мировая авиация отвечает эффективностью
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила о продолжающемся сокращении темпов роста спроса на авиаперевозки. Сдерживающим фактором этой тенденции, по мнению ассоциации, является эффективная работа эксплуатантов. Статистика IАТА охватывает международные и внутренние регулярные воздушные перевозки авиакомпаний – членов IАТА, а также тех авиакомпаний, которые не входят в ассоциацию. Данные носят предварительный характер и основаны на отчетах, полученных на момент публикации, с учетом экспертной оценки недостающих данных, подчеркивают эксперты.
Спрос огорчает
Эксперты отмечают, что снижение спроса на авиаперевозки имеет существенные различия в зависимости от рынка и региона. Так, если объемы грузовых перевозок сократились на фоне продолжающегося падения доверия со стороны бизнеса и потребителей, то спрос на пассажирские перевозки в августе вырос на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На положительную динамику частично повлиял мусульманский праздник Рамадан. Поправки на подобные сезонные колебания демонстрируют, что спрос на пассажирские перевозки остается неизменным с июня, показывая незначительный рост на 1,2%, начиная с января 2012 г. Перевозчики продолжили сдерживать наращивание провозных емкостей, ограничив их рост на уровне 4,1%, благодаря чему коэффициент пассажирской загрузки составил 82,1%.
«Спрос на пассажирские перевозки перестал расти начиная с июня, а объемы международного рынка грузовых перевозок ниже показателей прошлого года. Перед лицом этих неблагоприятных факторов рациональное управление объемами провозных емкостей позволило сохранить коэффициент пассажирской загрузки на достаточно высоком уровне. Безусловно, новые возможности есть всегда, и в некоторых регионах рост продолжается, но в целом рыночная ситуация достаточно сложная», – поясняет генеральный директор IATA Тони Тайлер (см. таблицу).
Спрос на грузовые авиаперевозки в августе сократился на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Небольшое улучшение ситуации на рынке, наблюдавшееся в начале года, достаточно быстро исчезло, и сейчас стабильность сегмента грузовых перевозок может оказаться под угрозой в связи с общим спадом в мировой экономике. Перевозчики Ближнего Востока, Африки и Северной Америки, несмотря на общий спад, смогли сохранить положительную тенденцию и продемонстрировали рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на уровне 11,3%, 10,2% и 2% соответственно. В остальных регионах наблюдается сокращение объемов грузовых перевозок, самые значительные потери понесли перевозчики Азиатско–Тихоокеанского региона, где уровень падения составил 5,5%.
Примечательно, что остается слабым спрос на международные перевозки, демонстрируя рост на 5,3% благодаря сезонному фактору. По сравнению с июлем в августе рост спроса ослабился, а коэффициент пассажирской загрузки сократился. Перевозчики Азиатско–Тихоокеанского региона пострадали в большей степени в связи с высокой конкуренцией и нестабильностью торговых потоков в регионе.
Европейские авиакомпании зафиксировали в августе высокий рост спроса (5,6%), улучшив показатель июля (4,7%). Несмотря на рецессию в Европе, авиакомпании региона продолжили расширение международной маршрутной сети, увеличив объемы провозных емкостей на 4,4%. Коэффицент пассажирской загрузки повысился до 84,9%.
Североамериканские авиакомпании демонстрируют рост спроса на 0,5% по сравнению с августом прошлого года, в то время как объемы провозных емкостей сократились на 0,5%. Это позволило увеличить коэффициент пассажирской загрузки на 0,8% до 86,9%, что является самым высоким показателем среди регионов мира. Рост спроса по сравнению с июлем составил 0,5%.
Самые низкие результаты здесь демонстрируют перевозчики Азиатско–Тихоокеанского региона. Рост спроса по сравнению с августом прошлого года составил 2,9%, что, несомненно, является улучшением показателя по сравнению с 0,1% в июле. Тем не менее тенденция к сокращению спроса в регионе сохраняется из месяца в месяц. К примеру, в июле этот показатель был на 0,5% выше, чем в августе.
Самые высокие показатели вновь продемонстрировали перевозчики Ближнего Востока. Эксплуатанты региона продолжают стремительно развиваться (рост спроса в августе составил 16,7%), особенно в сегменте дальнемагистральных перевозок. Объемы провозных емкостей ближневосточников увеличились на 13,3%, коэффициент пассажирской загрузки составил 78,2%.
Темпы роста на внутренних пассажирских перевозках в целом по отрасли повысились на 4,8%, на фоне увеличения объемов провозных емкостей – на 4,2%. Коэффициент пассажирской загрузки на внутренних рынках почти не изменился – 82,3%. Тем не менее снижение темпов пока не критично – практически все рынки, за исключением Индии и Японии, продемонстрировали рост спроса по сравнению с августом прошлого года. Самые высокие показатели по внутренним перевозкам были зафиксированы в Китае. На внутреннем рынке страны рост спроса составил 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является прямо противоположной тенденцией по сравнению с резким падением в середине этого года. И все же показатели роста спроса в августе были ниже роста объемов провозных емкостей на 12,2%, что привело к снижению коэффициента пассажирской загрузки до 83,6%.
В США спрос на внутренние перевозки увеличился на 2,4% по сравнению с августом 2011 г., объемы провозных емкостей увеличились на 1,4%. Перевозчики региона зафиксировали коэффициент пассажирской загрузки 86,7%, что является самым высоким показателем по внутренним перевозкам среди основных регионов.
Общий прогноз IATA относительно грузоперевозок (внутренних и международных) не оптимистичен. На фоне увеличения, по сравнению с августом 2011 года, объемов провозных емкостей на 0,4%, а также сокращения спроса на грузовые перевозки на 0,8% и продолжающегося, как было сказано выше, падения уровня доверия бизнеса в последующие месяцы в секторе прогнозируется дальнейший спад. Лучшие показатели продемонстрировали перевозчики Ближнего Востока, Африки и (в меньшей степени) Северной Америки. Уровень спроса на грузовые перевозки в Азиатско–Тихо-
океанском регионе, Европе и Латинской Америке снизился по сравнению с августом прошлого года.
Распределение рынка по объемам грузооборота авиакомпаний отдельных регионов выглядит следующим образом: Азиатско–Тихоокеанский регион 38,7%, Северная Америка 24,2%, Европа 21,8%, Ближний Восток 11,3%, Латинская Америка 2,7%, Африка 1,2%.
По мнению экспертов международной ассоциации, показатели отрасли отражают ситуацию в мировой экономике. «Вялый рост экономики в США, продолжающийся долговой кризис в Европе и волнения по поводу снижения темпа роста экономики в Китае наносят урон уровню доверия бизнеса и потребителей. Авиакомпании ответили помимо всего прочего осторожными мерами по управлению провозными емкостями. В то время как мировые объемы пассажирских перевозок выросли в августе на 5,1%, рост объемов провозных мощностей составил 4,1%. Вместе с тем сохранение денежных средств и контроль расходов является основной заботой большинства перевозчиков, пока они ожидают более благоприятных экономических условий», – подчеркивает Тони Тайлер.
Прибыль радует
До настоящего времени IATA прогнозировала общую прибыль отрасли на уровне
3 млрд долл. при коэффициенте доходности 0,5%. В начале октября ассоциация объявила о пересмотре в сторону повышения финансового прогноза мировой авиационной отрасли на 2012 год. Падение прибыли авиакомпаний с 8,4 млрд долларов США в 2011 г. будет частично компенсировано повышением эффективности работы авиакомпаний. Согласно прогнозу в 2012 году общая прибыль авиакомпаний составит 4,1 млрд долларов США (что на 1,1 млрд выше прогноза в 3 млрд долларов США, сделанного в июне этого года). По обновленному прогнозу рентабельность отрасли снизится с 1,4% в 2011 году до 0,6% (увеличение по сравнению с предыдущим прогнозом в 0,5%). В 2013 году, по предварительным оценкам, IATA прогнозирует сдержанный рост прибыли до 7,5 млрд долларов США, хотя коэффициент рентабельности составит всего 1,1%.
«Государственный долговой кризис в Европе затягивается. Китай продолжает замедлять темпы развития экономики. Наметившееся улучшение количественных показателей в Японии и США потребует времени, прежде чем оно окажет положительное воздействие на рост экономики. Хотя некоторые из этих рисков незначительно уменьшились в последние месяцы, они продолжают негативно сказываться на индексе доверия бизнеса. Улучшение прогноза произошло благодаря повышению эффективности работы авиакомпаний в сложных условиях», – говорит генеральный директор IATA.
