Что в ближайшем будущем ждать пассажиру от развития и модернизации рельсового транспорта в российских городах? Станет ли легкорельсовый транспорт стандартом не только в ЕС, но и в России? Как эффективно обновить подвижной состав при условии окупаемости новых вагонов? Эти и многие другие вопросы обсудили участники специальной сессии «Преимущества рельсового транспорта: комфорт, скорость, экология», состоявшейся в рамках VI Международного форума «Транспорт России».
Цель мероприятия – содействие городским железнодорожным перевозкам, гармонизации наземных и подземных железнодорожных сообщений, развитию транспортного дизайна, так как достойный дизайн – это один из главных стимулов для пересадки горожан с личного транспорта на общественный.
Для городских агломераций, таких как Москва и Московская область, Санкт–Петербург и Ленинградская область, роль железнодорожного транспорта трудно переоценить. Поэтому программа по развитию Московского транспортного узла, которая сегодня уже реализуется, предусматривает существенное развитие пригородных железнодорожных перевозок, пассажирских перевозок в рамках Московского железнодорожного кольца и усиление железнодорожной связи города с аэропортами. Об этом в своем выступлении сказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов.
– Развитие рельсового транспорта – ключевой фактор для «расшивки» транспортных проблем городских агломераций, а также сохранения экологии и повышения безопасности движения, – подчеркнул замминистра. – Помимо привычных видов транспорта должен получить развитие легкорельсовый транспорт, движение которого организовано по выделенным полосам. Он не пересекается с движением автотранспорта, что позволяет обеспечить скорость, комфорт и безопасность. Об этом речь идет в обновленной Транспортной стратегии. В ней содержится отдельный раздел, посвященный развитию рельсового транспорта, в котором изложены основные задачи этого сегмента рынка транспортных услуг.
Но готова ли инфраструктура города к такому масштабному использованию рельсового транспорта? Среди приоритетных проектов Алексей Цыденов назвал модернизацию Московской кольцевой железной дороги и развитие транспортно–пересадочных узлов. На все это предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 17,5 млрд руб. ежегодно. А вот к чему городская инфраструктура не готова, так это к развитию метро и легкорельсового транспорта, которые требуют серьезного финансирования. Ведь речь идет о необходимости организовывать транспортно–пересадочные узлы, которые обеспечат стыковку городских видов транспорта с метро, с Малой кольцевой железной дорогой, а также стыковку с пригородными железнодорожными линиями. Что же касается развития рельсового транспорта в других городах, вопрос оставляет желать лучшего.
В Екатеринбурге, например, в центральной его части особенно, интенсивность движения транспорта настолько велика, что иногда кажется, будто это не столица Урала, а Москва в часы пик. Пропускная способность транспортных артерий мала, и поэтому развитие рельсовых видов транспорта, в частности метро, в последнее время стало весьма актуальным.
– Как известно, мы получили право проведения одного из этапов Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Столица Урала выступит также в качестве города–кандидата на проведение Всемирной выставки ЭКСПО–2020. Все это требует развития улично–дорожной сети и внеуличного транспорта в том числе, – отметил министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко. – Мы прорабатываем сегодня комплексную транспортную схему, и что получается? К примеру, все 500 трамваев, которые обслуживают население нашего города, требуют либо модернизации, либо полной замены. Износ практически 100–процентный. К 2018 году мы планируем все их заменить. По программе Минтранса мы уже в этом году начали получать субсидии на обновление подвижного состава. Кроме того, у нас реализуется совместный проект Уралвагонзавода и канадской корпорации Bombardier, которые собираются сделать для России трамвай будущего. Совместный проект предполагает также выпуск новейших моделей вагонов для метро.
Александр Сидоренко рассказал и о работе по изучению пассажиропотока, благодаря которому выяснилось, что в метро Екатеринбурга перевозится порядка 15%, трамваями – около 30% пассажиров от общего пассажиропотока. При создании комфортных условий, скорости и безопасности доставки этот пассажиропоток заметно увеличится.
