• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Мост в будущее

Мост в будущееСтроительство мостового перехода через реку Лену вблизи Якутска придаст импульс экономическому развитию всего региона.

Мост в будущееПобедитель этого открытого конкурса, объявленного Федеральным дорожным агентством в июле прошлого года, станет известен в ближайшее время. А в январе 2015 года с ним должно быть подписано концессионное соглашение, после чего консорциум инвесторов начнет реализацию этого уникального проекта – строительства автомобильного мостового перехода через реку Лену близ Якутска.
Мостовой переход будет построен в одном из самых холодных регионов России с вечномерзлыми грунтами, в сейсмоактивной зоне. Экстремальный климат, широкое (до 3 км) русло реки, тяжелая ледовая обстановка, эрозия береговой зоны, большие ветровые нагрузки – эти и другие факторы потребуют от подрядчика применения самых передовых, неординарных инженерных решений. Комплекс автомобильного мостового перехода предусматривает строительство моста, автодорожных подходов к нему, инженерно–технических сооружений, а также примыканий к федеральной трассе «Лена» и региональной автодороге «Умнас» Якутск – Олекминск.
Общая протяженность данного объекта составит более 21 тыс. м, из которых автомобильный мост – 3181 м, автодорожные подходы к нему – 18 тыс. м. Мост свяжет столицу Якутии с сетью автомобильных дорог на правом берегу Лены, объединит в единую транспортную систему федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма», «Вилюй», «Амга» и железнодорожную ветку Беркакит – Томмот – Нижний Бестях. Расчетная скорость движения по мосту должна составить 120 км в час.
Решение о реализации этого проекта принято в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, одним из приоритетных направлений которой является развитие транспортной инфраструктуры в Дальневосточном регионе. Объект включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)», что создает для инвесторов достаточные гарантии того, что соответствующие суммы финансирования проекта будут заложены в бюджет.
Были проработаны различные технические и организационные варианты решения задачи, в том числе создания совмещенного (автомобильного и железнодорожного) мостового перехода. В результате эксперты пришли к выводу, что наиболее оптимальным решением будет строительство автомобильного мостового перехода на излучине реки, в 38 км выше Якутска. Место предполагаемого строительства относится к районам с суровыми природно–климатическими условиями. Аналоги строительства объектов такой сложности на территории северной климатической зоны в мировой практике отсутствуют. Сравнить мостовой переход через реку Лену можно, пожалуй, только с мостом через р. Юрибей в Томской области, который является самым длинным мостом в Заполярье.
19 июля прошлого года в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 489–р от 2 апреля 2013 года Федеральным дорожным агентством был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска. А 14 августа 2013 года Росавтодор совместно с Минтрансом России презентовал для потенциальных инвесторов проект строительства и эксплуатации автомобильного моста. Это один из крупнейших инвестиционных проектов Росавтодора с использованием механизма государственно–частного партнерства и первый по своему масштабу пример концессионного соглашения в российской практике.
Работа специалистов Минтранса России, Росавтодора и привлеченных консультантов была направлена на обеспечение в проекте баланса интересов государства и частного инвестора,  отмечалось на презентации. Финансовое моделирование было нацелено на достижение наилучшей бюджетной эффективности проекта при сохранении приемлемых для частных инвесторов параметров доходности на вложенный капитал.
Строительство и эксплуатация автомобильного мостового перехода будут осуществляться на условиях софинансирования за счет средств, предоставляемых  государством (концедентом), и собственных и заемных средств, привлекаемых частным инвестором (концессионером). Возврат вложенных концессионером средств, выплата соответствующих процентов по кредитам, компенсация затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание объекта, получение концессионером прибыли будут осуществляться за счет платы концедента, размер которой будет определен по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Два финансовых критерия конкурса – размер софинансирования концедента и размер платы концедента, которые будут предложены участниками конкурса, обеспечивают максимально корректное сравнение различных конкурсных предложений и дают четкий сигнал: концедент принимает на себя значительную часть макроэкономических рисков. Юридическая сторона проекта учитывает лучшую практику, накопленную по уже реализованным в России концессионным проектам ГЧП, и обеспечивает создание сбалансированной модели распределения рисков между сторонами.
