во многих случаях являются проблемами транспортного комплекса всей страны.
Транспортные проблемы Московского региона во многих случаях являются проблемами транспортного комплекса всей страны. Это не голословное утверждение – вспомните, как приходится пассажиру добираться из пункта А в пункт В – правильно, через Москву. И удобнее, и дешевле, а иногда такой непростой путь с запада на восток, с севера на юг или из одной области в другую – единственный. Что же касается грузовых перевозок, то доставшаяся еще от советских времен конфигурация транспортных потоков, ориентированных на столичный регион, не изжила себя до сих пор. И Москва, и область, которая первой принимает на себя транспортную нагрузку, остро нуждаются в современный транспортной программе, в которой должны быть учтены возросшие требования пассажиров к скорости, комфорту и безопасности поездок. Программные мероприятия должны обеспечить современную логистику перевозок грузов с учетом сегодняшних и прогнозируемых товаропотоков, растущей деловой активности и формирования новых связей на Едином экономическом пространстве.
Характер – комплексный
С учетом этого актуализация программы развития транспортной системы Московской области ведется по таким важным направлениям, как:
– железнодорожные перевозки, программа «Наземное метро»;
– наземный пассажирский транспорт – новый уровень комфорта;
– экология и транспорт;
– скоростной трамвай Подмосковья;
– ТПУ – быстро, удобно, комфортно;
– новые билетные решения;
– такси Подмосковья;
– грузовой каркас – логистика грузовых перевозок;
– строительство и реконструкция дорог;
– воздушный транспорт;
– велосипедное пространство Московской области;
– порядок и безопасность на дорогах.
Даже простое перечисление направлений программы свидетельствует о комплексном характере развития транспортного комплекса Подмосковья, модернизация которого становится приоритетной задачей в долгосрочной перспективе.
Общественный транспорт – главный
Детализацию программы развития транспортной системы региона хотелось бы начать с наиболее социально–ориентированного сегмента, а именно с наземного пассажирского транспорта, призванного обеспечить новый уровень комфорта. Из общего количества маршрутов наземного пассажирского транспорта, которые будут обслуживать пассажиров к 2020 году – 2500 – основную роль, как и сейчас, будут играть автобусные – 2338.
Именно на обновлении автобусного парка будет сосредоточено основное внимание: до конца 2013 года в ГУП «Мострансавто» поступят 996 единиц нового подвижного состава, в том числе 434 автобуса различной вместимости, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения.
Сегодня около 10 000 единиц подвижного состава ежедневно выходят на областные маршруты, модельный ряд которых отличается большой пестротой. К 2020 году автобусы малой вместимости будут заменены на более комфортабельные и безопасные для перевозки пассажиров автобусы большой вместимости.
Для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок весь подвижной состав будет оснащен системой ГЛОНАСС и тахографами, в обязательном порядке предусмотрена страховка пассажиров.
Как известно, автомобильный транспорт – один из основных источников загрязнения окружающей среды. В условиях постоянного роста автомобильного парка одной из важнейших задач является недопущение увеличения объемов вредных выбросов, а в перспективе и их постепенное снижение.
В апреле 2013 года автобусный парк ГУП МО
«Мострансавто» пополнился 29 автобусами ЛиАЗ – 5292.71 на газомоторном топливе (компримированный природный газ).
Выбросы углекислого газа от автобусов, работающих на газотомоторном топливе, в 5 раз ниже, чем от автобусов, работающих на дизельном топливе.
По экологическим критериям компримированный природный газ является наилучшим моторным топливом.
ГУП МО «Мострансавто»
запланировано дальнейшее увеличение на 640 единиц парка автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Такие автобусы уже есть на транспортных предприятиях в Химках. Дальнейшее распространение по филиалам будет определяться непосредственно по поступлению автобусов и графику обновления подвижного состава в филиалах.
В Московской области принята инвестиционная программа по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, реализация которой позволит улучшить экологическую обстановку в Подмосковье.
