• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Системный подход

Системный подходВот в чем нуждается
транспортная логистика
в России.

Системный подходКонференция по вопросам эффективного взаимодействия грузовладельцев, операторов и перевозчиков, которая прошла в рамках международной выставки Interlogistika, можно сказать, открыла новый сезон мероприятий по логистической тематике 2013/2014 гг.
Само название конференции предполагает рассмотрение комплексных решений в транспорте и логистике с позиций международной практики организации мультимодальных перевозок с участием российских логистических компаний. Какова позиция России среди ведущих логистических держав? Понятно, что она далека от первых мест, но по каким позициям мы конкретно отстаем? А как обстоят дела у наших ближайших соседей по бывшему советскому пространству? Что из себя представляет современная концепция терминально–логистических центров (ТЛЦ) на территории России? Попробуем разобраться…
Проблемой оценки достижений в области логистики специалисты озабочены ровно столько времени, сколько специалисты этой самой логистикой занимаются. Для этого разработана целая серия индексов, самым распространенным из которых является интегральный рейтинг Всемирного банка – LPI (Logistics Performance Index).
Структура этого интегрального рейтинга на сегодняшний день включает следующие опции:
– таможня – эффективность прохождения таможенных процедур;
– инфраструктура – качество логистической (транспортной и информационной) инфраструктуры;
– международные поставки, их направления, периодичность, перечень отправителей и получателей;
– качество логистики и компетентность – уровень компетентности персонала местного рынка логистических услуг;
– контроль – способность отслеживать поставки;
– своевременность – обязательность и надежность местных контрагентов.
Данные показатели сами по себе так же имеют комплексную структуру, как и индекс в целом. Указанные индикаторы позволяют рассмотреть различные аспекты логистики. Так, например, логистические издержки дают оценку всему уровню затрат на обеспечение инфраструктуры, таможенных операций, контролинга и т. п.; показатель компетентности позволяет оценить влияние человеческого фактора на тот или иной логистический процесс. Иначе говоря, индекс, сформированный на основе сопоставления различных критериев, способен отобразить реальные процессы, проходящие в логистике отдельного региона и государства в целом.
Исследования Всемирного банка в области логистики показывают, что Россия «пропускает» вперед не только ведущие страны, но и ближайших соседей – Беларусь, Казахстан, Украину (табл. 1).

Состояние логистики: ранжирование стран по LPI в 2012 году

Таблица

А поскольку за державу становится обидно, то возникает вопрос, на самом ли деле так резко проигрывает наша страна в развитии логистики даже по сравнению с бывшими республиками СССР.
Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать основные факторы и тенденции развития логистики в России по сравнению с мировыми.
Проблемы и барьеры на пути развития логистики и управления цепями поставок в России хорошо известны и сводятся к таким, как:
– недостаток инвестиций (в том числе иностранных) в логистическую инфраструктуру компаний и международных транспортных коридоров;
– длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов, высокие кредитные ставки;
– слабый уровень развития транспортной и складской инфраструктуры (в том числе автомобильных дорог);
– низкие темпы ввода новых складских и транспортных мощностей;
– загруженность основных товаропроводящих магистралей;
– отсутствие сформированного рынка 3PL–провайдеров;
– неурегулированность законодательной и нормативной базы в области логистики, а также недостатки земельного законодательства;
– бюрократические барьеры;
– отсутствие действительной системы сертификации логистических услуг, в том числе на основе процедуры ISO;
– недостаток дипломированных логистов и низкий уровень популяризации логистики и управления цепями поставок (УЦП) в средствах массовой информации.
Если сравнивать рынок логистического сервиса в РФ и мире, то при подавляющей доле транспортно–экспедиционных услуг наша страна существенно проигрывает в управленческой логистике и применении концепции УЦП (табл. 2), а по совокупным затратам на логистику лидирует (табл. 3).

