Прошедший год прошел под знаком перезагрузки взаимоотношений участников рынка железнодорожного туризма в России. Эту задачу продекларировали в ходе программной встречи крупнейших туристических операторов руководители Федеральной пассажирской компании – дочернего общества ОАО «РЖД» и ООО «РЖД Тур», специализированной компании холдинга «РЖД» в области туризма.
Выходной под стук колес
Заместитель генерального директора ОАО «ФПК», член совета директоров компании «РЖД Тур» Владимир Мишанин заявил, что главная задача – стать «единым окном», которое позволит крупным и средним туроператорам предельно облегчить и удешевить взаимодействие с РЖД. Решать в первую очередь предполагалось такие острые вопросы, как увеличение срока продажи билетов с 45 дней до 8–9 месяцев, а также смягчение правил при подаче документов на групповые поездки.
Генеральный директор «РЖД Тур» Сергей Ильягуев отметил, что цель компании – создать такие условия для участников рынка, чтобы железнодорожная перевозка была для них удобнее, чем другие виды транспорта. Тем более при такой мощной «поддержке с воздуха»: за «РЖД Тур» стоят активы ОАО «РЖД», что гарантирует как техническую, так и финансовую надежность.
– Возрождение и развитие железнодорожного туризма – наша приоритетная задача, – заявил Сергей Ильягуев. Он напомнил, что в советское время это был весьма популярный вид отдыха, но потом, как и многое хорошее, оказался незаслуженно забыт. Действительно, история экскурсионных маршрутов ведет свою историю с 1960–х годов. Трудящиеся охотно выезжали на пару свободных дней в соседние регионы. В пятницу они садились в вагон, субботу посвящали знакомству с достопримечательностями, предположим, Москвы (не забывая при этом наполнить дефицитными продуктами свои авоськи), а воскресным днем уже были дома. Тогда, кстати, любой студент мог себе позволить прокатиться в столицу, чтобы сходить в театр или посетить Третьяковскую галерею.
А сегодня сложилась ситуация, когда иностранцы много и охотно путешествуют по России на поездах, а вот для наших соотечественников этот вид отдыха практически перестал существовать. Изменить такое положение дел возможно – для этого необходимо лишь предложить рынку конкурентоспособный турпродукт.
Таким продуктом и стал проект «Пять пятниц», который если и не взорвал информационное пространство туриндустрии, то заявил о себе достаточно громко. Он стартовал осенью прошлого года и предполагает организацию серии туристических поездов между региональными культурно–историческими центрами России в формате «выходного дня». Туристы отправляются в поездку в пятницу вечером, проводят субботний день на экскурсиях и возвращаются обратно в воскресенье утром. В стоимость путевки включены проезд поездом туда и обратно, экскурсионное обслуживание и питание. При этом стоимость билетов на экскурсионный поезд ниже, чем на обычных поездах.
Была достигнута договоренность о запуске семи поездов по маршрутам: Самара – Москва, Самара – Пенза, Самара – Нижний Новгород, Москва – Нижний Новгород, Челябинск – Кунгур, Екатеринбург – Тобольск, Москва – Кострома.
Самыми активными участниками проекта стали жители Самарской области. Итоги поездок трех туристических поездов таковы: около 1000 человек воспользовались новой услугой. Рентабельность поездки железнодорожники рассчитывают исходя из количества пассажиров на количество вагонов. В случае увеличения спроса и составности поездов рентабельность будет выше. Путешествие выходного дня в купе обходится пассажиру по цене плацкарта. Например, проезд из Самары в Москву и обратно стоит 3,4 тыс. руб. Обычно проезд в купе стоит 4 тыс. руб. только до Москвы. Туристическим поездам предоставляется наиболее удобное расписание. Они отправляются из Самары вечером, чтобы пассажир успел после работы на вокзал. Прибывают в другие города утром, а обратно отправляются вечером субботы, чтобы туристы в воскресенье уже были дома.
