В Москве прошла 3–я международная научно–практическая конференция «Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических технологий», которую организовали НП «Гильдия экспедиторов» и ОАО «РЖД» под эгидой Минтранса России.
Обеспечение безопасности стоит немалых денег. Но и государство, и ОАО «РЖД» на этом даже в кризис не экономят, отметил, выступая на конференции, заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков. Не случайно был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности». А в этом году после теракта в московском метро Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Выделены и немалые финансовые ресурсы – 14,8 млрд рублей только для безопасности метрополитенов.
Экономический кризис в минувшем году вынудил ОАО «РЖД» более чем в 1,6 раза сократить инвестиционную программу, но, как заявил первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, 263 млрд рублей все же было выделено на обновление и модернизацию основных фондов. А в этом году на те же цели будет потрачено 270,5 млрд рублей.
На форуме был отмечен отрадный факт: на протяжении многих лет, начиная с 90–х годов, страховые компании, работающие на рынке обязательного страхования пассажиров в дальних пассажирских перевозках, ежегодно инвестировали в обеспечение безопасности железнодорожного транспорта по 200 и более миллионов рублей. При этом до 20% средств перечисляли страховщики, занимающиеся добровольным страхованием грузоперевозок.
Эти инвестиции дали реальный эффект. С момента образования ОАО «РЖД» количество нарушений требований безопасности снизилось на 23% – прежде всего за счет сокращения числа сходов подвижного состава, отцепок вагонов от пассажирских поездов и неисправностей пути, которые влекут за собой закрытие движения поездов или ограничение скорости до 15 км/час. Все это дало веское основание министру транспорта РФ Игорю Левитину заявить на заседании Президиума Правительства РФ о том, что железные дороги являются сегодня самым безопасным видом транспорта в стране. Подтверждает это и опрос общественного мнения, который провел ВЦИОМ. На вопрос: «почему вы отдаете предпочтение железнодорожному транспорту?» 78% респондентов ответили: «он наиболее безопасен».
Но почивать на лаврах рановато. Федеральный закон «О транспортной безопасности» заложил правовые основы обеспечения безопасности на транспорте. Но к нему необходимо принять десятки нормативно–правовых актов и поправок к действующим законам. Между тем работа идет медленно. Свою обеспокоенность этой ситуацией высказал заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Вячеслав Дубровин. До сих пор не внесен на рассмотрение парламента пакет обновленных законов о железнодорожном транспорте – дело тормозится тем, что по ряду положений ведомства и участники перевозочного процесса не достигли компромисса. Та же судьба может постигнуть и другие законопроекты, в частности, о страховании перевозок опасных грузов и страховании гражданской ответственности. Для ускорения процесса Вячеслав Дубровин предложил, чтобы не терпящий отлагательства проект закона о страховании перевозок опасных грузов был подготовлен заинтересованными организациями и внесен от имени депутатского корпуса.
«Проблем в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте много,– отметил руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков. – И работа по их решению пока недостаточно эффективна. Либерализация рынка влечет за собой рост рисков. Так, они возросли с введением упрощенного порядка получения лицензий на перевозку грузов и грузобагажа по железным дорогам, а также на погрузочно–разгрузочные работы, в том числе и связанные с опасными грузами. А отмена лицензирования деятельности по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и технических средств пока не привела к повышению качества данных услуг. Более того, встал вопрос, как не позволить выйти на этот рынок недобросовестным предпринимателям, которые в погоне за прибылью могут забыть об обеспечении безопасности движения».
Симптомы уже есть. В последнее время, дабы сократить расходы, некоторые собственники приватных вагонов производят плановые виды ремонта и продление срока службы подвижного состава на сторонних, в том числе и частных вагоноремонтных предприятиях, где работы ведутся не в полном объеме и с низким качеством. Нередко причиной ЧП становится техническое состояние этих вагонов.
Так, 23 мая на перегоне Алкино – Чишмы из–за излома боковой рамы тележки вагона, построенного два года назад на заводе «Азовэлектосталь», произошел сход. При этом был нарушен габарит соседнего пути, по которому со скоростью 82 км/час следовал пассажирский поезд сообщением Уфа – Самара. Произошло столкновение, к счастью, никто серьезно не пострадал. Но затраты на ликвидацию последствий ЧП составили 7,5 млн рублей.
Кстати, за последние 9 лет на железных дорогах России произошло уже 55 изломов боковых рам тележек, половина из которых была изготовлена в 2004 – 2007 годах ОАО «НПК «Уралвагонзавод». В 2009 году по вине заводов–изготовителей допущено 12 случаев сходов в организованных поездах по причине изломов боковых рам тележек грузовых вагонов. Один из этих случаев привел к крушению поезда на Западно–Сибирской железной дороге (по вине ОАО «Азовмаш»). В текущем году по той же причине произошло 15 сходов в организованных поездах.
Вице–президент ОАО «РЖД» Александр Тишанин предложил наряду с ужесточением требований к качеству использовать механизм принудительного страхования гражданской ответственности производителей подвижного состава. Но учитывая, что для этого нужен специальный закон, можно использовать механизмы добровольного страхования гражданской ответственности, приняв соответствующие стандарты такими организациями, как НП «Объединение производителей железнодорожного транспорта», а также некоммерческими партнерствами, объединяющими операторов и владельцев подвижного состава.
В конце мая на заседании Правления ОАО «РЖД» принято решение о создании ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. Это позволит более эффективно управлять безопасностью, прогнозировать аварийные ситуации и принимать вовремя меры. Словом, на железных дорогах многое делается для того, чтобы подтвердить статус «самого безопасного транспорта страны».
Тамара АНДРЕЕВА,
обозреватель «ТР»