В Росморречфлоте состоялось заседание экспертного совета. Представители водного транспорта, Росграницы, бизнес–сообщества обсудили вопрос совершенствования процедуры допуска судов на Северный морской путь (СМП) в свете планируемых изменений в некоторых законодательных актах, которые касаются государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП. Также был рассмотрен вопрос о совершенствовании работы пунктов пропуска через границу, расположенных в морских и речных портах.
Открывая заседание, руководитель агентства Александр Давыденко отметил, что сегодня у российских и иностранных перевозчиков накопилось много вопросов по организации движения по СМП, получению разрешений на плавание, навигационному, ледокольному обеспечению, по развитию береговой инфраструктуры. Глава Росморречфлота выразил надежду, что с принятием нового закона будет организована полноценная Администрация Северного морского пути, которая позволит осуществлять безопасные и эффективные перевозки.
Александр Давыденко отметил, что в последнее время повышенное внимание к развитию Севморпути проявляется и в нашей стране, и за рубежом. Причем в отличие от советского периода активно практикуются перевозки как с востока на запад, так и в обратном направлении. По мнению руководителя агентства, нельзя терять инициативу в возрождении СМП, необходимо наращивать темпы его освоения. Важно, что развитие СМП, строительство ледоколов сегодня относятся к государственным приоритетам. Главными остаются вопросы безопасности мореплавания. Прежде всего, имеется в виду техническая, технологическая и транспортная безопасность. Сюда входят и вопросы строительства спасательного, обстановочного флота, создания спасательных координационных центров в портах.
Государство выделяет большие средства на строительство ледоколов, в настоящее время речь идет о строительстве трех дизельных ледоколов и одного атомного. Правда, признал Александр Давыденко, освоение выделенных средств, к сожалению, оставляет желать лучшего. Российское судостроение пока еще не в силах обеспечить своевременное исполнение заказов. Верфи загружены, а между тем по многим контрактам невыполнение уже составляет больше года.
Что касается второго вопроса повестки дня, Александр Давыденко сказал, что в работе пунктов пропуска еще остаются проблемы. Зачастую именно пункты пропуска задерживают перевозочный процесс.
В докладе по первому вопросу начальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота Александр Пошивай отметил, что правовые основы режима судоходства по СМП, в том числе регулирование допуска иностранных судов, установление маршрутов, определены в принятых еще в 1990 году Правилах плавания, утвержденных Минморфлотом СССР. Эти правила соответствуют международным требованиям и наделяют прибрежные государства необходимыми полномочиями в организации морских перевозок.
Общими и обязательными условиями допуска на СМП являются соответствие судна специальным требованиям по конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Севморпути, наличие у капитана или лица, его замещающего, опыта управления судном во льдах. Не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды.
Реформы 90–х годов прошлого века внесли существенные изменения в систему управления Севморпутем и организацию ледокольной проводки судов. Одновременно произошли изменения в отечественном законодательстве. Россия присоединилась к международным конвенциям о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. Принято значительное количество резолюций ИМО по вопросам безопасности мореплавания и охраны морской среды. Выполнение требований и резолюций ИМО означает автоматическое выполнение экипажами ряда требований, предъявляемых для плавания по СМП, и дает возможность упростить процедуры допуска судов в наши арктические воды. В частности, потеряла актуальность процедура предварительного осмотра судов на предмет готовности к транзитному плаванию в акватории СМП.
В интересах совершенствования законодательной базы в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории СМП, Минтрансом подготовлен проект ФЗ о внесении изменений в некоторые законодательные акты в части госрегулирования торгового мореплавания. Законопроект принят Госдумой в ноябре прошлого года в первом чтении.
Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие существующей системы управления Севморпутем с Морской доктриной РФ. К существенным особенностям законопроекта следует отнести законодательное установление границ акваторий Севморпути, создание Администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения для организации плавания судов в акватории арктического региона, установление основных положений правил плавания в этих акваториях.
Принятие законопроекта позволит создать централизованное государственное управление Севморпутем, обеспечить безопасные условия плавания судов в акваториях и предоставить равный доступ всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.
Предусматривается возложение на администрацию функций наблюдения за движением судов, предоставления навигационной, метеорологической и иной информации, организации системы связи, а также разработки документов, устанавливающих правила плавания по Севморпути.
В настоящее время в агентстве проводится работа по подготовке документов, регламентирующих деятельность Администрации СМП. Начата разработка правил плавания, учитывающих требования российского законодательства и международных конвенций.
К функциям администрации относятся, в частности, прием заявлений на право плавания в акватории СМП, рассмотрение этих заявлений и выдача разрешений на плавание судов.
Для упрощения допуска судов уже в навигацию этого года агентство вывесило на своем сайте порядок выдачи разрешений и подачи деклараций о готовности судна к плаванию по Севморпути. Действует этот порядок до принятия нового закона и может рассматриваться перевозчиками как своего рода информационная поддержка. Предусматривается, в частности, что перевозчики подают заявления в срок от 15 дней до 4 месяцев до начала движения судна по Севморпути.
Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, комментируя доклад, отметил, что за довольно компактным законопроектом стоит большая работа департамента и агентства. Дело в том, что фактически не имеется никаких легитимных документов, устанавливающих правила плавания в акватории СМП. Вместе с тем нельзя оставить деятельность Севморпути без каких–либо регулирующих документов. Было решено, оттолкнувшись от правил, изданных в 1990 году, модернизировать существующую практику рассмотрения заявок и выдачи разрешений на плавание в акватории СМП. Принятие закона потребует, естественно, разработки ряда подзаконных актов.
По словам Константина Пальникова, осознанно разделены процедуры допуска на Севморпуть для иностранных судов, следующих транзитом, и для судов, выходящих из портов РФ. В отношении иностранных судов, следующих транзитом, Россия не имеет юрисдикции для проведения какого–либо осмотра. Государство порта, которое выпустило судно в рейс, несет полную ответственность за его состояние в соответствии с международными конвенциями.
В отношении судов, выходящих в рейс из российских портов, исходя из необходимости обеспечения безопасности, предусмотрена процедура их осмотра. Заявки принимаются в электронном виде, их можно подавать заранее. Предлагаемая схема не потребует каких–либо финансовых затрат со стороны перевозчиков.
С докладом о совершенствовании функционирования пунктов пропуска через госграницу, расположенных в морских и речных портах, выступил начальник управления инвестиций и программ развития Росморречфлота Рустам Макаров. Он напомнил, что в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, федеральных целевых программах уделяется значительное внимание развитию международных транспортных коридоров, морского и внутреннего водного транспорта, строительству транспортной инфраструктуры для обеспечения международного транзита.
Важным фактором, обеспечивающим эффективную работу морских и речных портов, является наличие современных методов осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, эффективная работа пунктов пропуска через границу РФ, которые позволяют быстро пропускать пассажирские и грузовые суда.
К важной составляющей работы пунктов пропуска необходимо отнести портовую инфраструктуру, а также инфраструктуру самих пунктов пропуска. В 2006 году агентством проведена паспортизация морских пунктов пропуска, она выявила весьма низкий уровень развития материально–технической базы и недостаточные темпы модернизации пунктов. Учитывая интенсивное развитие портовой инфраструктуры (ежегодно перегрузочные мощности увеличиваются в пределах 30 млн тонн), темпы модернизации пунктов явно не соответствуют темпам ввода в эксплуатацию новых терминалов в российских портах. В результате неразвитая структура пунктов пропуска уже сейчас является тормозом для развития экспортно–импортных перевозок.
В основном развитие пунктов пропуска сдерживается из–за отсутствия финансирования. Предусмотренные ФЦП «Госграница (2003–2011 годы)» объемы финансирования реконструкции 22 пунктов пропуска оказались недостаточны и составили около 20% от необходимого объема инвестиций. В этих условиях частные инвесторы были вынуждены проводить работы по строительству пунктов пропуска за счет собственных средств. При этом в большинстве случаев не удалось синхронизировать сроки строительства терминалов со сроками завершения строительства пунктов пропуска.
Вместе с тем в ходе реализации программы были обустроены и открыты хорошо оснащенные пункты пропуска в Высоцке, Санкт–Петербурге, Усть–Луге, Калининграде и других крупных портах. Также были созданы инспекционно–досмотровые комплексы для контроля крупногабаритных грузов в Санкт–Петербурге, Новороссийске и Восточном.
К сожалению, в настоящее время только пять пунктов пропуска во всей России полностью соответствуют предъявляемым требованиям. Сейчас Росграница формирует новую программу по обустройству инфраструктуры в портах, и Росморречфлотом направлены соответствующие предложения. В рамках новой программы предусматривается реконструкция 23 морских пунктов и одного речного. В этой связи целесообразно разработать механизмы привлечения частных инвестиций на компенсационной основе, синхронизировать строительство пунктов со строительством портовых терминалов.
По мнению Рустама Макарова, способствовать эффективности инвестиций при строительстве и реконструкции пунктов пропуска может оптимизация их количества в границах портов. Уже есть примеры, когда в рамках морского порта создается общепортовый пункт пропуска – некий ситуационный центр, в котором размещаются органы управления и который постоянно связан с морскими терминалами.
В этом году проведена оптимизация в границах морского порта Калининград. Раньше там было шесть официально действовавших пунктов (5 морских и 1 речной), сейчас действует один морской грузопассажирский пункт пропуска. Работа по оптимизации продолжается в Санкт–Петербурге, Новороссийске, Петропавловске–Камчатском и других портах.
Необходимо также разработать новые стандарты и технологии работы пунктов пропуска на основе информационных технологий, позволяющих существенно упростить документооборот, сократить время пропуска грузов и пассажиров. По оценкам экспертов, реализация данных принципов позволит снизить стоимость строительства пунктов на 20%.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
28.06.2012