Состоялось расширенное заседание Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта, в работе которого приняли участие заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, представители Госжелдорнадзора, руководители территориальных управлений Росжелдора, специалисты отраслевых союзов, ассоциаций, железнодорожного бизнеса.
С докладом об основных показателях работы за прошедший год и планах на 2012 год выступил руководитель агентства Алексей Цыденов.
Реализуя одну из своих функций, Росжелдор в 2011 году вел активную работу по открытию и закрытию железнодорожных станций и путей общего пользования для постоянной эксплуатации – за истекший год изданы 72 соответствующих приказа.
В области технического регулирования на железнодорожном транспорте на рабочих группах Росжелдора были рассмотрены 11 норм безопасности, принятых комиссией в Минтрансе России. Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте обработаны 1758 заявок на сертификацию продукции, систем менеджмента качеств и ремонтных предприятий, что на 195 больше, чем в прошлом году, были выданы 1188 сертификатов соответствия на железнодорожную продукцию (+97 к прошлому году), 36 аттестатов аккредитации испытательным лабораториям и центрам (+13 к прошлому году), 30 испытательных центров аккредитованы в дополнительной области (+28 к прошлому году).
В 2011 году прошли процедуру регистрации более 478 тыс. грузовых вагонов, что на 150 тыс. больше, чем в прошлом году, 2050 пассажирских вагонов локомотивной тяги, 3285 единиц локомотивов, более 5,5 тысячи единиц мотор–вагонного подвижного состава.
В части финансово–экономической деятельности лимиты бюджетных обязательств на 2011 год были доведены до агентства в полном объеме – это более 200 млрд руб.
Росжелдор выступал ответственным исполнителем по шести инвестиционным проектам общегосударственного значения и реализуемым в рамках ФЦП при господдержке Инвестфонда РФ с лимитом бюджетных обязательств 32,7 млрд руб. На реализацию федеральных целевых программ направлено 6,6 млрд руб. бюджетных ассигнований со 100%–ным объемом исполнения.
В области транспортной безопасности Росжелдором аккредитованы 70 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов и транспортных средств на железнодорожном транспорте и 6 специализированных организаций для проведения оценки на объектах метрополитена. 20 специализированных организаций утвердили тарифы на проведение оценки уязвимости в ФСТ РФ.
Что касается приоритетов дальнейшей работы и перспективных задач на 2012 год, то главной задачей железной дороги было, есть и будет обеспечение перевозок грузов и пассажиров в полном объеме и точно в срок.
На успешную реализацию этих задач влияют много факторов – это развитие инфраструктуры, оптимальное использование подвижного состава, технология работы, взаимодействие участников рынка смежных видов транспорта и многое другое.
В направлении развития инфраструктуры агентство видит свою роль в налаживании и активизации работы с подведомственными вузами, имеющими соответствующий опыт и возможности. Транспортные вузы планируется подключать к работе по оценке оптимальных вариантов развития инфраструктуры и применению новых технологических решений для повышения пропускной и провозной способности, тем более что они давно и плодотворно работают в этом направлении.
Так, программные комплексы, обеспечивающие тяговые расчеты и оценку пропускных способностей участков, используемые НИИАСом и ГИПРОТРАНСТЭИ, были разработаны ДВГУПСом. Это такие комплексы, как Искра, Эра–1, Эра–2, на подходе новый программный продукт – Эра–3. Уже готовится реестр институтских передовых разработок для того, чтобы обеспечить их внедрение при ремонте, модернизации, новом строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры.
Что касается оптимизации использования вагонного парка, то агентство стремится к сокращению сроков номерного учета вагонов и переводу этой работы в электронный формат.
Началась отработка функции электронной аренды вагонов. На сайте агентства в электронном виде между операторами можно будет заключать договоры аренды вагонов и подавать заявку на соответствующую регистрацию в номерной базе учета. Это позволит в кратчайшие сроки – за один день, максимум за три оформлять договор аренды, проставлять соответствующий признак аренды в автоматизированном банке данных парка вагонов (АБД). Это облегчит взаимообмен вагонными парками, обеспечит планирование перевозки порожних вагонов и в целом оптимизирует работу вагонного парка на сети железных дорог.
В перспективных планах – формирование электронной площадки услуг операторов, т. е. создание электронной биржи вагонов.
Будет создан интернет–портал, позволяющий грузоотправителям в режиме реального времени находить потенциальных операторов и вагоны, а также в электронном виде заключать договоры. К концу этого года услуга должна быть запущена.
Будет продолжена работа по оформлению примыкания подъездных путей к путям общего и необщего пользования. В данном направлении требуется нормативное решение вопроса определения стоимости примыкания и оценки технических условий, выдаваемых владельцу инфраструктуры: сколько стоит примкнуть к путям общего пользования, кто кому должен платить и т. д. Расчеты должны быть справедливы, понятны как одной, так и другой стороне.
Категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подготовка соответствующих планов защиты объектов – это только начало работы в сфере обеспечения транспортной безопасности. Основную работу после этого должны делать сами владельцы инфраструктуры и подвижного состава. А для этого у них должны быть подготовлены специалисты. Это десятки тысяч человек по стране, которых надо готовить и соответствующим образом обучать. Для этого в вузах открываются специальные центры. Так, в МИИТе уже сформирован специализированный центр по подготовке специалистов по транспортной безопасности.
Выступившие участники расширенного заседания совета рассказали об аспектах деятельности железнодорожного транспорта, выходящих за рамки компетенций Росжелдора. Так, ректор МИИТа Борис Лёвин считает, что современный преподаватель должен входить в аудиторию к студентам из научной лаборатории. И институты и университеты имеют все возможности для развития науки, как фундаментальной, так и прикладной. За 2011 год девять транспортных вузов освоили 3 млрд 200 млн руб. «ниокровских» денег – это очень хороший результат. И впредь необходимо, чтобы все средства на научные разработки шли через вузы, которые показывают не только хороший научный результат, но и высокий менеджмент своей работы.
Первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов обратил внимание на главную проблему сегодняшнего дня –управление движением подвижного состава независимых операторов в условиях инфраструктурных ограничений. 300 брошенных поездов, которые находятся на магистральных путях ежедневно – такова плата за отказ от регулирования движения по железной дороге.
Председатель президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев напомнил присутствовавшим об авариях на железной дороге из–за излома боковых рам тележек. Причины этих аварий, мероприятия по предотвращению их повторений, компенсационные меры – все эти вопросы требуют скорейшего решения.
В системе Госжелдорнадзора, по словам руководителя Ространснадзора Александра Касьянова, заняты всего 178 человек по всей России, а контролировать они должны работу более чем 20 тыс. предприятий, 194 тыс. км железнодорожных путей с работающими на них почти 1,5 млн человек. За 2011 год было проведено почти 6 тыс. проверок на железной дороге, т. е. 32 проверки на одного инспектора. Надзорные функции на железнодорожном транспорте, по мнению главы службы, нуждаются в укреплении.
С безопасностью на железнодорожном транспорте, считает руководитель Ространснадзора, дело обстоит лучше, чем, скажем, в гражданской авиации и на водном транспорте. И тем не менее есть проблемы, которые железнодорожникам необходимо решать, с тем чтобы безопасность была на высоком уровне. Это касается, в частности, продления срока службы вагонов, что практикуется в ОАО «РЖД», хотя это не является прерогативой холдинга.
Живой разговор, обмен мнениями, острые вопросы – все это позволило заместителю министра транспорта Андрею Недосекову в завершение обсуждения назвать прошедшее заседание встречей единомышленников, объединенных общей целью – улучшением работы российских железных дорог.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»
22.03.2012