Некоторые из членов туроператорского сообщества считают, что помимо социальной составляющей – возрождения железнодорожного туризма – для Федеральной пассажирской компании проект «Пять пятниц» важен еще и потому, что позволяет увеличить объем продаж в купейном сегменте. Вряд ли это можно считать его недостатком, другое дело – отношение к нему партнеров железнодорожников. Если они пойдут по легкому пути и будут довольны лишь заполняемостью «койкомест», то идея придет в упадок, не успев набрать обороты.
Однако есть предпосылки, что этого не произойдет. Например, железнодорожные экскурсионные туры из Самары на комфортабельных туристических поездах – одно из главных направлений деятельности самарской компании «Профцентр». В «Пяти пятницах» «Профцентр» участвует при поддержке департамента туризма Самарской области. По результатам конкурса «Туристский бренд–2012», проводимого в Самарской области, компания стала номинантом сразу в трех категориях. Главный приз ей вручили за «Лучший маршрут выходного дня», а дипломы – за вклад в продвижение туристского потенциала Самарской области и за лучший экскурсионный маршрут.
Одно из путешествий «Профцентр» посвятил Году российской истории и 400–летию народного ополчения Минина и Пожарского. Поезд выходного дня провожали с оркестром и ряжеными. Поездка из Самары в Нижний Новгород включала в себя сразу несколько программ. Туристы могли выбрать то, что им наиболее интересно: поклониться мощам великого старца Серафима Саровского и окунуться в целебные источники в Дивеево; припасть к истокам вдохновения Александра Пушкина в Болдино; познакомиться с историей Городца, познать тайны хохломской росписи в Семенове.
«Профцентр» постоянно ищет новое, интересное и на это хочет сделать ставку. Экскурсоводы на местах «роют» информацию, которая может повысить привлекательность края, сделать программы увлекательными. Поскольку существует разница между внутренним туристским продуктом и теми программами, которые будут востребованы у гостей, разрабатываются программы отдельно – для иногородних и для местных жителей.
Повезло с выходными и жителям Челябинска: они совершили путешествие в Пермский край на поезде «Кунгурский экспресс» по маршруту Челябинск – Кунгур – Пермь – Челябинск. Пассажиры – 424 человека – за короткое время успели осмотреть самые интересные места Прикамья. Туристы совершили обзорную экскурсию по исторической части Кунгура, посетили местный музей истории купечества, а также Кунгурскую ледяную пещеру. Вечером гости побывали в Перми, где познакомились с достопримечательностями города.
Организацией экскурсионной программы занималась челябинская туристическая компания «Спутник» при поддержке министерства культуры Челябинской области. Более того, была организована специальная рабочая группа, в которую, кроме представителей нескольких министерств, вошли железнодорожники, руководители Челябинской ассоциации туристических организаций. «Кунгурскому экспрессу» обеспечили достойную информационную поддержку.
Вскоре туристические поезда начнут прибывать в Казань. Идея очень перспективна накануне Универсиады. Не говоря уже о национальных богатствах и колорите Татарстана. Союз туриндустрии Башкортостана также выразил заинтересованность в организации туристических поездов.
В Казани также была поднята тема возобновления маршрутов «Поездов здоровья», которые существовали вплоть до 1990–х годов. Жителей городов вывозили на так называемые зеленые стоянки в наиболее живописные уголки природы. Многим было бы интересно организованно поехать и теперь «поездом грибников» или «поездом собирателей трав и ягод». Но основная сложность сейчас не в том, чтобы выехать, а – куда именно? Экологически чистые стоянки остались в прошлом, находятся в плачевном состоянии и требуют восстановления.
Однако сегодня железнодорожники предложили прочтение старой истории совершенно на новый лад: из Москвы был отправлен поезд, посвященный здоровому образу жизни и занятиям йогой. Йога–поезд – совместный проект Федеральной пассажирской компании, журнала Yoga Journal и косметической марки Yves Rocher. ОАО «ФПК» поддерживает здоровый образ жизни, сотрудники компании круглогодично принимают участие в различных отраслевых и международных соревнованиях.
