложения государства в транспортную инфраструктуру являются одним из ключевых инструментов развития экономики и важной частью антикризисной государственной политики. Этот инструмент активно используют ориентированные на развитие страны: Франция, Германия, Австрия, Англия, Китай.
Доходы превысили расходы
Правление подвело итоги работы холдинга в завершившемся году. При росте промышленного производства в стране в 2012 году на 2,8% погрузка, по оценкам, возрастет на 2,7% и составит около 1 млрд 274,7 млн тонн. Грузооборот в 2012 году ожидается на уровне 2 трлн 777 млрд тонно–км, что на 2,7% выше 2011 года. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы страны (без учета трубопроводов) возросла до 85,5%. Это один из самых высоких показателей в мире. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте из крупных экономик выше только в Китае.
В 2012 году объем перевозок контейнеров составил 3 млн ДФЭ, что почти на 11% больше показателей прошлого года. При этом в 1,2 раза (до 7,5 тыс.) выросло количество контейнерных поездов.
ОАО «РЖД» в 2012 году, по предварительным данным, увеличило доходы от основной деятельности на 5,8% по сравнению с 2011 годом – до 1 трлн 363 млрд рублей. Доходы превысили расходы, которые составили 1 трлн 299 млрд рублей. Чистая прибыль по российским стандартам бухгалтерского учета ожидается около 5,3 млрд рублей.
Владимир Якунин в ходе подведения итогов сообщил, что с учетом тенденций в мировой и российской экономиках в 2013 году прогнозируется замедление темпов роста погрузки до 2,5%. При этом компания продолжит сокращать издержки, а рост доходов будет превышать рост расходов.
Объем погрузки грузов по итогам 2012 года прогнозируется на уровне 1 млрд 274,7 млн тонн (+2,7% к уровню 2011 года), грузооборот (с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов) – почти 2 трлн 777 млрд тонно–км (+2,7% к уровню 2011 года), доля в грузообороте страны (без трубопроводного транспорта) – 85,5%.
По итогам 2012 года на инфраструктуре ОАО «РЖД» планируется перевезти 1 млрд 56,7 млн пассажиров (+6,4% к уровню 2011 года).
От первой до последней мили
Несмотря на рост тарифного грузооборота без учета порожнего пробега собственных и арендованных грузовых вагонов на 4,3% к уровню 2011 года, индексацию тарифов на 6%, казалось бы, доходы от грузовых перевозок РЖД должны были возрасти на 10,3%. Фактически рост составил 8,5%. Такие данные привел на заседании вице–президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев.
По его мнению, это говорит о том, что железнодорожники теряют более высокодоходные грузы. Суммарные потери грузов 2–го и 3–го класса составили почти 1% к уровню прошлого года. Темпы роста перевозок на внутренний рынок значительно отстают от экспортных перевозок. При этом рост экспорта связан только с сырьевыми грузами.
Для привлечения дополнительного объема высокодоходных грузов необходимо сформировать привлекательные условия, обеспечивающие конкурентоспособность железнодорожного транспорта в сравнении с другими видами транспорта, считает Салман Бабаев. ОАО «РЖД» необходимо уходить от принципа чисто перевозочной компании от станции отправления груза до станции назначения к принципу доставки груза от двери поставщика к двери потребителя.
Именно для усиления компетенции в области логистики товародвижения была разработана концепция расположения терминально–логистических центров в России, с реализацией которой появится возможность реализовать регулярное грузовое движение между терминалами и крупными городами. Был приобретен крупнейший международный логистический оператор GEFCO. Создан комитет по развитию транспортно–логистического бизнеса, разрабатывается концепция формирования бизнес–блока транспортно–логистических услуг.
В 2013 году необходимо в направлениях, где это возможно и есть стабильный поток грузов от поставщика к потребителю, переходить на формирование маршрутов строго по расписанию. Только за 11 месяцев 2012 года ОАО «РЖД» были проведены 3980 грузовых поездов по расписанию. В середине октября 2012 года стартовали международные перевозки черных металлов по расписанию со станций Смычка и Новокузнецк–Северный назначением на станцию Мыс Астафьева. За первый месяц пилотного проекта срок доставки груза снизился с 15 до 10 суток.
На Западно–Сибирской железной дороге организован завоз рядовых углей на обогатительные фабрики по расписанию со станции Ерунаково до станций Обнорская, Новокузнецк–Северный, Бирюлинская и со станции Обнорская – обогащенного угля на экспорт через станцию Находка–Экспорт в адрес Находкинского морского торгового порта.
Выполнена приоритетная задача компании – запущена железнодорожно–паромная линия Усть–Луга – Засниц. Впервые обеспечен транспортный сервис доставки груза «от двери до двери» из России в Европу с применением современных логистических решений.
Переход на регулярное грузовое движение не только создает конкурентное преимущество перед другими видами транспорта, при этом встраивая автомобильный транспорт в общий перево-
зочный процесс на начальной и конечной миле, но и позволяет оптимизировать ключевые ресурсы перевозочного процесса: локомотивы, локомотивные бригады, количество используемых вагонов и другое.
Миллиард пассажиров
Другой важной темой, обсуждавшейся на правлении ОАО «РЖД», стали пассажирские перевозки, в том числе пригородного комплекса. Реформирование железнодорожного транспорта и бюджетные ограничения в последние годы привели к оптимизации маршрутной сети и необходимости разделения ответственности за организацию перевозок между железнодорожными перевозчиками, владельцем инфраструктуры и регионами РФ. В то же время не все регионы в полной мере берут на себя эту ответственность.
Вице–президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов сообщил, что в настоящее время пригородные перевозки функционируют в условиях льготных тарифов на услуги инфраструктуры. Напомним, Правительство РФ поручило в 2011, 2012 и 2013 годах заложить в федеральном бюджете денежные средства в размере 25 млрд рублей для компенсации пригородным пассажирским компаниям выпадающих доходов. Вместе с тем потребности в субсидиях на выплату выпадающих доходов за услуги инфраструктуры составляют более 32 млрд рублей. В последующие годы планируется значительное сокращение суммы субсидий федерального бюджета – до 12,5 млрд рублей в 2014 году и 6,25 млрд рублей – в 2015.
Только 19 субъектов Российской Федерации приняли соответствующие меры по обеспечению безубыточности перевозок, сообщил Михаил Акулов. Он отметил региональных лидеров – Свердловскую и Иркутскую области, выплатившие в течение года по миллиарду рублей. В то же время 10 регионов компенсируют не более 10% от суммы выпадающих доходов, а по 4 регионам получен фактический отказ от компенсации (Вологодская, Курганская, Владимирская и Ленинградская области).
По его словам, регионы в существующих условиях принимают непопулярные решения, которые могут повлечь за собой ограничение доступности транспортных услуг для населения. Так, например, Курганская, Челябинская области планируют в 2013 году сократить заказ на курсирование поездов от 30 до 50% от существующего графика.
2012 год показал, что необходимо признать: действующий де–юре механизм регулирования пассажирских перевозок де–факто перестал функционировать, считает Михаил Акулов. В целом для действующего механизма характерны разнонаправленность воздействий со стороны органов государственной власти, незавершенность разделения функций и ответственности государства и перевозчика, неполная компенсация выпадающих доходов, которые несут в себе риски неуправляемого снижения доступности перевозок, транспортной мобильности населения, рост социальной напряженности.
«Считаем, что единственным рациональным выходом из сложившейся ситуации является четкое разделение ответственности между государством и перевозчиком за социально значимые пассажирские перевозки. Прежде всего, речь идет о необходимости внедрения механизма государственного заказа», – подчеркнул Михаил Акулов.
«По итогам первого квартала следующего года мы вернемся к вопросу оптимального объема финансирования из федерального бюджета инфраструктурной составляющей расходов по этим перевозкам и будем принимать необходимые решения, чтобы качество перевозок и все, что касается мобильности граждан, доступности этих услуг, не пострадало», – заявил в своем выступлении Аркадий Дворкович.
