Не знаю, было ли это заранее задумано и спланировано, или просто случайно совпало. Но факт остается фактом: за неделю до того, как в старинный город Великий Новгород на стратегическую сессию «Итоги года и перспективы развития» со всех российских железных дорог съехались специалисты Федеральной пассажирской компании, на столичном Курском вокзале прошла презентация пилотного проекта новой технологии оформления проездных документов на поезда дальнего следования через терминалы самообслуживания. Ведь прежде оплатить билет можно было только имея банковскую карту. Теперь терминал продает его за наличные.
Такое пожелание не раз высказывали сами пассажиры, поскольку для большинства из них оплата денежными купюрами остается более привычной. Процедура покупки за наличный расчет практически не отличается от операций приобретения проездного документа с помощью банковской карты. Заместитель генерального директора ФПК Владимир Каляпин сообщил, что в компании намерены развивать эту технологию, в будущем дополнив ее возможностью оформления покупки с помощью голоса. А также применить другие новейшие разработки, которые позволят минимизировать количество операций. Если новый сервис придется по душе пассажирам, подобными приставками оборудуют и другие терминалы на вокзалах. Сейчас их на сети уже более 270.
А буквально накануне открытия стратегической сессии в Москву из Санкт–Петербурга прибыл новый фирменный 2–этажный поезд № 5/6, который начал ежедневно курсировать между двумя столицами.
В этом составе пассажиров ждет немало инновационных технических решений, направленных на создание комфортных условий в пути. Его запуск в постоянное обращение при стоимости билета ниже, чем в плацкартном вагоне других фирменных поездов, курсирующих по данному маршруту, в ФПК считают еще одним шагом, повышающим конкурентную привлекательность железной дороги для основной массы населения. Наверняка живой отклик у пассажиров, особенно у людей с невысоким достатком, найдет и принятое компанией решение о том, что впервые, начиная со 2 февраля, на ряде поездов введена скидка до 40% от стоимости билетов, приобретаемых на верхние и боковые места в плацкартных вагонах.
Три новшества, внедренные компанией только за одну неделю февраля, как нельзя лучше отвечают стратегии, которой последовательно придерживаются Российские железные дороги в организации дальних пассажирских перевозок. Ее четко сформулировал на сессии, прошедшей в Великом Новгороде, генеральный директор ФПК Михаил Акулов:
– Можно сказать, что стратегию нам определяют и диктуют пассажиры. Ведь перед нами стоит задача поиска новых моделей организации пассажирских перевозок в дальнем следовании с целью повышения рентабельности деятельности компании и привлекательности для потребителей услуг транспортного комплекса. Чтобы успешно выполнить ее, мы должны живо и оперативно реагировать на требования потребителей наших услуг и их запросы.
В повестку дня сессии были включены вопросы оптимизации маршрутной сети, повышения финансовой устойчивости компании, развития организации продаж предлагаемых пассажирам услуг, внедрения проектного управления. В их обсуждении помимо работников ФПК приняли активное участие ведущие специалисты ОАО «РЖД», представители органов власти РФ, эксперты научно–исследовательских центров и консалтинговых компаний. Именно этим вопросам ФПК уделяется особое внимание. Внедрение инновационных технологий в организации пассажирского сообщения дальнего следования позволило, несмотря на экономический кризис, завершить 2014 год с положительными результатами, успешно справиться с олимпийскими перевозками. Эти перевозки стали серьезным и ответственным экзаменом для всего коллектива, и железнодорожники сдали его на «отлично». В период действия олимпийского графика движения в Сочи пассажирскими поездами удалось доставить свыше 600 тысяч пассажиров. Из них около 40 тысяч стали пассажирами фирменного двухэтажного поезда Москва – Адлер.
Впрочем, и в другие дни работать пришлось не менее напряженно, ведь в минувшем году каждые сутки в среднем в рейс отправлялись около 500 поездов, среднесуточный поток достиг 250 тысяч человек. За полмесяца до наступления 2015 года на сети российских железных дорог введен в действие откорректированный график движения пассажирских поездов, после проведенной корректировки общие размеры движения поездов формирования ФПК составили 509 пар. Этому достижению способствовали различные факторы. Одним из проектов, направленных на улучшение качества обслуживания пассажиров и повышение конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта, стала проводимая компанией работа по ускорению продвижения пассажирских поездов. Так, начиная с прошлого года удалось ускорить движение 364 поездов, время нахождения в пути 256 составов сокращено на 30 минут, 51 – на час и еще 57 – на час и более.
В минувшем году ФПК продолжила развивать маршрутную сеть поездов, курсирующих в дневное время суток. Формируются они в основном из вагонов с местами для сидения. Статистика перево-
зок в таких поездах убедительно подтверждает: дневные маршруты завоевали популярность у населения и с первых рейсов стали востребованными. В чем, впрочем, организаторы программы «Дневной экспресс» не сомневались, поскольку она начала разрабатываться по просьбе самих пассажиров, особенно за нее ратовали люди, которым часто приходится отправляться в служебные командировки и деловые поездки. Эта программа предусматривала по-
этапное расширение географии маршрутов поездов с дневным режимом пропуска и сокращение их времени в пути. Результаты превзошли самые радужные ожидания: в прошлом году дневными поездами воспользовались 6,5 млн человек. Это на 57% больше показателя, достигнутого в 2013 году.