Рассказ о совместном проекте Уралвагонзавода и корпорации Bombardier дополнил cтарший директор по развитию нового бизнеса Bombardier Transportation Флавио Канетти. Он отметил, что в представленном проекте нового метропоезда многие из решений значительно превосходят минимальные требования технического задания проводимого в настоящее время в Москве тендера на поставку вагонов для метрополитена. В частности, расширенный дверной проем позволит увеличить скорость посадки и высадки пассажиров более чем в два раза. А новая система распределения воздушных потоков внутри салона создаст равномерный благоприятный климат внутри всего вагона. Предлагаемый метропоезд – российский продукт, который будет производиться корпорацией Уралвагонзавод по технологиям компании Bombardier.
В свою очередь генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко отметил:
– Такой же подход будет использоваться и при производстве современных скоростных трамваев. Думаю, что программа по модернизации системы общественного транспорта в Москве с привлечением крупнейших мировых лидеров не только определит облик столицы на ближайшие 30 лет, но и станет примером для других российских городов.
Олег Сиенко также озвучил предлагаемый объединениями вагоностроителей и потребителей подвижного состава комплекс мер, которые могли бы не только сохранить рынок, но и стимулировать как производителей, так и потребителей к внедрению новых инновационных продуктов.
– Для реализации преимуществ рельсового транспорта, а это экологичность, цена и скорость, необходимо стремиться к замене старых вагонов на новые, так сказать, инновационные, – считает заместитель генерального директора по техническому развитию, главный инженер ОАО «Первая грузовая компания» Сергей Калетин. – А для этого необходимо воплотить идею субсидирования утилизации отслужившего срок подвижного состава.
Сергей Калетин привел такие цифры: сегодня в Российской Федерации 1 миллион 150 тысяч вагонов. У 50 тысяч в 2013 году истечет срок эксплуатации. Причем 8 тысяч вагонов из них подлежат окончательному списанию. Так вот программа утилизации поможет владельцам подвижного состава в приобретении инновационного подвижного состава, вместо того чтобы продлять срок службы старых. Программа утилизации также будет содействовать сохранению рынка отечественного вагоностроения.
С этим мнением согласен и генеральный директор ООО «Объединенная вагонная компания» Роман Савушкин. По его словам, новые тяжеловесные вагоны в 40–50 раз эффективнее стандартных. Он уверен, что отечественные производители в течение двух – трех лет смогут разработать программу развития тяжеловесного движения.
Немало интересного рассказали участникам сессии и зарубежные гости. К примеру, конструктор, основатель и директор дизайн–студии Priestmangood, расположенной в Лондоне, Пол Пристман разработал оригинальную идею для сокращения времени путешествия из точки A в точку B при использовании пассажиром нескольких видов транспорта. Пол Пристман решил убрать самое узкое звено в цепочке – станцию. Он упомянул о концепции движущихся платформ. Суть в том, чтобы, не делая остановки, пассажир с высокоскоростного транспорта переходил на городской транспорт и обратно.
На первый взгляд это амбициозный проект будущего, который сейчас трудно представить. Однако у конструктора есть своя теория:
– Я не питаю иллюзий, это трудноосуществимая идея, но мы должны мыслить глобальней. Мир ждет эпоха огромных перемен в сфере технологий в ближайшие 10–20 лет. Мы непременно должны задуматься об альтернативных способах перемещения. Может быть сейчас это кажется фантастикой, но вспомните произведения Жюля Верна: то, что раньше считали фантастикой, сегодня вполне обыденно.
Подытоживая обсуждение, заместитель министра транспорта Российской Федерации Алексей Цыденов отметил:
– Чтобы в городе рельсовый транспорт стал в полной мере востребованным, его необходимо гармонично «вписать» в городскую инфраструктуру, которая должна располагать удобными остановками, прямыми подходами к детским садам, поликлиникам, торговым центрам. Что касается инновационных вагонов в сфере грузовых перевозок, хочу отметить, что есть соответствующие поручения правительства, и Минтранс совместно с Федеральной службой по тарифам ведет работу по рассмотрению и установлению специальных тарифов на инновационный вагон. До конца 2012 года эта работа должна воплотиться в конкретные нормативные документы.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
20.12.2012