Говоря об итогах пассажирских перевозок в дальнем следовании, Михаил Акулов заявил: «Мы сдержали обещание – перевезли более миллиарда пассажиров. Наши основные достижения связаны с улучшением качества обслуживания пассажиров, повышением клиентоориентированности пассажирского комплекса. Так, все большую популярность у пассажиров ОАО «ФПК» завоевывает программа лояльности «РЖД–бонус» – численность ее участников уже превысила 100 тыс. человек. Считаю, что это серьезный шаг по удержанию существующих и привлечению новых пассажиров на железнодорожный транспорт», – подчеркнул вице–президент.
Михаил Акулов также напомнил о дополнительных маркетинговых акциях, реализованных ОАО «ФПК» при продаже проездных документов, и об увеличении почти до 50 видов абонементных билетов, введенных в действие в пригородном сообщении. Отдельно вице–президент отметил сервис, реализованный ОАО «РЖД» в ноябре 2012 года, – внедрение технологии возврата электронных билетов на официальном сайте компании. РЖД – единственная компания в России и одна из немногих в мире, которая оказывает такую услугу в полностью автоматизированном режиме.
Вокзалы в сети
В 2013 году приоритетным направлением деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» станет привлечение внешних инвестиций на модернизацию вокзальных комплексов. Об этом заявил начальник ДЖВ Сергей Абрамов. По его словам, по сравнению с 2012 годом объем инвестиций в развитие вокзальной инфраструктуры в 2013 году возрастет в 1,7 раза. Рост планируется за счет привлечения средств внешних инвесторов и субъектов РФ.
В настоящее время заключены 32 соглашения о сотрудничестве с органами государственного и муниципального управления. За период с 2009 года на мероприятия по реконструкции регионами уже выделено 1 574,1 млн рублей. Партнеры ДЖВ, с которыми подписаны соглашения и ведутся переговоры, выразили готовность в финансировании в размере 4,752 млрд рублей. В 2012 году в рамках соглашения между правительством Москвы и ОАО «РЖД» дирекция приступила к реализации программы строительства транспортно–пересадочных узлов (ТПУ) в Москве. Определены 57 объектов.
Сергей Абрамов отметил, что если в 2011 году актуальным направлением в работе дирекции было наведение порядка и построение комплексной системы безопасности на вокзалах и привокзальных территориях, то приоритетом 2012 года стала работа по повышению качества обслуживания пассажиров.
Были приняты меры по закрытию розничных объектов питания, где приготовление продукции осуществлялось с нарушением санитарных норм. Альтернативой стал формат, которого ранее не было, – фудкорты. Только во 2 полугодии 2012 года в Москве были открыты 17 объектов общественного питания, в том числе широко известных и хорошо зарекомендовавших себя марок, и еще 7 – в регионах. С сентября на Казанском вокзале Москвы функционирует новый формат розничной торговли – торговый центр.
В 2012 году общее количество объектов сетевых операторов по сравнению с 2011 годом возросло более чем в 1,5 раза. Сетевой подход позволяет обеспечить оказание пассажирам максимально качественных, доступных, безопасных и стандартизированных услуг, удовлетворить наиболее широкий круг потребностей пассажиров и посетителей вокзалов, обеспечить централизованный контроль качества товаров и услуг. Кроме того, сетевые партнеры инвестируют существенные средства в развитие инфраструктуры вокзалов (осуществление ремонтных работ, закупка оборудования), а также выполняют важную социальную функцию, создавая рабочие места, что имеет большое значение, особенно в отдаленных регионах Российской Федерации.
На вокзалах активно внедряются передовые технические решения и IT технологии. В частности, устанавливаются автоматические камеры хранения (АКХ) нового образца, у которых ключом и платежным средством является бесконтактная смарт–карта. В 2012 году количество АКХ нового типа увеличилось с 849 до 2389 ячеек, а к концу 2013 года их количество планируется довести до 7639.