Экономика проекта складывается из затрат на проектирование и возведение автодорожного мостового перехода и автомобильных подходов к нему, а также расходов на эксплуатацию в течение 8 лет после ввода объекта. При сметной стоимости моста в 46,7 млрд рублей (из них 6,5 млрд должен будет вложить сам инвестор) государству строительство и эксплуатация моста обойдутся в 56,3 млрд рублей.
Расчетный срок реализации проекта составляет 14 лет, из них первые 6 лет отводятся на проектирование и строительство мостового перехода, а оставшиеся 8 лет – срок эксплуатации, в течение которого концессионер будет компенсировать свои расходы за счет платы концедента. По окончании этого срока мост будет передан государству.
«Реализация проекта опирается на широко распространенную в развитых странах модель реализации инфраструктурных объектов – «контракт жизненного цикла», при которой государство получает готовый, качественно выполненный объект, а инвестор помимо долгосрочного контракта с государством может заработать на многолетней эксплуатации объекта. То есть чем качественнее выполнена работа, тем меньше издержки концессионера на последующую эксплуатацию объекта и тем больше он зарабатывает», – разъяснил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Несмотря на сложность и сжатые сроки строительства автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, интерес к конкурсу высокий. 14 октября прошлого года Росавтодор провел вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе. Были поданы три пакета документов от одного французского и двух российских участников. Так, свое намерение бороться за право подписания концессионного соглашения с Федеральным дорожным агентством выразили консорциумы ОАО «Консессок 22» (Франция), ООО «Транспортные концессии (Саха)» (Россия), а также ООО «Якутская мостостроительная компания» (Россия). После вскрытия конвертов все три заявки на участие были приняты к рассмотрению.
До конца октября Росавтодор подвел итоги предварительного отбора участников конкурса. К следующей стадии конкурса допущены консорциумы: ООО «Транспортные концессии (Саха)» и ООО «Якутская мостостроительная компания».
Заявка третьего претендента – ОАО «Концессок–22» (Франция) не прошла предквалификацию.
Интерес к проекту Федерального дорожного агентства проявила еще одна зарубежная компания – японская строительная фирма Itochu. Ее представители выразили желание участвовать в проекте строительства мостового перехода через реку Лену в Якутии, присоединившись к одному из консорциумов.
Победитель, с которым заключат концессионное соглашение о строительстве автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, должен будет разработать проект, выполнить строительство, а также обеспечивать содержание, эксплуатацию и ремонт объекта на условиях софинансирования. Государство в свою очередь обеспечит передачу земельных участков для строительства, а также софинансирование на этапе строительства и концессионные платежи на этапе эксплуатации.
«Строительство нового моста является приоритетной задачей для развития транспортного узла в районе Якутска, – подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. – С его помощью в единую систему региона будут интегрированы все крупные транспортные артерии Дальнего Востока. Также удастся включить в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы Республики Саха (Якутия)».
Сейчас почти все товары, в том числе продукты питания и топливо, доставляются в отдаленные населенные пункты республики авиационным и водным транспортом. Строительство моста снизит себестоимость завозимой продукции, придаст мощный импульс экономическому развитию всего региона, так как позволит отказаться от сезонного северного завоза и круглогодично доставлять грузы в отдаленные регионы. Важно отметить, что проезд по автодорожному мостовому переходу будет для пользователей бесплатным.
В марте этого года два претендента–консорциума на строительство мостового перехода в Якутии – ООО «Транспортные концессии (Саха)» и ООО «Якутская мостостроительная компания» – подадут свои конкурсные предложения. В апреле по итогам их оценки конкурсной комиссией будет определен победитель конкурса. 
Таким образом, практика передачи части рисков в сфере создания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры частным компаниям сегодня все шире используется в России. С помощью государственно–частного партнерства достигается не только увеличение объема внебюджетных инвестиций, но и повышение эффективности расходования бюджетных средств, в отрасль привлекаются иностранные компании, обладающие передовыми технологиями и современными стандартами управления проектами в строительстве и эксплуатации объектов.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»

 

20.13.2014

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1290

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya