• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Латаем «энергетические» дыры

Латаем «энергетические» дырыСостоялась региональная конференция «Энерго– и ресурсосбережение, бережливое производство как важнейшие направления развития
экономики регионов».

Латаем «энергетические» дырыРешения задач, поставленных государством и обществом перед отечественным бизнесом: энергоэффективность, бережливое производство, энерго– и ресурсосбережение, – обсуждались под занавес уходящего года на трех дискуссионных площадках. Под эгидой некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и Российских железных дорог на базе Новочеркасского электровозостроительного завода состоялась региональная конференция «Энерго– и ресурсосбережение, бережливое производство как важнейшие направления развития экономики регионов». А в Москве, в здании Рижского вокзала, прошли выставка и конференция под девизом: «Энерго-сбережение и ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте – инвестиции в будущее».

Экономить – это закон!

Напомним, в утвержденном премьером России в декабре 2009 года правительственном плане по повышению энергоэффективности самый большой раздел был отведен энергосбережению в отдельных секторах экономики, в частности, в сфере транспорта. Это неудивительно: российские железные дороги, например, потребляют 40 млрд кВт/ч электроэнергии в год, что составляет 6% от общероссийского показателя. Только на тягу поездов расходуется 3 млн т (11% в структуре потребителей России) дизельного топлива.
Не оставил без внимания этот сегмент экономики и Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», принятый в ноябре 2009–го. Среди основных принципов правового регулирования в этой области, нашедших свое отражение в законе, значатся эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка, стимулирование и планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также системность и комплексность проведения этих мероприятий.
Государственное регулирование в выше указанной области согласно закону осуществляется путем установления требований к обороту отдельных товаров, в частности, запретов и ограничений для товаров низкой энергетической эффективности. На руководство предприятий налагаются определенные обязанности по учету используемых энергетических ресурсов, предъявляются требования к энергетической эффективности зданий и сооружений, к энергетическому паспорту. Обязательным для всех стало проведение мероприятий по энергосбережению. Особые требования предъявляются к программам в этой сфере. Отдельной строкой идет необходимость проведения обязательного энергетического обследования.
Оно может проводиться в отношении продукции, технологических процессов, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Его основными целями являются получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей и возможностей повышения энергоэффективности, а также потенциала энергосбережения; разработка соответствующих мероприятий и, что немаловажно, определение их стоимости. Энергетическое обследование является обязательным для всего холдинга РЖД, а также для производителей любой продукции, предназначенной для железных дорог.
Поскольку эту деятельность вправе осуществлять только участники соответствующих саморегулируемых организаций, Объединение производителей железнодорожной техники учредило «Межрегиональную саморегулируемую организацию (МСО) в области энергетического обследования МЭО ОПЖТ». Энергетическое обследование ОАО «РЖД» в каждом отдельном случае выполняет генеральный исполнитель работ, отвечающий требованиям, которые предъявляются к организациям–энергоаудиторам, и имеющий опыт реализации в интересах холдинга проектов сетевого значения.
Прошло чуть более года после того, как нормативно–правовая база так или иначе привела всех участников рынка транспортных услуг к одному знаменателю относительно экономии энергетических ресурсов. Тем не менее и в адрес плана, и в адрес закона звучат критические замечания со стороны непосредственных исполнителей. Председатель подкомитета по энергоэффективности и возобновляемой энергетике комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по энергетической политике Валентин Иванов, выступая в Новочеркасске, заявил, что у работы по внедрению энергоэффективности не может быть сроков окончания, вне зависимости от принятия закона. Анализ, проведенный экспертами РСПП, показал, какие недостатки выявились при его реализации.
По их мнению, за все предыдущие годы, несмотря на массу постановлений, законов и подзаконных актов в этой сфере, системных изменений в России не произошло. Есть определенные сдвиги только на некоторых участках. Новый закон затрагивает опять–таки отдельные моменты, а в основном – назначает ответственных и декларирует санкции за невыполнение. Но быть «дубинкой», по мнению Валентина Иванова, мало, ведь системности опять не наблюдается. Начинать нужно с проведения тотального энергоаудита, который является неотъемлемой частью баланса, как энергетического, так и бухгалтерского. До августа 2010 года должны были быть разработаны соответствующие программы, чтобы их полномасштабно внедрить к 2012–му. В тех регионах, где они предоставлены, начали работу. А в тех, где до сих пор этот вопрос не решен, попросту не понимают, что делать конкретно. Все элементарно, заявляет Валентин Иванов, без проведения энергоаудита мы будем, например, экономить на лампочках, не подозревая, что зачастую кондиционеры, сигнализация и многое другое потребляют в процессе производства гораздо больше энергии.