Среди пассажиров йога–поезда – лучшие московские учителя йоги и команда Yoga Journal. В течение семи дней поезд сделал остановки в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Перми. В этих городах учителя провели бесплатные уроки йоги для всех желающих, а редакция журнала рассказывала участникам занятий о преимуществах здорового образа жизни. Кроме того, целью проекта было показать, что путешествовать по России – интересно, а поезда – самый экологичный, безопасный и удобный вид транспорта.
В Финляндию на всех парах
Все рекорды по развитию железнодорожного туризма «на экспорт» бьет направление Россия – Финляндия. В 2012 году количество людей, посетивших Финляндию на поездах формирования Федеральной пассажирской компании, выросло на 10%. В направлении Россия – Финляндия действует услуга электронной регистрации.
Накануне Нового года был открыт новый международный железнодорожный маршрут Петрозаводск – Йоэнсуу (Финляндия). Торжественная церемония запуска нового поезда, соединившего столицу Карелии с финляндским Йоэнсуу, состоялась 28 декабря 2012 года в Петрозаводске. В составе поезда отправились 6 купейных вагонов и один вагон СВ. Стоимость проезда в одном направлении составила 39 евро в вагоне купе и 60,8 евро – в вагоне СВ. Расписание составлено таким образом, что пассажиры проведут в дороге ночь, а утром уже будут в Йоэнсуу. Заместитель генерального директора ОАО «ФПК» Олег Никитин сообщил, что билеты на первый рейс были проданы всего за неделю.
Напомним, что лишь в конце сентября 2012 года в Петрозаводске было подписано соглашение ОАО «ФПК» и Республики Карелия о запуске прямых поездов между Карелией и Финляндией. И вот уже реализован первый проект. В планах ФПК и правительства Карелии дальнейшее развитие железнодорожного сообщения с Финляндией. В настоящее время идет работа над организацией курсирования пассажирских поездов из Петрозаводска в Оулу, Иматру и Хельсинки. Планируется, что на первом этапе реализации проекта по маршрутам пойдут туристические поезда, формировать которые будут по заявкам туроператоров.
При наличии достаточного спроса в 2013–2014 годах в график будут вводиться туристические поезда «выходного дня». В перспективе к 2015 году, при условии роста пассажиропотока, ФПК может назначить регулярные пассажирские поезда, курсирующие 3–5 раз в неделю. Причем ожидается, что стоимость путешествия на регулярных железнодорожных рейсах будет сопоставимой со стоимостью поездки на автобусе. В числе обязательных условий дальнейшего развития международного железнодорожного сообщения с Финляндией – обустройство пограничного пункта.
Действующий в настоящее время пограничный пункт Светогорск – Иматра имеет статус технологического. Это значит, что через него могут перемещаться из России в Финляндию только товарные поезда, груженные древесиной, обратно они должны следовать пустыми. Перемещение пассажиров и других декларируемых грузов через этот пункт исключено. Этот вопрос обсуждался на семинаре в Иматре, который предшествовал запуску первого рейса из Петрозаводска.
По информации представителей Росграницы, в рамках программы Евразийского соседства и партнерства ведется активная подготовительная работа по созданию грузопассажирского железнодорожного пункта пропуска Светогорск – Иматра. Ведется поиск инвесторов и оформляются документы для строительства терминала площадью 14 га, который расположится между автомобильным пунктом пропуска и железнодорожными путями, где будут построены досмотровый пост, подъемный кран, таможенный терминал и другое необходимое оборудование. Благодаря этому пограничный пункт получит статус международного.
Мэр города Иматра Пертти Линтунен подчеркнул заинтересованность города в российских туристах, число которых с каждым годом растет. В настоящее время российские туристы приезжают в Иматру в основном на автомобилях, но муниципальные власти готовы развивать транспортную инфраструктуру для создания комфортных условий гостям города, приезжающим в Иматру по железной дороге. Мэр Иматры выразил готовность построить платформу для приема поезда, а также способствовать маркетинговому продвижению проекта.
И вот тут очень кстати еще один пилотный проект – это запуск в составе международного поезда «Лев Толстой» сообщением Москва – Хельсинки вагона–автомобилевоза. По заказу ФПК были построены 3 специализированных вагона, которые успешно прошли сертификацию. В одном вагоне могут разместиться 3 или 4 легковых автомобиля, в зависимости от их габарита. В состав поезда Москва – Хельсинки автомобилевоз будет включаться по предварительным заявкам.
Оформление перевозочных документов начинается за 60 суток и заканчивается за 9 часов до отправления пассажирского поезда, в составе которого следует вагон–автомобилевоз. Пассажирам будет предложено несколько вариантов страхования автомобиля. Стоимость транспортировки одного автомобиля составляет 450 евро, в эту сумму включена поездка туда и обратно.
В настоящее время разработана технология погрузки автомобилей, согласованы процедуры таможенного досмотра автомобилей при пересечении государственной границы. Таможенный досмотр транспорта на границе с Финляндией на территории Российской Федерации будет проводиться на станции Выборг. На территории Финляндской Республики таможенный и пограничный контроль будет производиться на станции Вайниккала.
Конечно же, начало «железнодорожному роману» России и Финляндии положил успешный проект по запуску скоростного поезда «Аллегро» между Санкт–Петербургом и Хельсинки. В декабре ему исполнилось 2 года. За это время «Аллегро» перевезли более 650 тыс. пассажиров, и их количество постоянно растет.
С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт–Петербургом и Хельсинки сократилось до чуть более трех с половиной часов за счет технически более современного состава, ускорения проведения пограничных формальностей и повышения скорости движения. Максимальная скорость движения по территории России составляет 200 км/ч, по территории Финляндии – 220 км/ч. Уникальность произведенных компанией Alstom поездов состоит также в том, что они могут использоваться на линиях и с постоянным, и с переменным током. В них одновременно реализована как финская, так и российская технология коммуникаций и установлены две системы управления движением. Кроме того, в конструкции поезда использована технология наклона кузова до 8 градусов, что позволяет проходить повороты с более высокой скоростью.
Не хотелось бы добавлять ложку дегтя в бочку с медом, ведь поездка в Хельсинки на «Аллегро» действительно – сплошное удовольствие. Но только с момента выезда с Финляндского вокзала. Там все же ухитрились подпортить даже такую хорошую идею. Терминал, откуда отправляются «Аллегро», находится ровно на противоположной стороне от входа в сам вокзал и в метро и не имеет внутреннего перехода к вокзальной инфраструктуре, а главное – к камерам хранения. Так что по незнанию транзитному пассажиру с тяжелыми сумками приходится «намотать» пару–другую километров под дождем и снегом, чтобы сначала понять, что в международном терминале камер хранения нет. Потом перетащить поклажу в главный холл, погулять по Питеру, забрать вещи и вновь обнести их по периметру вокзала, так сказать, на выход из России.
Через сто лет
Два года исполнилось и самому романтичному железнодорожному маршруту: Москва – Ницца. За это время поездом воспользовались более 15 тыс. пассажиров. Чтобы повысить его популярность, железнодорожники постоянно совершенствуют график движения поезда, а также расширяют перечень услуг для пассажиров. Например, в графике движения поезда была назначена новая остановка – Монте–Карло (княжество Монако).
Впервые с Лазурным берегом Франции железнодорожное сообщение было открыто после вхождения Ниццы в состав Франции: в 1864 году был запущен поезд Санкт–Петербург – Ницца. Новый железнодорожный маршрут быстро стал настолько популярным, что практически вытеснил морское сообщение. Российский поезд отличался удобными и красивыми вагонами и высоким уровнем сервиса. Курсировал этот популярный русский поезд до 1914 года. Восстановлен маршрут (правда, уже из другой столицы) был почти через сто лет. В настоящее время он отправляется из Москвы раз в неделю каждый четверг, из Ниццы – каждую субботу.