Прижилось и набирает все больший спрос еще одно новшество, внедренное ФПК: с 26 ноября 2012 года в составе международного поезда «Лев Толстой» Москва – Хельсинки начал курсировать специализированный вагон–автомобилевоз. С 2013 года этот сервис стал предоставляться на ряде внутренних маршрутов. В минувшем году спрос пассажиров на услугу по перевозке личных автомашин в пассажирских поездах рос как на дрожжах. Объемы перевозок увеличились в 2,5 раза, по всем направлениям курсирования вагонов–автобомилевозов были отправлены почти 2 тысячи автомобилей. Это на 774 больше, чем в 2013 году. А всего с момента запуска услуги железнодорожники доставили пассажирам более 3 тысяч их личных машин. Положительная динамика продолжается и в настоящее время. В компании планируют предложить пассажирам новые маршруты, на которых они смогут уже в этом году воспользоваться данной услугой.
И не только этой: ФПК регулярно проводит исследования спроса и удовлетворенности населения предоставляемым сервисом и по их результатам постоянно работает над расширением спектра предоставляемых услуг. Многие из нас, конечно же, помнят время, когда в составы большинства пассажирских поездов дальнего следования включались специализированные почтовые и багажные вагоны. Потом на сети российских дорог стали формировать почтово–багажные поезда, которые продвигались по своему особому графику и расписанию. Однако, судя по всему, багажные вагоны доживают свой век. Дело в том, что с октября прошлого года перевозка багажа осуществляется по новой технологии в специальных купе в составе поездов регулярного сообщения на внутренних линиях. Это позволяет существенно сократить время его доставки, и, кроме того, пассажир следует в одном поезде со своим багажом. Нет проблем и с оформлением перевозочных документов. Это можно сделать одновременно с приобретением билета в поезд в кассах дальнего следования. А в ближайшей перспективе их можно будет оформить также через Интернет. Менее чем за 3 месяца новой услугой уже воспользовались 38,6 тысячи человек. Внедряемая технология позволит уже в этом году исключить багажные вагоны из большинства пассажирских поездов внутригосударственного сообщения.
И все же, пожалуй, одним из решающих факторов в конкурентной борьбе за пассажира с авиаторами и автомобилистами является гибкая тарифная политика, которую проводит ФПК. В связи с экономическом кризисом, который мы все сегодня переживаем, у большинства населения России каждый рубль на счету. Понимая это, компания в прошлом году в дерегулированном сегменте предоставила своим пассажирам скидки на ранние даты приобретения проездных документов, а также при оформлении билетов «туда и обратно» и выкупе всех мест купе целиком. Благодаря более гибкой системе ценообразования не только сохранился, но и увеличился объем перевозок в данном сегменте. Это позволило обновить комфортабельными купейными вагонами последнего поколения габарита RIC ряд фирменных поездов на внутригосударственных маршрутах. Практически завершено обновление всех составов, отправляемых из столицы в международном сообщении. При этом цены на проезд в них остались на прежнем уровне.
В прошлом году компания расширила перечень маршрутов, включенных в систему «Динамическое ценообразование», ее географию пополнили поезда, следующие по 13 направлениям. Сегодня под управлением доходности находятся уже 166 маршрутов. Системой дерегулированного сегмента охвачены 30% пассажирских перевозок. ФПК уже в этом году намерена распространить данный механизм на 75% внутригосударственных маршрутов.
Все большую популярность у пассажиров завоевывает действующая с лета 2012 года программа лояльности РЖД «Бонус». Она позволяет ее участникам, а их сегодня насчитывается около миллиона пассажиров, накапливать баллы за поездки в поездах дальнего следования и в «Сапсане». Полученные баллы можно обменивать на премиальные поездки. В прошлом году были оформлены 40 тысяч премиальных билетов, что в 4 раза больше, чем в 2013 году. В этом году участие в программе лояльности стало еще выгоднее для пассажиров. Почти в 2 раза снижена стоимость «премиального билета». Для того чтобы получить его, достаточно набрать не 7, а 4 тысячи баллов.
Новшества, внедренные в январе–феврале текущего года, органично вписываются в стратегию компании, которую, как заявил Михаил Акулов, диктуют пассажиры.
А завершая свое выступление на стратегической сессии, гендиректор ФПК отметил:
– Нынешний год будет непростым для всех нас. Тем не менее компания делает все, чтобы он прошел успешно. Будем еще настойчивей работать над тем, чтобы повышать привлекательность железнодорожного сообщения для россиян и для пассажиров из–за рубежа.
Владимир ЧИСТОВ
12.03.2015