на совместном заседании совета Росморречфлота и Общественного совета агентства.
В работе совместного заседания приняли участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. Виктор Олерский поздравил присутствовавших с профессиональным праздником и выразил уверенность в том, что и дальше моряки и речники будут отдавать все силы любимому делу.
Об итогах зимней навигации 2011–2012 годов рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин. Он, в частности, отметил, что ледокольная проводка судов осуществлялась в 22 морских портах РФ, ее обеспечивали 35 ледоколов. Сроки начала и окончания периода ледокольной проводки в морских портах и на подходах к ним определялись распоряжениями капитанов морских портов, исходя из фактической обстановки. Продолжительность периода ледокольной проводки составила от 76 суток в порту Ванино до 193 суток в порту Магадан.
Тяжелая ледовая обстановка сложилась в минувшую навигацию на Азовском море, что осложнило работу ледокольного флота и морских портов Азовского бассейна. Такое серьезное осложнение ледовой обстановки было в значительной степени обусловлено длительным воздействием низких температур, сопровождавшимся сильным ветром, что вызвало сжатие льдов. В сложившихся условиях осуществлялся мониторинг изменения ледовой ситуации и навигационной обстановки. Руководители Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт» неоднократно выезжали в порты Азовского моря для принятия оперативных мер. К этой работе также привлекались ведущие специалисты в области ледокольных операций из других портов, капитаны портов, капитаны ледоколов, гидрологи. Для проводки судов был задействован весь ледокольный флот бассейна, работали ледокольные буксиры.
Несмотря на то, что средний возраст ледокольного флота в бассейне составляет 37 лет, все ледоколы отработали без сбоев и ремонтов. В сложившейся обстановке капитаны морских портов Азовского моря ввели дополнительные ограничения для судов. В ледовые караваны допускались суда с возрастом не более 30 лет, имеющие ледовую категорию не ниже Ice 2 по классификации Российского морского регистра судоходства и имеющие запас топлива не менее чем на 14 судовых суток, а воды, продовольствия и других запасов – не менее чем на 20 суток. Данные ограничения действовали достаточно долго и были сняты 23 марта 2012 года.
Капитанами морских портов было организовано взаимодействие с операторами портовых терминалов с целью выявления наиболее проблемных терминалов и рационального формирования караванов судов для ледокольной проводки.
Непростые условия сложились и в порту Ванино. Ледовая обстановка потребовала дополнительного привлечения ледоколов ДВМП для проводки судов. Привлечение данных ледоколов осуществлялось впервые и вполне себя оправдало.
В восточной части Финского залива работали 15 ледоколов, из которых 6 линейных и 9 портовых. Была налажена прямая связь с операторами грузовых терминалов с целью получения информации и оценки степени срочности подачи балластного тоннажа и приоритетов постановки судов, следовавших к их причалам.
В целях достижения навигационной доступности и безопасности мореплавания в ледовых условиях была создана комиссия Росморречфлота по организации ледокольной проводки судов в российских портах восточной части Финского залива и на подходах к ним. Из числа членов комиссии была сформирована оперативная группа, которая выполняла ежедневную оперативную работу. К слову, для координации работы ледоколов на других бассейнах были созданы аналогичные комиссии в администрациях морских портов.
Для неукоснительного выполнения планов работ все распоряжения оперативной группы на ледоколы передавались по электронной почте. Через сайт администрации Большого морского порта Санкт–Петербург было налажено широкое информирование всех заинтересованных лиц о ситуации с ледокольным обеспечением, по специальным телефонным линиям можно было получить исчерпывающую информацию о планах включения судов в ледовые караваны.
Вместе с тем зимняя навигация 2011–2012 годов выявила ряд узких мест в транспортно–технологической схеме морских перевозок. Росморречфлотом приняты решения, которые направлены на совершенствование организации ледокольного обеспечения. Они касаются следующих основных направлений.
Первое – совершенствование тактики ледокольных проводок применительно к фактическим условиям ледового плавания и техническим характеристикам судов.
Второе – организационные мероприятия, формирование караванов судов с учетом потребностей грузовых терминалов.
Третье – информационное обеспечение ледокольных работ, позволяющее всем заинтересованным сторонам (судовладельцам, грузовладельцам, операторам терминалов) получать оперативную информацию по выполняемым операциям.
Решено также, что с началом зимней навигации 2012–2013 годов необходимо принять специальный документ по всем замерзающим морским портам, регламентирующий вопросы допуска судов к самостоятельному движению во льдах, в частности, устанавливающий требования технической готовности судов к плаванию во льдах, наличие ледовых планов управления судовой энергетической установкой и т.д.
Необходимо также, по мнению участников совместного заседания, чтобы Российский морской регистр судоходства и Российский речной регистр осуществили согласование соответствия категорий ледовых усилений судов. Было бы целесообразно разработать нормативно–правовой акт, который бы разрешал многократное пересечение госграницы ледоколами, плавающими под флагом РФ.
Один из выводов, к которым приводит минувшая зимняя навигация, – необходима согласованность действий всех участников перевозочного процесса. Исходя из этого, принято решение создать в порту Ростов–на–Дону Единый ситуационный центр бассейновой комиссии (штаба) Азовского моря. Капитанам морских портов Азовского моря предложено разработать и представить в Росморречфлот проект положения о ЕСЦ БК, при этом предусмотреть возможность командирования в центр по одному специалисту от каждого российского порта Азовского моря, имеющему опыт работы по ледокольной проводке судов.
На сайте АМП «Таганрог» планируется создать специальный раздел (ЕСЦ БК), где будет размещена информация о работе центра. Кроме того, в центре будут установлены телефоны «горячей линии» для связи со всеми заинтересованными лицами. Предстоит также определить последовательность исполнения заявок на ледокольную проводку с учетом рекомендаций стивидорных компаний и фактического состояния подаваемого тоннажа. Для портов Азов и Ростов–на–Дону, имеющих внутренние рейды, нужно будет учитывать наличие мест для постановки судов.
Бассейновая комиссия (штаб) Азовского моря должна будет организовать совместно с ФГУП «Росморпорт» через средства СУДС морского порта Кавказ регулирование очередности движения судов в Азовском море в соответствии с принятыми капитаном порта Таганрог решениями по составу караванов.
О мероприятиях, которые проводит Росморречфлот для оптимизации состава подведомственных организаций, сообщил заместитель руководителя агентства Константин Стасюк. Реорганизация, приватизация и ликвидация подведомственных агентству ФГУП и ФГУ проводятся с 2004 года. В настоящее время, по словам Константина Стасюка, в ведении Росморречфлота находятся 15 ФГУП. Четыре из них относятся к стратегическим. Это ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Морсвязьспутник» и ФГУП «Канал имени Москвы». В ведении агентства также 50 учреждений, в том числе 18 администраций морских портов, 14 ГБУВПиС, 7 образовательных и 11 прочих учреждений.
Завершено создание 7 единых вертикально интегрированных комплексов обучения и воспитания специалистов морского и речного транспорта на базе подведомственных агентству учреждений высшего профессионального образования.
Росморречфлотом инициирована работа по реформированию системы Госморспасслужбы России. Продолжается реформирование администраций морских портов, предполагающее их объединение в границах существующих бассейнов. Федеральные государственные унитарные предприятия преобразуются в федеральные бюджетные учреждения. Однако, как отмечалось на заседании, работа по оптимизации состава подведомственных агентству организаций требует активизации и соответствующих управленческих решений.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
05.07.2012