Свет в конце тоннеля

В отраслевом масштабе дела обстоят гораздо лучше, нежели в региональном. Директор по разработке и внедрению ОАО «Желдорреммаш», исполнительный директор НП «МЭО ОПЖТ» Алексей Зайцев, говоря о взаимодействии с производителями железнодорожной техники, выделил несколько важных моментов. Это реализация единой технической политики в сфере повышения энергоэффективности, взаимодействие с органами исполнительной власти, привлечение дополнительных источников финансирования, а также обеспечение стандартов качества энергообследования. Для ОПЖТ, по его мнению, выполнение новых требований законодательства повлечет повышение конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения на основе повышения энергоэффективности производств. Кроме того, сделает возможным реализацию инвестиционных проектов в области энергоэффективности за счет привлечения государственной поддержки и кредитных ресурсов.
Начиная с 2003 года Новочеркасский электровозостроительный завод практически ежегодно осваивает производство новых серийных магистральных и промышленных электровозов. Одним из важных направлений развития предприятия, сообщает генеральный директор ОАО «НЭВЗ» Сергей Подуст, является концепция энерго– и ресурсосбережения. Она распространяется как на конструкции выпускаемых локомотивов, так и непосредственно в производстве. Для заказчика важным фактором является снижение стоимости жизненного цикла локомотивов, сокращение энергозатрат. Совместно с головным разработчиком – ОАО «ВЭЛНИИ» – завод постоянно совершенствует конструкции серийно выпускаемых локомотивов для улучшения потребительских свойств.
В настоящее время перед НЭВЗ стоит задача создания инновационного электровоза с асинхронным тяговым двигателем. Он будет являться базовой моделью для целого ряда электровозов нового поколения. В конструкции локомотива будут применены передовые решения ведущих мировых производителей. Например, для работы на переменном токе применяются специальные преобразователи, обеспечивающие коэффициент мощности электровоза, близкий к 1, что предельно сокращает протекание реактивных токов и приводит к снижению потребляемой мощности электровоза. Уровень потребления электроэнергии снижается также благодаря внедрению рассредоточенной системы вентиляции в электровозе. Применение рекуперации во всех диапазонах скоростей обеспечивает возврат электроэнергии в сеть. На электровозе вместо обычных ламп накаливания применены светодиоды.
Новые конструктивные решения неизбежно влекут за собой внедрение новых технологий, считает Сергей Подуст. Задача по обеспечению необходимого качества и снижению себестоимости решается путем создания специализированных участков с использованием принципов бережливого производства и визуального менеджмента. Выбор и приобретение оборудования, функциональная расстановка, создание материальных потоков и технологической цепочки данного электровоза детально прорабатываются специалистами завода совместно с коллегами из «Альстома». Французские партнеры также проводят технический аудит производства, совместно выявляются узкие места, разрабатываются эффективные технологические решения.
При формировании инвестиционных программ и программ технического перевооружения особенно большое внимание уделяется повышению качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости. Энергосбережение как фактор, непосредственно влияющий на выполнение этой задачи, является приоритетным направлением в работе специалистов завода. НЭВЗ в направлении энергосбережения и развития энергообеспечения руководствуется энергетической политикой Трансмашхолдинга, в который входит завод. В ней определены основные направления энергоэффективности. Применение регулируемого частотного привода только на компрессорной станции позволило экономить около 3 млн рублей в год, частотно–регулируемые приводы также применяются при модернизации станков, систем водоснабжения, вентиляции в цехах завода. Внедрение системы плавного пуска на турбокомпрессорах позволило получить экономический эффект более 5 млн рублей в год.
На предприятии внедряется энергосберегающее освещение, которое приводит к снижению потребления электроэнергии в 2–3 раза. Планируется поэтапная замена всех ламп на энергосберегающие. На подстанциях завода внедряются автоматические конденсаторные батареи, которые позволяют существенно сократить потери электроэнергии. В 2010 году таких батарей установлено 10 штук. Проведение мероприятий по повышению энергоэффективности позволило снизить потребление электроэнергии со 117 млн кВт/ч в 2008 году на 17 млн кВт/ч в 2010–м при одинаковом плане производства. В действующих тарифах, по словам Сергея Подуста, экономия составляет более 50 млн рублей.
Президент НП «ОПЖТ», старший вице–президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович сообщает, что в течение 2011 года работа по определению класса энергетической эффективности применительно к железнодорожной продукции будет проведена в РЖД. Это станет обязательным условием при заключении договоров и контрактов на поставку продукции с целью приобретения энергоэффективного подвижного состава и оборудования для объектов инфраструктуры. В 2011 году 1 млрд рублей заложен холдингом на приобретение светодиодной техники – в первую очередь светофорной сигнализации. В Северомуйском тоннеле, где постоянно горят лампочки и очень непростые условия эксплуатации, освещение также переводится на светодиодную технику. И дело не только в экономии электроэнергии, считает Валентин Гапанович, а в трудозатратах: перекручивать лампочки в тоннеле длиной 15 км достаточно непросто. Еще один пример: на мосту через Обь в Новосибирске из–за повышенной вибрации лампы накаливания постоянно выходили из строя. Теперь вместо них установлены светодиодные приборы освещения. Вскоре будет создано некоммерческое партнерство производителей светодиодной техники в России, и железнодорожники, занимающиеся ее внедрением много лет, войдут в наблюдательный совет этого НП. И таким образом смогут влиять на ценообразование.
«Применение светодиодной техники» – это одна из трех крупных программ по повышению энергоэффективности российских железных дорог. Программа «Совершенствование системы учета топливно–энергетических ресурсов (ТЭР)» реализуется с 2007 года. Объем инвестиций в это направление составил более 800 млн рублей. Суммарный экономический эффект от внедренной в период с 2007 по 2010 год продукции уже составил более 250 млн рублей. Третья программа – «Основные направления энергосбережения в перевозочном процессе». Таковыми являются внедрение энергооптимальных расписаний движения поездов, установка систем автоведения на локомотивах. К настоящему времени системами автоведения оборудованы более 3 тыс. пассажирских и грузовых электровозов, более 1,5 тыс. электропоездов. Их массовое применение позволило обеспечить снижение расхода электроэнергии от 3 до 12%.

Какой вокзал «поумнеет»?

Инновационным разделом правительственного плана по повышению энергоэффективности можно считать тот, который посвящен наличию этого качества в товарах, работах и услугах. Это ноу–хау для нашей страны, поэтому многие компании включились в негласное соревнование технологий, претендующих на максимальное ресурсо– и энергосбережение.
На Рижском вокзале компания Omnicomm познакомила с решениями в области контроля расхода топлива. Она активно развивает направление установки системы контроля расхода топлива FАS на тепловозы. Сейчас ею оснащено уже более десятка промышленных предприятий, на территории которых организовано движение тепловозов и отсутствуют должные проверки траты ГСМ. Уже первые опыты показали, что у системы солидные перспективы на железнодорожном транспорте. Ее внедрение дает не только экономический эффект, но и экологический за счет более рационального расхода топлива и использования парка локомотивов, а также препятствует совершению противоправных действий со стороны персонала.
На выставочной площадке группой компаний «ТВЕМА» было представлено новое поколение котлов, позволяющих отапливать помещения железнодорожной инфраструктуры при низких энергозатратах, что дает высокую эффективность их применения. На стенде ЗАО «НПФ «ДОЛОМАНТ» – специализированные осветительные комплексы для жестких и гибких поперечин, разработанные для применения на объектах железнодорожного транспорта. Светотехнические решения компании применяются в проектах разного масштаба, сложности и назначения: от архитектурно–художественной и декоративной подсветки до промышленного и уличного освещения. Они позволяют значительно снизить затраты на электроэнергию и эксплуатационные расходы, а также обеспечить экологичность и безопасность.
Всеобщий интерес привлекли проекты госкорпорации «Роснано». Кроме светодиодных светильников, Российским железным дорогам были предложены фотоэлектрические системы, которые позволяют производить электроэнергию на различных железнодорожных объектах при помощи солнечной генерации. Директор департамента программ стимулирования спроса ГК «Роснано» Александр Морозов заявил, что корпорация готова совместно с железнодорожниками принять участие в пилотном проекте создания «умного» вокзала. По его словам, будет произведен пилотный монтаж тонкопленочных фотоэлектрических панелей. В итоге появится возможность не только получить электроэнергию, но и в режиме реального времени рассчитать экономический эффект. Он возникнет от того, что электроэнергию не придется покупать, а можно производить на месте.
Кроме солнечных модулей, в проекте будут использоваться специальные метки для слежения за перемещением грузов. Во многих странах мира такая технология уже применяется, для России это будет впервые. Еще одно новшество – специальные энергосберегающие пленки, которыми покроют информационные экраны и знаки. Также на вокзалах появятся датчики и системы контроля деформации зданий, газопользования и обнаружения взрывчатых и наркотических веществ. Предварительно, первыми «умными» станут вокзал в Анапе и Курский вокзал в Москве.