Требования к пассажирскому транспорту столичного региона очень высокие, они стандартизированы и включают в себя следующие:
– мобильность (сокращение времени в пути, быстрая пересадка на другой вид транспорта, координация графика движения различных видов транспорта, гарантированное расписание и время поездки);
– комфорт (закупка комфортабельного подвижного состава, введение единого билетного носителя, информирование населения о работе пассажирского транспорта в режиме реального времени, расширение сети транспортно–пересадочных узлов (ТПУ) и перехватывающих парковок);
– доступность (внедрение гибкого тарифного меню, приобретение подвижного состава и обустройство остановочных пунктов, адаптированных для маломобильных групп населения, расширение возможностей для льготников);
– операционная эффективность (снижение удельных издержек на перевозках, оптимизация провозных возможностей в соответствии со спросом, снижение нагрузки на бюджет, сокращение доли нелегальных перевозчиков).
Такие высокие требования к общественному автотранспорту в столичной области – новый подвижной состав, соблюдение экологических норм, обязательное страхование ответственности перевозчика, использование навигационной техники, контроль за нелегалами – позволяют с большой долей уверенности предположить, что в этом перспективном бизнесе будут работать крупные автопредприятия.
Акцент – на ТПУ
Следующим моментом, который выгодно отличает нынешнюю программу развития областного транспортного комплекса от предыдущих, является акцент на развитие транспортно–пересадочных узлов (ТПУ).
Транспортно–пересадочный узел – это комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок с расположенными на нем, над ним или под ним объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах пересадки с одного вида транспорта на другой. С учетом имеющегося мирового опыта в состав современного ТПУ могут входить: перроны и платформы, зоны посадки/высадки пассажиров; зоны ожидания и транзита; кассовые залы; многоярусные парковки с мото– и велопаркингом; зоны автосервиса; гостиницы и хостелы; помещения для проведения конференций; выставочные залы; склады для индивидуального хранения вещей; фитнес–центры; фермерские рынки; торговые точки с зонами питания.
Преимущества ТПУ подтверждает практика. С их помощью улучшается не только качество процесса перевозки, но и качество жизни. Городская среда получает современный градостроительный объект за счет увязки всех видов общественного транспорта, время в пути сокращается на 20%. Ежегодный рост пассажиропотока может достигать 15%, одновременно снижается трафик на дорогах общего пользования. Каждый ТПУ – это дополнительные 1800 рабочих мест и до 170 млн руб. ежегодных налоговых поступлений.
ТПУ рассматриваются как новые центры деловой активности, и в новой транспортной программе Московской области их развитию уделяется большое внимание. Уже в период с 2013 по 2016 год планируется построить ТПУ вблизи 12 железнодорожных станций и остановочных пунктов.
До 2020 года будут построены еще 75 объектов: 30 ТПУ вблизи железнодорожных станций; 2 ТПУ вблизи станций метрополитена «Котельники» и «Челобитьево»; 43 ТПУ вблизи автобусных станций и остановочных пунктов.
Детально размещение ТПУ на территории области представлено на схеме 1.
Строительство ТПУ вблизи железнодорожных станций,
станций метрополитена и автобусных станций
Следует обратить внимание на «кучность» объектов ТПУ на восточном направлении. Именно эта территория в перспективе, причем не очень отдаленной, будет территорией наибольшей деловой активности.
Что касается изменений в организации грузовых перевозок и логистики, то радикальных улучшений в этой области следует ожидать с введением в строй ЦКАД, строительство которой начнется уже в 2014 году. Пока же речь идет об организации цивилизованных стоянок для грузовиков на подступах к Москве. Практика организации стоянок большегрузов в Московской области показала, что на 5% увеличилась плотность движения грузового автотранспорта массой более 12 тонн по автодорогам области в ночное время после введения ограничений на движение большегрузов.
В ближайшей перспективе в Подмосковье появятся стоянки на 8 тыс. грузовиков, что полностью удовлетворит потребность Московской области. Стоянки будут оборудованы необходимой инфраструктурой: гостиницей, кафе, ремонтной мастерской, магазинами автозапчастей, автозаправочными станциями и другими элементами дорожного сервиса.
На интерактивных ресурсах министерства транспорта Московской области (Центр безопасности дорожного движения) «Яндекс. Карты» и «Яндекс. Навигатор» заработал сервис для водителей грузовых автомобилей «Стоянки для большегрузного транспорта», с помощью которого водители могут найти ближайшие удобные места для парковки, а также уточнить наличие необходимой инфраструктуры.