Сравнение рынков логистического сервиса в России и в мире, % к итогу

Таблица1

Доля затрат на логистику в % от ВВП страны

Таблица2

Общее состояние дел в логистике не радует, но отчаиваться не стоит. Наступившая стабилизация общеэкономической ситуации в России позволяет надеяться на перелом ситуации в логистике и если уж не догнать наиболее развитые в этом отношении страны, то улучшить качество логистических услуг. Увеличивается количество компаний, которые выделяют структуры управления логистикой. Бизнес уже понимает привлекательность такой услуги, как передача на аутсорсинг специализированным компаниям логистических вопросов. В планы развития транспортной инфраструктуры на среднесрочную и долгосрочную перспективу параллельно со строительством дорог закладываются логистические объекты (центры, склады, площадки и т. д.). Планы компаний верстаются с учетом необходимости сокращения логистических издержек, благо резервы в этой области у большинства компаний есть.
Системный подход – вот в чем нуждается транспортная логистика в России. Специальной программы развития транспортно–логистической инфраструктуры, как известно, нет. Но разработана и широко обсуждается концепция создания терминально–логистических центров (ТЛЦ) на территории Российской Федерации, подготовленная в ОАО «РЖД». Она предусматривает системные решения, регулирующие технологическое и организационное взаимодействие участников процесса перевозок на основе формирования сети терминально–логистических центров в России на базе инфраструктуры российских железных дорог.
Реализация проекта приведет к значительному повышению эффективности национальной транспортной системы страны за счет снижения транспортных издержек, повышения скорости доставки грузов и укрепления ее устойчивости. И это подтверждается зарубежным и имеющимся отечественным опытом: там, где работают логистические центры, скопления вагонов и брошенных составов в портах не бывает.
К выбору площадок для размещения объектов ТЛЦ следует подходить достаточно строго, принимая во внимание следующие факты:
– наличие на станции примыкания достаточного путевого развития и земельных ресурсов для обеспечения эксплуатации комплекса ТЛЦ;
– максимальная близость к крупному транспортному узлу и центру массового зарождения и/или погашения грузопотоков;
– наличие в зоне предполагаемого размещения объектов ТЛЦ свободных (резервных) мощностей инженерных сетей (прежде всего энергетических);
– максимальная близость к основным (федеральным, областным) автомобильным дорогам;
– максимальная близость к городской агломерации. Данный фактор имеет значение как для организации дистрибуционной деятельности ТЛЦ, так и для организации оперативной доставки на терминалы обслуживающего персонала и клиентов;
– наличие резервов пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к станции примыкания.
Для того чтобы обеспечить пакет услуг, отвечающих современным требованиям логистического рынка, ТЛЦ должны включать такие функциональные объекты, как:
– контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать без разрыва состава регулярные контейнерные поезда длиной 71 у. в.;
– контейнерный терминал;
– универсальный терминал для грузов промышленного назначения;
– универсальный складской комплекс;
– терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
– терминал минерально–строительных грузов;
– терминал опасных грузов;
– центр таможенного оформления грузов;
– контейнерный сервис–центр.
Это объекты логистической инфраструктуры. А транспортная инфраструктура должна включать:
– железнодорожное путевое развитие (внутреннее и внешнее), пассажирскую платформу;
– сеть автомобильных дорог (внутренних и внешних), включая парковки для легкового и грузового транспорта.
Необходима вся  сервисная  инфраструктура, включая объекты административно–хозяйственного назначения, деловой центр, инженерные сети и сооружения (электроподстанции, системы освещения, водоснабжения и канализации, связь и т. п.), объекты системы безопасности ТЛЦ.
Даже простое перечисление всего необходимого для работы современного центра показывает, что очень немногие действующие ТЛЦ можно признать таковыми.
Далее, технологическая связка «порт – железная дорога» требует наличия дополнительных структур, таких как «сухие порты». Традиционно «сухие порты» (тыловая инфраструктура морских портов) формируют стивидорные компании для увеличения перерабатывающей способности собственной причальной стенки. При этом «сухие порты» являются элементом единого с морским портом технологического процесса, при котором морской порт осуществляет исключительно функции погрузки/выгрузки морских судов, все остальные операции с грузами (хранение, таможенное оформление, накопление судовых партий, дистрибуция и проч.) производятся на тыловых терминалах.
Транспортная компания организует формирование тыловой инфраструктуры для обслуживания грузового морского района (группы морских портов) с учетом оптимизации существующих портовых технологий, собственной транспортной технологии, взаимодействия в системе «железнодорожные перевозки – морские порты».