Копейка рубль бережет

Один из главных идеологов «бережливого производства» железнодорожной техники, вице–президент НП «ОПЖТ» Сергей Палкин считает, что такое производство – это специальная настройка системы менеджмента качества. Установка дается на обеспечение высокого уровня соответствия, выявление и минимизацию скрытых потерь, а также на постоянную оптимизацию расходов. А главное – это непрерывное уменьшение потерь в производстве продукции и обращении капитала. Среди основных принципов бережливого производства – определение и уточнение реальной ценности продукта, оптимизация потока создания ценности и обеспечение его непрерывности, а также стремление к совершенству и продукта, и процессов его создания.
Основные законы бережливого производства гласят, что оно означает скорость и применимо ко всем процессам. Медленные процессы – это дорогостоящие процессы. Эффективность цикла является главным показателем бережливого производства. Известно, что, к сожалению, 95% времени исполнения заказа для большинства процессов – это время ожидания. Практика показывает, что на 20% всех производственных участков ресурсы производства (труд, материалы, оборудование) находятся в режиме ожидания использования. Естественно, что устранение этих «временных ловушек» может повысить скорость. Главный источник снижения затрат – это скрытые потери, которые наблюдаются, во–первых, в процессах производства. Например, 80% задержек времени исполнения заказа возникает из–за проблем на 20% рабочих мест. Во–вторых, есть потери в непроизводственных процессах (продажи продукта, обработка заказов, снабжение, послепродажное обслуживание и пр.).
Система практических мер бережливого производства, по мнению Сергея Палкина, может быть внедрена при условии приверженности этой идее высшего руководства и собственников предприятия. Непременно должна присутствовать система мотивации: вознаграждение и признание. Очень важен отбор и поддержка правильных моделей проектов. И в итоге – превращение бережливого производства в корпоративную культуру.
Среди инструментов бережливого производства на первом месте находится кайдзен – система постоянных улучшений и организация рабочего места с использованием системы 5S. На втором – стандартные операционные процедуры (SOP) и система всеобщего ухода за оборудованием TPM. И, конечно, нельзя обойтись без принципов «точно вовремя» (just in time), быстрой переналадки SMED, очередности запуска, предотвращения ошибок Poka Yoke.
Как оценить результативность внедрения бережливого производства? Должно произойти снижение времени производственного цикла в 2–3 раза; увеличение оборачиваемости незавершенного производства – в 1,5–2 раза; снижение накладных расходов и затрат на обеспечение качества – на 20–40%. Норма валовой прибыли должна увеличиться на 30%, операционной прибыли – в 2–2,5 раза, рентабельности инвестированного капитала – в 3 раза.
Системе бережливого производства на Тверском вагоностроительном заводе – немногим больше полугода, сообщает директор по реструктуризации ОАО «ТВЗ» Виктор Светлов. Пилотными стали два участка, по ним и провели аудит, в итоге заняли второе место в Трансмашхолдинге. На первом участке в результате принятых мер производительность труда выросла на 20%, качество повысилось на 25%, 34% составило снижение использования материальных ценностей, на 26% повысилась эффективность использования площадей. В итоге экономический эффект за оцениваемый период работы составил 642 тыс. рублей. Второй участок «заработал» 926 тыс. Сейчас к системе бережливого производства подключены семь участков предприятия. Происходит поэтапное обучение специалистов, которые будут участвовать в ее внедрении. Главным результатом всех усилий, по мнению Виктора Светлова, является улучшение условий труда для работников.