Дорожные приоритеты
Развитие логистики напрямую зависит от состояния дорожной сети.
В программе строительства автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области выделены основные приоритеты развития дорожной инфраструктуры:
– строительство хордовых дорог и ЦКАД;
– строительство путепроводов через железнодорожные пути;
– строительство и реконструкция вылетных магистралей.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что программой развития предусматривается строительство большого количества пешеходных переходов, пешеходных мостов и пешеходных тоннелей.
Необходимые дополнительные пешеходные переходы
Такое масштабное строительство искусственных сооружений на дорогах области нельзя оценивать однозначно. Да, с одной стороны, их строительство потребует значительных средств, приведет к потерям времени, объездам и т. д. Но, с другой стороны, строительство самих объектов – это новые рабочие места, а самое главное – по окончании строительства повысятся эффективность, комфорт и безопасность транспортировки пассажиров и грузов.
Даже в пределах такой продвинутой в транспортном обеспечении области, как Московская, для обеспечения связанности территорий необходимо строительство 40 путепроводов на региональных дорогах и 10 – на федеральных. Такое масштабное строительство – лишнее доказательство того, что на такие объекты, как путепроводы, раньше просто не обращали внимания и в финансировании их строительства не видели необходимости. А между тем связанность территорий – это не только удобство, но и условие для роста деловой активности.
Синергетический эффект
Перехватывающие парковки – направление развития транспортного сообщения не новое, в Москве они действуют, водители постепенно привыкают к мысли о целесообразности пересадки на общественный транспорт (метро, автобус). В Подмосковье с этим обстоит сложнее – для того, чтобы водитель воспользовался перехватывающей парковкой, он должен быть уверен в наличии наземного метро и пригородного железнодорожного транспорта. И то, и другое должно работать без сбоев (перерывов днем, больших интервалов между поездами и т. д.). Вот почему такие направления развития транспортной системы области, как паркинг, наземное метро и пригородное железнодорожное сообщение рассматриваются в комплексе.
Развитие радиальных направлений Московской железной дороги за счет строительства наземного метро представлено на схеме 3.
Развитие радиальных направлений МЖД – строительство наземного метро
Общая длина участков наземного метро на территории области к 2020 году составит 125 км, а количество станций – 48 (табл. 1).
Наземное метро Московской области
Причем первую станцию наземного метро планируют открыть на ст. Ухтомская Казанского направления уже в 2013 году. Маятниковая миграция рабочей силы (Москва – область, туда/обратно) составила в 2012 году 367 млн человек из 600 млн человек общего пассажиропотока, т. е. 62%, а к 2020 году, хотя пассажиропоток увеличится до 825 млн человек, движение из области/в область составит 502 млн человек, 61%, т. е. практически не изменится. Следовательно, развитие инфраструктуры и увеличение подвижного состава на железных дорогах Подмосковья – жизненная необходимость.
Строительство перехватывающих парковок – программа, рассчитанная на длительный период. Их основное размещение предполагается на северо–западе и юго–востоке Московской области. Предполагается, что к 2020 г. на парковках области будет 53,3 тыс. машиномест. Свой вклад в организацию парковочного пространства внесет ОАО «Центральная ППК», запланировав строительство 12 парковок на станциях с общим количеством 2,9 тыс. машиномест.
Синергетический эффект от комплексного развития железнодорожной инфраструктуры и наземного метро позволит снизить интервал движения поездов в час пик до показателей метро (табл. 2).
Наземное метро Московской области
Безусловно, достичь таких показателей непросто – для этого потребуются выделенные пути для пригородного сообщения, наземное метро позволяет организовать движение без расписания. А провозные способности по всем направлениям Московской железной дороги должны быть достаточны для того, чтобы обеспечить перевозки в час пик. Так, по самому протяженному направлению – Казанскому – провозные способности должны быть не менее 54 тыс. человек в час для того, чтобы обеспечить утренний пик в 46 тыс. человек.
Конструкция программы развития транспортной системы Подмосковья, ее направления, позволяют рассматривать Московский регион как регион высокой деловой активности с ростом строительства, привлечения инвестиций, созданием новых рабочих мест и увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Ирина ПОЛЯКОВА,
кандидат экономических наук,
обозреватель «ТР»
19.09.2013