Длина маршрута – 3315 км. Это самый длинный трансъевропейский маршрут. Рекордным является количество стран (семь), через которые проходит поезд: Россия (Москва, Смоленск), Белоруссия (Минск, Брест), Польша (Варшава, Катовице), Чехия (Бржецлав), Австрия (Вена, Линц, Инсбрук), Италия (Больцано, Верона, Милан, Генуя, Сан–Ремо), Франция (Ментон, Ницца). Невозможно представить все красоты, которые может посмотреть поклонник железнодорожного туризма за время этого путешествия.
Восточный экспресс
Популярность Китая как туристической страны для россиян постоянно растет. Однако авиаперевозчики пока являются непобежденным конкурентом железнодорожников. Дабы изменить ситуацию, в прошедшем году ФПК начала новый этап в развитии пассажирских перевозок в Поднебесную. В Новосибирске состоялось 16–е заседание рабочей группы по железнодорожному транспорту подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Минтранс России, под эгидой которого проводятся заседания рабочей группы, и Министерство железных дорог КНР поддержали инициативы железнодорожников.
За счет оптимизации графика движения и повышения эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры железных дорог России и Китая планируется сократить время в пути следования поездам Пекин – Москва. Для этого с нашей стороны была оптимизирована технология обработки поезда на станции Забайкальск, сокращено время на смену тележек и контрольные процедуры с 6 до 3 часов.
Следующим шагом к развитию пассажирского сообщения между Россией и Китаем может стать расширение сети продаж проездных документов в международном сообщении и обеспечение глобального доступа пассажиров к приобретению проездных документов на поезда, курсирующие в сообщении между двумя странами. Такая возможность может быть реализована за счет обеспечения взаимодействия информационных систем, отвечающих за бронирование билетов.
В настоящее время подобное взаимодействие между Россией и Китаем отсутствует. Эти обстоятельства значительно сдерживают пассажиропоток и не позволяют принимать оперативные управленческие решения по удовлетворению спроса и повышению рентабельности перевозок. Российская сторона предложила организовать совместную рабочую группу из специалистов ОАО «РЖД» (АСУ «Экспресс»), ОАО «ФПК» и МЖД КНР по вопросам взаимодействия автоматизированных систем резервирования мест. Кроме того, российские железнодорожники предложили вести взаимный обмен данными по пассажиропотокам, проводить исследования рынков и вести гибкую тарифную политику, адекватную поведению рынка.
Знаковое событие произошло и во взаимоотношениях российских и монгольских железнодорожников: в Москве состоялось первое совещание руководителей ФПК и АО «Улан–Баторская железная дорога». Обсуждались вопросы сотрудничества в области международных железнодорожных пассажирских перевозок, в том числе касающиеся действующего тарифного регулирования пассажирских перевозок между странами, повышения уровня сервиса и охраны правопорядка в поездах дальнего следования.
Поскольку до сих пор проездные документы на поезда в сообщении между Москвой и Улан–Батором можно было приобрести только по месту отправления, для определения спроса пассажиров россияне предложили в опытном режиме обменяться нормой мест обратного выезда на один вагон поезда Москва – Улан–Батор.
Представители ГУТ МВД России, присутствовавшие на совещании, подтвердили готовность организовать сопровождение этого поезда на территории Российской Федерации нарядами транспортной полиции МВД России, поскольку в настоящее время у сотрудников монгольской полиции отсутствуют правовые основания на деятельность по охране общественного порядка в поездах на территории Российской Федерации.
По словам заместителя начальника «Улан–Баторской железной дороги» Дамдисурэна Жигжиднямаа, главная цель сегодня – доведение уровня обслуживания пассажиров в сообщении Монголия – Россия до мировых стандартов, урегулирование тарифных вопросов и проблем безопасности движения. Поэтому были созданы две рабочие группы по тарифному регулированию с тем, чтобы нынешние тарифы соответствовали интересам обоих сторон и особенно интересам пассажиров.
Итак, перезагрузка в железнодорожной туристической индустрии произошла по всем направлениям. Были заложены основы для ее эффективного развития. Нынешний год покажет, готовы ли железнодорожники составить достойную конкуренцию другим видам транспорта в этом сегменте рынка пассажирских перево-
зок.
Инга ДМИТРИЕВА
обозреватель «ТР»
31.01.2013