Повышение эффективности работы авиакомпаний четко проявилось в результатах второго квартала, который показал уровень операционной прибыли, близкий к прошлому году, несмотря на тяжелый первый квартал, что наглядно демонстрирует позитивный эффект от консолидации отрасли. Коэффициент использования основных фондов в сегменте пассажирских перевозок остается высоким на многих рынках. В прошлом на аналогичных этапах развития кризиса коэффициенты пассажирской загрузки и использования судов должны были бы упасть к этому моменту на фоне сокращения объема спроса на перевозки и увеличения объема поставок новых самолетов. В нынешнем цикле авиакомпаниям удается сохранить коэффициенты загрузки и использования судов на высоком уровне. Это позволило улучшить доходность и более широко распределить постоянные расходы. Однако на более слабом рынке грузовых перевозок коэффициент использования основных фондов упал, негативно повлияв, прежде всего, на перевозчиков Азиатско–Тихоокеанского региона, где этот сегмент занимает большую долю в общих доходах.
«Даже 6 лет назад получение прибыли при цене 110 долларов США за баррель нефти марки Brent было немыслимо. Отрасль смогла перестроиться, чтобы справиться с этой ситуацией, инвестируя в новый воздушный флот, внедряя более эффективные бизнес–процессы, эффективно управляя провозными емкостями и консолидируясь. Но, несмотря на все усилия, прибыльность отрасли по–прежнему балансирует на острие ножа с рентабельностью, не покрывающей стоимость капитала», – считает Тони Тайлер.
По мнению руководителя IATA, «авиация играет важную роль в столь сложные времена для мировой экономики. Рост экономики – единственный путь решения проблемы, и здоровая авиационная отрасль может его стимулировать, связав развитые экономики в состоянии стагнации с динамично развивающимися новыми рынками. Авиационное сообщение дает толчок росту в обеих точках. Вот почему правительству важно обеспечить авиации неограниченные возможности быть катализатором роста экономики. К сожалению, во многих странах развитие авиационной отрасли сопряжено с такими сложностями, как высокие налоги, несовершенное законодательство и недостаточная инфраструктура. Все это ограничивает развитие отрасли и наносит ущерб мировой экономике».
Остается заметить, что мировая авиационная отрасль обеспечивает 57 млн рабочих мест и ежегодно приносит глобальной экономике порядка
2,2 трлн долларов США.
Региональный прогноз на 2012 год
Европа. Ожидается, что европейские авиакомпании понесут самые большие потери среди всех регионов, убыток отрасли составит 1,2 млрд долларов США, что на 0,1 млрд хуже предыдущего прогноза. Пока правительства и Европейский центральный банк предпринимали меры для поддержки евро, возникли дополнительные политические трудности. Европейские перевозчики отметили умеренный рост объемов перевозок, но на премиальном туристическом рынке замечено ухудшение торговой конъюнктуры. В июле важный в премиальном туристическом сегменте Северо–Атлантический регион продемонстрировал показатели на 2,4% ниже уровня прошлых лет, а рынок премиум–путешествий внутри Европы сократился на 3,5%. Кроме того, регион страдает от высоких налогов, неэффективной инфраструктуры управления воздушным движением и обременительного государственного регулирования.
Северная Америка. По прогнозу прибыль североамериканских перевозчиков в 2012 году составит 1,9 млрд долларов США, что на 0,5 млрд долларов выше предыдущего прогноза и лучше результатов 2011 года (1,3 млрд). С точки зрения динамики это лучший результат среди всех регионов, достигнутый благодаря жесткому контролю объемов провозных емкостей. За первые 8 месяцев 2012 года рост спроса на пассажирские перевозки составил 1,3%, в то время как провозные емкости увеличились лишь на 0,2%. В результате в регионе поддерживался стабильно высокий коэффициент пассажирской загрузки, в среднем 83,2% в период с января по август 2012.
Азиатско–Тихоокеанский регион. Прибыль авиакомпаний Азиатско–Тихоокеанского региона ожидается на уровне 2,3 млрд долларов США. Это на 0,3 млрд долларов США выше предыдущего прогноза. С учетом того, что перевозчики этого региона занимают 40% мирового рынка грузовых перевозок, они находятся в наиболее уязвимом положении в связи со слабым спросом на грузовые перевозки. В первые 8 месяцев текущего года спрос на грузовые перевозки снизился на 6,6% по сравнению с показателями прошлого года, в то время как объемы провозных емкостей сократились всего на 2%. Относительно высокие темпы роста пассажирских перевозок с лихвой компенсировали негативные тенденции на рынке грузовых перевозок. Китай, например, остается самым быстрорастущим среди основных рынков внутренних перевозок, показав 9,4% роста спроса в течение первых 8 месяцев текущего года.
Ближний Восток. Ожидается, что перевозчики Ближнего Востока получат прибыль в размере 0,7 млрд долларов США, что на 0,3 млрд долларов США превышает предыдущий прогноз. Несмотря на то, что мировой рынок грузовых перевозок остается с точки зрения темпов роста на прежнем уровне с конца прошлого года, перевозчики региона аккумулировали большую часть роста в сегменте. В течение первых 8 месяцев текущего года объемы грузовых провозных емкостей увеличились на 13% на фоне роста спроса в 14%. Регион также продемонстрировал самый высокий показатель роста спроса на пассажирские перевозки – на уровне 17,1%, опережающий рост объемов провозных емкостей – 13,2%. Авиакомпании региона продолжают расширять свою долю в сегменте дальнемагистральных перевозок за счет увеличения объема транзитных перевозок через хабы. Рост в регионе наглядно отображает то, что доля региональных перевозчиков в международном пассажиропотоке увеличилась с 4,8% в 2002 году до 11,5% в августе 2012 года.
Латинская Америка. Ожидаемая прибыль латиноамериканских авиакомпаний составит 0,4 млрд долларов США, что практически совпадает с предыдущим прогнозом и выше показателей 2011 года, когда прибыль составила 0,3 млрд долларов США. Северная и Латинская Америка стали единственными регионами, где ожидается рост прибыльности по сравнению с 2011 годом. Регион продолжает демонстрировать устойчивый рост объема перевозок, отражающий повышение спроса на фоне высокого уровня товаропотока из региона и заметного роста экономик Мексики и Чили. Сокращение объемов провозных емкостей позволило предотвратить потери авиакомпаний на внутреннем рынке Бразилии, обеспечив лучшее соотношение спроса и предложения. На международных рынках консолидация также становится очевидной, например, в таких сделках, как объединение LATAM.
Африка. Согласно прогнозу африканским перевозчикам удастся избежать убытков в 2012 году. Это лучше, чем предыдущий прогноз, в соответствии с которым убытки должны были составить 0,1 млрд долларов США. Перевозчики региона извлекли выгоду из сильного роста многих африканских экономик, которые в некоторых случаях получили мощный толчок в виде инвестиций и торговых связей с Китаем, а также высокой прибыльностью нефтяной отрасли. Тем не менее успехи авиакомпаний региона сильно различаются. В среднем коэффициент пассажирской загрузки остается самым низким в мире, так как многим авиакомпаниям региона не удается уравновесить объемы провозных емкостей со спросом на перевозки.
Чего ждать в 2013 году
В 2013 году, по предварительным оценкам, IАТА прогнозирует увеличение прибыли отрасли до 7,5 млрд долларов США, так как экономические прогнозы указывают на несколько более сильный экономический рост и более низкие цены на нефть. Это лучше, чем результат, ожидаемый в 2012 году. Но с рентабельностью всего в 1,1% авиационная отрасль по–прежнему остается далеко позади других отраслей с точки зрения доходности капитала. Это скромное улучшение основано на прогнозе роста мирового ВВП на 2,5% (по сравнению с 2,1% в 2012 году). Это будет способствовать росту пассажиропотока на 4,5% и росту объемов грузовых перевозок на 2,4%. Несмотря на то, что рынок грузовых перевозок будет расти одновременно с укреплением мировой торговли (рост которой ожидается на уровне 5,1%, опережая показатель 2012 года в 3,4%), доходность в сегменте грузовых перевозок сократится на 1,5%. Доходность пассажирских перевозок останется на прежнем уровне. Небольшое снижение цен на нефть (105 долларов США за баррель марки Brent) станет еще одним фактором для повышения эффективности. Это позволит сохранить расходы отрасли на топливо на уровне
208 миллиардов долларов США (так же как в 2012 году), даже несмотря на повышение объемов перевозок. Ожидается, что доходы вырастут на
24 млрд долларов США и составят
660 миллиардов долларов. Хотя этот результат и ниже ожидаемого в 2012 году по сравнению с 2011 годом, который составил 39 млрд долларов США, ожидается, что он приведет к повышению прибыльности благодаря стабилизации расходов, в первую очередь на топливо.
Результаты работы отдельных регионов также будут отличаться. Согласно прогнозам североамериканские авиакомпании продолжат наращивать прибыль за счет жесткого контроля провозных емкостей. Перевозчики Азиатско–Тихоокеанского региона смогут добиться увеличения прибыли, если не за счет увеличения доходности рейсов, то за счет объемов грузовых перевозок. Ожидается, что европейские авиакомпании в 2013 станут единственным регионом в «минусе», несмотря на то, что убытки снизятся за счет замедления темпов роста объемов провозных емкостей и улучшения торговой конъюнктуры на рынке дальнемагистральных перевозок.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
23.11.2012