Лучшими в соревновании бережливых стали труженики НЭВЗ. Предприятие одним из первых в отрасли вступило в этот клуб. Сергей Подуст считает, что мероприятия по внедрению бережливого производства приносят не меньшую эффективность, чем по энергосбережению. На предприятии понимают, что реализуемые в настоящее время изменения в производственной системе завода ведут не только к повышению общей культуры, что немаловажно, но и к оптимизации логистики, сокращению излишних перемещений, формированию системы планирования, минимизации запасов и организации выпуска деталей точно в установленные сроки.
А конкретные результаты таковы. Сегодня созданы 87 стандартных рабочих мест, выставлено для более рационального использования около 5 тыс. кв. м производственных площадей, сокращены потери рабочего времени более чем на 8,5 тыс. часов. На отдельных участках за счет устранения потерь была повышена производительность на 30–40%. В результате 5S–акций сдано 160 тонн металлолома на сумму 90 млн рублей. Пересмотрено в сторону улучшения более 3100 технологических процессов, переработано около 60 планировок производственных участков, проанализировано более 180 бизнес–процессов. Разработано и реализовано 700 мероприятий по бережливому производству. На заводе в первую очередь уделяется внимание обучению персонала. В 2009 году были обучены 674 рабочих, а за 9 месяцев 2010–го – 575 рабочих. Кроме того, прошли специальную подготовку 110 руководителей и специалистов. Экономический эффект в 2008–2009 годах составил более 180 млн рублей. В 2010 году получен дополнительный эффект от мероприятий по бережливому управлению (это параллельный производственному проект), который в настоящее время составляет 7 млн рублей.
По мнению Валентина Гапановича, реализация проекта по внедрению принципов бережливого производства в ближайшие годы позволит снизить непроизводственные потери, повысить качество процессов перевозки, эксплуатации и ремонта технических средств, материально–технического снабжения в структурных подразделениях железных дорог. Однако стоит отметить, что экономия ресурсов, энергии, рабочего времени стоит немалых денег. Акционеры Трансмашхолдинга, среди которых не самые бедные «Альстом» и РЖД, вложили солидные средства в оптимизацию производства, программы энергоэффективности и энергосбережения. Что уж говорить о стоимости остальных проектов, например, тех же «умных» вокзалов.
Недаром Российские железные дороги недавно пригласили в партнеры Европейский банк реконструкции и развития и подписали с ним меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в области энергоэффективности. Стороны будут совместно работать над выявлением самых передовых технологий, которые возможно реализовать на программной основе на большом количестве региональных железнодорожных узлов. Предусматрено исследование вероятности увеличения финансирования проектов железнодорожников, связанных с энергоэффективностью, в том числе на основе государственно–частного партнерства. Также ЕБРР рассмотрит возможность прямого вложения инвестиций в энергоэффективность, например, для реконструкции станционной инфраструктуры. Словом, чтобы сберечь изрядно оскудевшие природные ресурсы, придется изрядно потратиться.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya