в I полугодии 2012 года.
Ежедневно на общероссийском сайте фиксируются 150 тыс. обращений с уникальных IP–адресов, размещаются 10 тыс. новых извещений. Количество заказчиков на общероссийском портале – 213,4 тыс. Количество аккредитованных компаний на площадках – более 200 тыс.
Общий объем государственного и муниципального заказа составляет около 6 трлн руб. в год. За шесть лет (2006–2011) совокупная экономия бюджетов составила более 1 трлн 448 млрд руб. На эти средства построены новые дороги и социальные объекты, закуплены дополнительное медицинское оборудование и лекарства.
Цифры и факты
Начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев на пресс–конференции, посвященной этой теме, привел еще такие цифры: в первом полугодии 2012 года в рамках госзаказа были выставлены около 439 тыс. лотов. Львиная доля заказов (91%, или 399,8 тыс.) общей стоимостью 1 трлн 690 млрд рублей прошла через электронные аукционы. Конкурсы на сумму 617,3 млрд руб. составили 9%, или 38,9 тыс. Вместе с тем в стоимостном выражении конкурсы дали около 27% общей стоимости лотов. Это означает, что путем конкурсных процедур заключались контракты на строительство мостов, тоннелей, виадуков – сооружений, требующих огромных финансовых вложений.
В I полугодии 2012 года ФАС отмечает рост количества заявок на электронных аукционах (2,9), в аналогичном периоде 2011 года – 2,4. Среднее количество заявок на конкурсах осталось неизменным –1,9.
Характерно, что на электронных аукционах экономия бюджетных средств осталась на прежнем уровне – 17,6%, а на конкурсах упала с 15 до 13%. При этом начальные цены стали на 15–20% меньше, нежели они были до этого. Это связано с тем, что 21 апреля 2011 года вступил в силу ФЗ № 79, вносящий изменения в ФЗ № 94, в соответствии с которыми все заказчики должны обосновывать начальные максимальные цены.
В целом в I полугодии 2012 года общий объем государственного муниципального заказа, включая все формы (конкурсы, аукционы, запросы котировок, размещение у единственного поставщика), составил порядка 2,5 трлн руб., экономия при этом составила 169 млрд руб.
Напомним: пять электронных площадок, прошедших конкурсный отбор, начали работу осенью 2012 года. В соответствии с соглашением, заключенным между Министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой и электронными площадками, до 25 января 2015 года на них будут проходить все электронные аукционы по государственным и муниципальным заказам.
«Итоги за год (III–IV кварталы 2011 года и I–II кварталы 2012 года) показали, что суммарно электронные площадки собрали обеспечение по заявкам около 550 млрд руб. Это означает, что по всем торгам, объявленным с 1 августа, электронные площадки по всей территории РФ, по всем электронным аукционам начинают взимать плату с победителей торгов не 3 тыс. руб., а 2 тыс. руб., что делает электронные аукционы еще более доступными. Если в январе эта цифра превысит 720 млрд руб., то электронные аукционы в России станут полностью бесплатными», – заявил Михаил Евраев.
С появлением электронных аукционов появились и случаи электронного мошенничества. Бороться с ним можно с помощью компьютерного регистратора. Сервер, в режиме он–лайн фиксирующий все, что происходит на электронных площадках, и действия самих площадок, должен был появиться еще полтора года назад, но, к сожалению, пока работа выполнена только на 70%.
Я буду жаловаться…
В I полугодии 2012 года не состоялись 66% конкурсов (–4% к 2011 году) и 51% электронных аукционов (–5% к 2011 году). То есть несостоявшихся электронных аукционов на 15% меньше, чем конкурсов. Это свидетельствует о том, что конкурентная среда набирает обороты, считает Михаил Евраев: «Если торги не состоялись, заказчики имеют право обратиться в контролирующие органы по согласованию размещения заказов у единственного поставщика на тех же условиях, что были на торгах. Количество обращений по согласованию единственного поставщика в I полугодии 2012 года составило 3589, что на 10% меньше, чем в 2011 году (3991). Это говорит о том, что растет количество конкурентных процедур».
В целях защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, а также повышения эффективности размещения заказов антимонопольным ведомством осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов. Всего за пять рабочих дней путем подачи жалобы предприниматель может защитить свои права.
Как правило, среди основных причин жалоб – утверждение заказчиками документации о торгах, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов, и неправомерное отклонение членами котировочной или единой комиссии котировочной заявки, то есть отказ в допуске к участию в торгах.
ФАС России отмечает снижение количества обоснованных жалоб. Если в I полугодии 2011 года было 43,4 тыс., то в аналогичном периоде 2012 года – 39,4 тыс. жалоб. Это очень показательная тенденция. По статистике, в суде обжалуется 3% решений ФАС по существу. При этом в силе остается 80% обжалованных в суде решений (по центральному аппарату ФАС России – 92%).
Кстати, 1 августа 2012 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало новый административный регламент о порядке рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой, регулирующий порядок рассмотрения жалоб участников размещения заказов. Новый регламент приведен в соответствие с действующим законодательством.
О бедном ФЗ № 94 замолвите слово…
Действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в сфере государственного и муниципального заказа предоставляло практически неограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у «аффилированных» хозяйствующих субъектов. По экспертным оценкам, до принятия закона о госзакупках только 1% от всех аукционов проводился без административного давления и субъективного фактора со стороны заказчиков.
Вступивший в силу с 1 января 2006 года новый Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему заказа: появилась возможность использования электронно–цифровых подписей, электронного документооборота, единого реестра контрактов и многое другое.
В споре о плюсах и минусах закона № 94–ФЗ было сломано немало копий, однако именно благодаря этому закону был сделан настоящий прорыв в сфере регулирования госзаказа, считают в антимонопольном ведомстве.
В соответствии с законом № 94–ФЗ сведения о закупках стали размещаться в электронной форме на едином общероссийском официальном сайте.
Установлен закрытый перечень требований к участникам торгов (наличие правоспособности, лицензий и т. д.). Произвольные квалификационные требования к участникам торгов заменены на финансовые гарантии исполнения контрактов. Предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, исключающее их участие в госзаказе.
Обеспечен переход на преимущественное размещение заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Установлено требование о неизменности условий заключенных контрактов. Законодательство, действовавшее до принятия ФЗ № 94, позволяло произвольно изменять любые условия контрактов при их исполнении, в том числе и цены контракта, что фактически означало фиктивность процедур торгов и приводило к неконтролируемому росту стоимости контрактов.
Установлена административная процедура обжалования действий заказчика, которые ущемляют права и законные интересы участников торгов. До принятия ФЗ № 94 результаты конкурса можно было обжаловать только в суде в ходе длительной судебной процедуры. К моменту вынесения судебного решения контракт мог быть уже исполнен, что фактически означало невозможность реального обжалования недобросовестных и коррупционных действий заказчиков на торгах. Кроме того, введена административная ответственность должностных лиц заказчиков за нарушения требований законодательства о размещении заказов.
Предложения по ФКС
Вместе с тем реформа системы госзаказа, начало которой было положено принятием закона 94–ФЗ, еще не завершена. Правительственный законопроект о ФКС, разработанный Минэкономразвития, принятый Госдумой в первом чтении и требующий серьезной доработки, вступит в действие не ранее 1 января 2014 года.
В настоящее время требуется принятие комплексного законопроекта, направленного на решение остающихся проблем в данной сфере. ФАС России выделяет ряд позиций, требующих своего решения.
Именно поэтому антимонопольное ведомство разработало свой проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», которым предлагается сохранить все позитивное, что есть в законе № 94–ФЗ, и ввести системное и функционально более полное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
Предусмотренный законопроектом подход к совершенствованию системы госзаказа является эволюционным (в отличие от имеющихся альтернативных предложений, основанных на отказе от положительных результатов, достигнутых в ходе реформирования системы размещения заказов с 1 января 2006 года) и сохраняющим сформированное единое экономическое пространство на территории Российской Федерации.
Целостность системы размещения заказов также обеспечивается преемственностью принятых в развитие 94–ФЗ более 30 подзаконных актов Правительства РФ.
Положения законопроекта взаимоувязаны с планом по введению ФКС в рамках утвержденной концепции повышения эффективности бюджетных расходов, одобренным Председателем Правительства РФ. Этот комплексный системный документ по созданию ФКС предусматривает внесение законодательных изменений и принятие актов правительства, направленных на устранение существующих разрывов между БК, ФЗ № 94 и ГК как составными частями имеющейся федеральной контрактной системы, значительно повысив ее качество. В конечном итоге реализация данного плана приведет к получению единого замкнутого цикла госзакупок, начиная от процесса планирования и заканчивая исполнением контракта.
В частности, предлагается на этапе планирования в целях повышения профессионализма заказчиков и получения качественной продукции централизовать функции по размещению заказов путем создания системы уполномоченных органов на федеральном уровне, а также путем создания уполномоченных органов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По оценкам ФАС, таких профессиональных закупочных центров по всей стране должно быть создано не более 3–5 тыс.
По мнению ФАС, процедуру запроса котировок, позволяющую выбирать «аффилированную» с заказчиком компанию, необходимо заменить процедурой короткого электронного аукциона, при которой заказчик может проводить закупки с начальной (максимальной) ценой контракта до 7 млн рублей.
В целях защиты интересов сторон контракта при неисполнении условий контракта другой стороной предусматривается как для заказчиков, так и для поставщиков возможность быстрого расторжения контрактов (в течение 10 дней) через специальную административную процедуру на основании решений межведомственной комиссии.
ФАС России предлагает также вести реестр добросовестных поставщиков (РДП), чтобы предприниматели, успешно работающие в сфере госзаказа, могли представлять обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта в сниженном размере.
На этапе исполнения предлагается ввести ряд мер, направленных на повышение качества администрирования контрактов.
Законопроект о ФКС, подготовленный Антимонопольной службой, содержит и другие новеллы. ФАС России открыта для дискуссии и готова обсуждать свою концепцию закона о ФКС со всеми заинтересованными сторонами.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
06.09.2012