Совместно с сетевым оператором «Вокзал–Инфоком» на 41 вокзале дирекции обеспечено создание Wi–Fi зон. В 2013 году количество вокзалов, оборудованных системами доступа в Интернет, будет доведено до 160. Уже сейчас услугами Wi–Fi на вокзалах дирекции ежедневно пользуются более 5 000 человек.
В 2012 году продолжалась работа по оснащению вокзальных комплексов технологическими средствами контроля, безопасности и видеонаблюдения, полностью интегрированными с интеллектуальной комплексной системой безопасности (ИКСБ).
В рамках реализации проекта ИКСБ, включающей в настоящее время 55 вокзалов, проведено присоединение указанных вокзальных комплексов к Центру специального назначения по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и Главному управлению на транспорте МВД России, управлениям на транспорте МВД по ЦФО и СЗФО. К концу 2013 года система ИКСБ будет действовать на всех запланированных 82 вокзалах.
По словам Сергея Абрамова, в 2013 году ДЖВ намерена выносить на обсуждение в СМИ и Интернет вопросы, требующие прямого контакта с потребителями. Высказанные пожелания после необходимого анализа могут быть реализованы на практике при модернизации вокзалов. Таким образом, совместные действия дирекции, внешних инвесторов и общественности позволят вокзалам стать еще более удобными и комфортными для пассажиров.
В гармонии с окружающей средой
Старший вице–президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович рассказал на итоговом заседании правления еще об одном немаловажном аспекте деятельности железнодорожников – внедрении государственно важных программ энерго– и ресурсосбережения.
Выполнение целевых программ и инвестиционных проектов в области ресурсосбережения позволило ОАО «РЖД» в 2012 году при росте произведенной работы на 2,5% увеличить объем потребления энергоресурсов только на 1,8% и тем самым снизить энергоемкость перевозочной деятельности с суммарным экономическим эффектом свыше 1,9 млрд рублей.
Одним из приоритетов повышения эффективности перевозочного процесса стало применение грузовых электровозов нового поколения 2ЭС10 «Гранит». При доле эксплуатационного парка 10% на участке Екатеринбург – Балезино электровозы выполнили более 18% работы. При этом удельный расход электроэнергии у данных локомотивов до 30% ниже, чем у эксплуатирующихся здесь электровозов серий ВЛ.
Успешно завершены сертификационные испытания нового пассажирского электровоза ЭП20. Это первый отечественный электровоз, способный водить пассажирские поезда со скоростью 200 км/ч, который является пилотным в рамках создания единой базовой платформы российских электровозов 5–го поколения. Стоимость его жизненного цикла на 15% ниже, чем у существующих моделей.
Проект по организации движения грузовых поездов по расписанию с использованием сквозных суточных энергооптимальных графиков развернут на Южно–Уральской и Западно–Сибирской железных дорогах. Принципиально, что при планировании суточного графика движения поездов реализуются алгоритмы, обеспечивающие максимальное использование пропускных способностей лимитирующих перегонов и участков дорог. Результаты опытной эксплуатации подтвердили эффективность применения этой технологии: удельный расход электроэнергии в сопоставимых условиях на тягу поездов снижен на 4,7%.
В 2012 году на новый виток вышел проект «Бережливое производство». Полигон внедрения был расширен более чем в 5 раз и охватывает 553 структурных подразделения всех железных дорог и направлений хозяйственной деятельности. Основные результаты – это 1628 проектов улучшений и 1640 пересмотренных нормативов и технологических процессов с экономическим эффектом более 260 млн рублей. Но главное, считает Валентин Гапанович, формируется костяк неравнодушных и заинтересованных в улучшениях работников компании.
Валентин Гапанович отметил, что 2013 год в России будет посвящен охране окружающей среды. Соответствующий указ подписан Президентом России Владимиром Путиным. Российские железные дороги как экологоориентированная компания подготовила развернутую программу по реализации этого указа. С учетом инвестиционных проектов расходы компании на природоохранную деятельность в 2013 году составят более 3,2 млрд рублей.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
10.01.2013