Такие структуры позволяют вывести с территории морских портов непрофильные операции (хранение, растарка и т. п.), обеспечить консолидацию судовых партий, поездных норм, хранение (в том числе биржевое), а также оказывать дополнительные услуги с добавленной стоимостью.
Транспортные технологии с использованием «сухих портов» позволяют увеличить перерабатывающую способность морских портов, обеспечить повышение эффективности перевозочного процесса, снизить транспортные издержки и инвестиционную нагрузку, обеспечить более быстрый ввод объектов в эксплуатацию, уменьшить вероятность возникновения условий для «брошенных поездов», снизить экологическую нагрузку и загрузку улично–дорожной сети мегаполиса.
Терминально–логистический центр (ТЛЦ) является следующим после «сухого» порта объектом в иерархической вертикали построения терминально–логистической инфраструктуры. Важно, что такой центр в настоящее время уже строится специально созданной управляющей компанией ООО «Белый Раст» в Дмитровском районе Московской области, станция примыкания – Белый Раст Московской железной дороги.
Это проект, разрабатываемый с нуля с учетом мировой практики, обоснование которого выполнено специалистами немецких железных дорог. Согласитесь, что концепция, имеющая в своем активе реализуемый на ее основе проект, заслуживает внимательного к ней отношения.
Сеть ТЛЦ будет формироваться поэтапно. Размещение перспективных ТЛЦ предполагается на маршрутах в местах пересечения международных транспортных коридоров; в крупных мультимодальных транспортных узлах; в привязке к местам генерации погашения значительных грузопотоков, в том числе с учетом проведения значимых мероприятий, например, по подготовке Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Опорная сеть ТЛЦ должна иметь необходимое и достаточное число одновременно вводимых в эксплуатацию объектов, обеспечивающих инфраструктурную возможность организации сетевого бизнес–процесса и, соответственно, достижение интегрального сетевого эффекта.
Самые большие сложности, а отсюда и самое большое отставание нашей логистики от зарубежной связаны с управленческой составляющей (табл. 2).
В идеале именно логистические центры должны мониторить весь транспортный процесс и управлять им. А это предполагает анализ существующей структуры и конфигурации грузо– и вагонопотоков в смешанных сообщениях по принципу их зарождения, маршрутов следования и погашения на основе автоматизированного мониторинга.
Далее на основе процессного анализа разрабатываются предложения по маршрутам следования вагонопотоков для лучшего использования подвижного состава и соблюдения сроков доставки грузов в смешанных и внешнеторговых сообщениях. На основе мониторинга процесса перемещения вагонов и возможностей портов и припортовой инфраструктуры разрабатываются упреждающие меры по их приему и выгрузке, если возникают пиковые нагрузки.
На основании анализа лимитирующих пропускных, провозных и перерабатывающих способностей элементов единой транспортной инфраструктуры на заявленные объемы перевозок разрабатываются предложения по их усилению с учетом работы всего транспортного комплекса –железнодорожных, морских, речных, автомобильных, авиационных, трубопроводных, портовых, складских, терминальных хозяйств и др.
Логистический центр – это структура, функционирующая в определенной области, которая охватывает все виды деятельности, связанные с транспортировкой, логистикой, а также перераспределением товаров как для национальных, так и международных перевозок, обеспечиваемые множеством операторов на коммерческой основе. Операторы могут быть собственниками или арендаторами сооружений и распределительных узлов (товарных складов, центров распределения, хранилищ, служб грузоперевозчиков и др.), которые будут созданы в логистических центрах. Чтобы соответствовать правилам свободной конкуренции, логистические центры должны обеспечивать доступ всем компаниям, занимающимся различными видами деятельности.
Для согласованных совместных действий и коммерческой кооперации участников перевозок важно, чтобы логистический центр управлялся единой и независимой юридической структурой, предпочтительно действующей на принципах государственно–частного партнерства. И, наконец, логистический центр должен функционировать в соответствии с европейскими стандартами, в том числе и стандартами качества, служащими базой для сбалансированных коммерческих транспортных решений.
Безусловно, данную концепцию можно критиковать, находя в ней недостатки. Взять хотя бы такое спорное базовое положение: целью концепции является создание системы логистических центров. А ведь цель логистики – это прежде всего управление товаропотоками. Но лучше сырая концепция, чем вообще никакой. Во всяком случае документ, который можно рассматривать и корректировать, есть. Отличительная черта его – при разработке учитывался международный опыт, а значит, есть надежда, что в перспективе российские логисты поднимутся в мировой табели о рангах на более высокие места, а национальный логистический бизнес будет соответствовать мировым представлениям о нем.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

03.10.2013

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya